Инновационная и научно-техническая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: рассмотрение основных направлений, задач научно-технической политики, а также ее научно-технических приоритетов в Республики Беларусь.
Для реализации данной цели решались следующие задачи:
Рассматривались научная, научно-техническая и инновационные сферы в стране.
Анализировались основные научно-технические приоритеты.
Рассматривалось перспективное развитие научно-технической политики и научно-технических приоритетов в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.docx

— 75.08 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Состояния инновационной деятельности в любом  государстве является важнейшим  индикатором развития общества и  его экономики. В настоящее время  инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической  политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата  для осуществления инновационных  процессов и является связующим  звеном между сферой «чистой» науки  и задачами производства.

     Учитывая  важность инноваций для достижения социально-экономических целей, очевидна и актуальность данной курсовой работы. Структурная перестройка экономики, ориентированная на  использование интеллектуальных ресурсов и развитие  высокотехнологичных  производств  в противовес материало- и  энергоемким  производствам,  предполагает  создание условий  для  непрерывного  обновления   технологий   и   продукции,  роста образовательного  уровня  населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.

     В широком смысле  под  инновациями  понимают  новые  технологии,  виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера. По существу, смысл  всей  экономической  реформы  состоит  в  создании условий для  повышения  восприимчивости  экономики  к  инновациям,  развития инновационного предпринимательства и обеспечения  экономического  роста  за счет  использования  достижений   науки   и   техники.   Это   обуславливает необходимость активизации инновационной деятельности. Инновационная деятельность – это деятельность по разработке и освоению результатов  исследований,  повышающих  эффективность  способов  и   средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства  новой продукции и технологий.

       Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам   объект инноваций; во-вторых, ее  субъекты  –  предпринимателей,  а  также  систему, обеспечивающую  продвижение инноваций до стадии  их  реализации  (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная  поддержка). С целью активизации инновационной деятельности   разрабатывается инновационная  политика, представляющая совокупность    принципов    и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного  инновационного  климата в  стране.  Инновационная  политика  является  составной  частью  социально-экономической  политики.  Она  должна  объединять  общими  задачами   науку, технику,  производство,  потребление,  финансовую  систему,  образование   и должна  быть  ориентирована  на  использование  интеллектуальных  ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

     Целью данной курсовой работы является: рассмотрение основных направлений, задач научно-технической  политики, а также ее научно-технических приоритетов в Республики Беларусь.

     Для реализации данной цели решались следующие  задачи:

  1. Рассматривались научная, научно-техническая и инновационные сферы в стране.
  2. Анализировались основные научно-технические приоритеты.
  3. Рассматривалось перспективное развитие научно-технической политики и научно-технических приоритетов в Республике Беларусь.

     Объектом  исследования являются научно-техническая  политика и научно-технические приоритеты Республики Беларусь, предметом исследования – механизмы осуществления НТП  в РБ, ее специфика, влияние научно-технических приоритетов на социально-экономическую жизнь в стране.

     В процессе исследования использован  широкий перечень источников: научные  издания, учебные пособия, публикации в периодической печати отечественных  и зарубежных авторов, рассматривающие  вопросы осуществления научно-технической политики в Республики Беларусь, а также ее основные научно-технические приоритеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСНОВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ.
 
    1. Общие положения.

     Государственная научно-техническая политика – неотъемлемая часть социально-экономической политики Республики Беларусь, включающая установленные  настоящим Законом основные цели, принципы, направления и способы  воздействия государства на субъекты научной, научно-технической и инновационной  деятельности, порядок взаимоотношений  между ними и государством, а также  между субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности. Законодательство о государственной научно-технической политике состоит из Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XІІ «Об основах государственной научно-технической политики» и других актов законодательства Республики Беларусь.

     Основными целями государственной научно-технической  политики Республики Беларусь являются:

     - обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

     - совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

     - достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

     Содержанием государственной научно-технической  политики Республики Беларусь является создание государственными органами необходимых  правовых, экономических, организационных  и иных условий для научной, научно-технической  и инновационной деятельности.

     Основными принципами формирования и реализации государственной научно-технической  политики Республики Беларусь являются:

  • государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;
  • выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;
  • ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;
  • участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;
  • участие ученых, их общественных организаций и объединений в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике;
  • непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров;
  • государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;
  • обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;
  • использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;
  • повышение престижа научного труда и технического творчества;
  • взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;
  • открытость научно-технической политики, не приносящая ущерба национальной безопасности, обороноспособности и жизненно-важным интересам Республики Беларусь;
  • поддержка развития инновационной инфраструктуры.

     Субъектами  государственной научно-технической  политики являются:

  1. государственные органы Республики Беларусь;
  2. юридические и физические лица, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность на территории Республики Беларусь.
  3. Права и обязанности субъектов государственной научно-технической политики в ее формировании и реализации регулируются законодательством Республики Беларусь.

          Объектами государственной научно-технической политики являются:

  1. научная, научно-техническая и инновационная деятельность;
  2. отношения между участниками научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  3. отношения между государственными органами и участниками научной, научно-технической и инновационной деятельности.

     Государственная научно-техническая политика формируется  Президентом Республики Беларусь с  участием Правительства – Совета Министров Республики Беларусь и реализуется Правительством Республики Беларусь и другими субъектами государственной научно-технической политики в соответствии с полномочиями, возложенными на них настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь. 
 

    1. Государственное управление научной, научно-технической  и инновационной  сферами.
 

     Государственные органы Республики Беларусь принимают  решения по вопросам научно-технического развития на основе предварительной  разработки прогнозов по важнейшим  проблемам социально-экономической, научно-технической и структурно-инвестиционной политики. Для обоснования государственной научно-технической политики Правительство Республики Беларусь организует разработку комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь. Государственная научно-техническая политика формируется на основе выбора приоритетных направлений научно-технической деятельности, концентрации ресурсов для решения наиболее важных социально-экономических проблем Республики Беларусь.

     Приоритетные  направления научно-технической  деятельности определяются по результатам  оценки состояния и разработки прогнозов  социально-экономического и научно-технического развития республики.

     Приоритетные  направления научно-технической  деятельности в Республике Беларусь разрабатываются Правительством Республики Беларусь, утверждаются Президентом  Республики Беларусь и являются основанием для распределения средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную  деятельность.

     С целью реализации государственной  научно-технической политики по приоритетным направлениям научно-технической деятельности разрабатываются государственные, отраслевые, региональные, межгосударственные научