Инновационная и научно-техническая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: рассмотрение основных направлений, задач научно-технической политики, а также ее научно-технических приоритетов в Республики Беларусь.
Для реализации данной цели решались следующие задачи:
Рассматривались научная, научно-техническая и инновационные сферы в стране.
Анализировались основные научно-технические приоритеты.
Рассматривалось перспективное развитие научно-технической политики и научно-технических приоритетов в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.docx

— 75.08 Кб (Скачать)

      -  опытно-конструкторские  работы.  Изготавливается  опытный  образец   или установка   для   производства    новой    продукции,    подготавливается соответствующая документация;

      - освоение и  внедрение   в  производство.  Технология  производства  нового изделия  приспосабливается к условиям  предприятия.  Проводятся  проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

       Каждая стадия характеризуется  специфическими задачами, особым подходом к их решению,  определенным  составом  и  уровнем  квалификации  участников, выбором определенных средств и предметов труда, материальными и  финансовыми ресурсами, различными  формами  объединения  исполнителей  и  управления  их деятельностью. С понятием НТП тесно связано понятие научно-технического потенциала.

     Научно-технический  потенциал представляет собой  совокупность  научно-технических  кадров,  материальных,  финансовых,   информационных   и   иных ресурсов, необходим для создания и  реализации  достижений  НТП  в  народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного  регулирования,  а следовательно, прогнозирования и  планирования.  Государство  выступает  как институт, финансирующий, организующий и управляющий его развитием.

     Структурная перестройка экономики,  ориентированная  на  использование интеллектуальных  ресурсов  и  развитие  высокотехнологичных  производств  в противовес материало- и  энергоемким  производствам,  предполагает  создание условий  для  непрерывного  обновления   технологий   и   продукции,   роста образовательного  уровня  населения  и  совершенствования  управления  путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.

       В широком смысле  под  инновациями   понимают  новые  технологии,  виды услуг,     продукции,     новые      организационно-технические      решения производственного, административного, финансового и иного характера.

     По  существу, смысл  всей  экономической  реформы  состоит  в  создании условий для  повышения  восприимчивости  экономики  к  инновациям,  развития инновационного предпринимательства и  обеспечения  экономического  роста  за счет  использования  достижений   науки   и   техники.   Это   обуславливает необходимость активизации инновационной деятельности.

     Инновационная деятельность – это деятельность по разработке и освоению результатов  исследований,  повышающих  эффективность  способов  и   средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства  новой продукции и технологий.

     Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно  сам  объект инноваций; во-вторых, ее  субъекты  –  предпринимателей,  а  также  систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии  их  реализации  (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

     С  целью  активизации   инновационной   деятельности   разрабатывается инновационная   политика,   представляющая    совокупность    принципов    и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного  инновационного  климата в  стране.  Инновационная  политика  является  составной  частью  социально-экономической  политики.  Она  должна  объединять  общими  задачами   науку, технику,  производство,  потребление,  финансовую  систему,  образование   и должна  быть  ориентирована  на  использование  интеллектуальных   ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

     Обычно  выделяют  три  главных   объективных   источника   образования научно-технических приоритетов.

     1. Нарастающая ограниченность производственных  ресурсов и  возникновение   на этой основе проблем текущей и предвидимой несбалансированности в народном хозяйстве. Чем больше ограничен какой-либо вид  ресурса,  тем  в  большей мере научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на  экономии и замещении данного вида ресурса.

     2.  Формирование  ”точек  роста”,  т.е.  создание   и   внедрение   новейших технологий,  организационно-технических  мероприятий,  которые  позволяют обеспечить достижение более высоких результатов развития  за  минимальный промежуток времени.

     3. Устранение или уменьшение  степени   воздействия  социальных  ограничений, связанных со здоровьем, условиями труда и  быта  человека,  необходимость поддержания экологического равновесия.

     Конкретные  направления  приоритетности  также   классифицируются   по отдельным группам, в том числе:

     1) научно-технические приоритеты  высшего  порядка.  Основным  критерием  их отбора  является  соответствие  конкретным  целям  развития   общества   в ближайшей и более отдаленной перспективе;

     2) отдельные инновационные проекты,  которые связаны с  решением  задач,  как правило, краткосрочного характера, но  имеющие  большую  актуальность  для отрасли, субъектов хозяйствования;

     3)  важнейшие  виды  импорта   технологий,   т.е.   использование   политики заимствования важнейших технологических разработок или закупки предприятий ”под ключ”.  Основное  требование  состоит в том,  чтобы обеспечивалась быстрая окупаемость расходуемых валютных средств и достигался ”прорыв”  по конкретному направлению НТП.

     Кроме общегосударственных приоритетов  формируются им аналогичные и  на уровне регионов.

     Среди приоритетных направлений инновационной  деятельности, например, в Беларуси  выделяются:  ресурсосберегающие  технологии,  новые  материалы   и источники энергии; повышение конкурентоспособности продукции  машиностроения и радиоэлектроники, расширение экспорта и занятие новых ниш мирового  рынка; импортозамещение  производства;  информатика;  телекоммуникации   и   связь; энергетика  и  транспорт;  переработка   и   хранение   сельскохозяйственной продукции; охрана окружающей среды.

     Ориентация   научно-технического   прогресса    на    производственные

потребности дополняется селекцией отдельных  направлений  развития  науки  и техники в соответствии с их  предполагаемой  эффективностью,  включая  сроки получения эффекта. Ввиду различной степени  зрелости  отдельных  технических решений  и  экономической  окупаемости  последовательность   их   реализации согласовывается с реальными финансовыми и другими возможностями.

     Инновационная политика базируется на таких важнейших  принципах, как:

      -  признание  модели   инновационного   развития   экономики   в   качестве приоритетной;

      -  создание  государством  экономико-правовых   условий   и   экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций  в  существенный  фактор экономического роста;

      - максимальное использование рыночных  механизмов активизации  инновационной  деятельности и предпринимательства,  создание  равных  стимулов  для   всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;

      - эффективное развитие  и  использование   собственного  научно-технического  потенциала и его реформирование  в  соответствии  с  целями  экономической политики;

      - оптимальное сочетание интересов  разработчиков, производителей продукции  и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в  качестве источника доходов.

     Реализация  этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства  с  точки  зрения  наиболее   эффективного   стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов  в основных  сферах   промышленности,   сельского   хозяйства   и   социального  комплекса.

     Эффективное  инновационное   развитие   предполагает   широкий   выбор инновационных идей и проектов.

     Источниками идей могут  быть  исследования  и  разработки  республики, достижения мировой науки и технологий, привлекаемые путем закупки  лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочной  аренды машин, оборудования, сооружений или  выдача  оборудования  напрокат),  ”ноу-хау”   (технические   знания,   опыт,   документация),   передача    которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.

     Преимущества  в реализации идей должны получать те из  них,  которые  в конкретных  условиях  обеспечивают   наилучший   результат   с   наименьшими затратами. Важным  является   формирование   инфраструктуры   нововведений, способствующей продвижению инноваций на рынок. В  Беларуси,  например,  намечается   развитие   системы   страхования инновационных проектов, информационной системы  о  передовых  технологиях  и состоянии их рынков,  венчурных  проектов,  квалифицированного  инжиниринга, консалтинга  и  аудита.  Предусматривается  обеспечение   защиты   прав   на результаты интеллектуального труда,  развитие  малого  научно-инновационного предпринимательства,    т.е.    благоприятных    экономических,    правовых,

организационных и других  условий  для  возникновения  новых  фирм,  занятых созданием и коммерциализацией научно-технических нововведений.

Должен  быть создан соответствующий уровень  стандартизации,  метрологии и сертификации, эффективной патентной системы,  обеспечивающей  защиту  прав на результаты интеллектуального труда.

     Механизм  реализации  инновационных  направлений  предполагает   также использование  различного  рода  регуляторов:  льготного  налогообложения  в научной  сфере,   субсидирования,   льготного   долгосрочного   кредитования разработчиков  и  потребителей  научно-технической   продукции,   увеличение затрат на НИОКР,  стимулирования  труда  научных  работников,  осуществления подготовки кадров. Намечается развитие научно-технического сотрудничества  с зарубежными странами.

       В современных  условиях,  когда   развитие  науки  и  техники   достигло исключительно больших масштабов, ни одна из  стран,  даже  таких,  как  США, Япония, Германия, Россия, с их огромным научным потенциалом, не в  состоянии в равной степени обеспечить развитие  всех  направлений  научно-технического прогресса.  Требуется  наличие  широких  связей  с  внешним  миром,  научно-техническая специализация, участие в мировом разделении  труда,  эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.

     Зарубежный   опыт   свидетельствует,   что   в   периоды    замедления экономического роста в странах не снижают, а, наоборот, увеличивают  затраты на науку и технологическое  переоснащение  производства.  Особая  значимость придается подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

       В  Беларуси  для  предотвращения  спада  в  науке  затраты   на   НИОКР предусматривается увеличить в ближайшей перспективе в 2 раза по сравнению  с 1995  г.  Намечается  усиление  прямой  поддержки сферы НИОКР   бюджетными средствами с доведением их доли в  общем  объеме  финансирования  до  50%  и осуществление перехода к  финансовой  поддержке  инновационных  проектов,  а также создание фондов  для  финансирования  НИОКР.  Увеличение  расходов  на науку  будет  способствовать  снижению  оттока   специалистов   из   научно-технической  сферы,  созданию  новых  научно-инновационных   предприятий   и развитию инновационной деятельности.

     Для  эффективного  управления  инновационными  процессами   необходимы мониторинг,  оценка   инновационной   деятельности,   прогнозирование   НТП, разработка государственных, отраслевых,  региональных  и  межгосударственных научно-технических программ и механизмов их реализации. 

2.2.Инновационная  инфраструктура Республики  Беларусь  

     На  сегодняшний день в республике действуют  следующие элементы инновационной  инфраструктуры:

  • Парк высоких технологий (специализация – ITиндустрия и сопутствующие отрасли) 
  • Научно – технологические парки (технопарки) – 10 организаций, позиционирующих себя в качестве технопарков, 3 из которых имеют соответствующий статус, присвоенный ГКНТ (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 1)
  • Белорусский инновационный фонд
  • Бизнес инкубаторы (в том числе специализирующиеся на поддержке инновационных предприятий) – 9
  • Центры трансфера технологий (включая Республиканский центр трансфера технологий и его региональные представительства, а также организации, с которыми заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве) – 24
  • Инновационные центры – 5
  • Научно-производственные (научно-практические) центры – 56
  • Информационные и маркетинговые центры – 10
  • Научно-технические библиотеки (включая заводские) – 476

Информация о работе Инновационная и научно-техническая политика Республики Беларусь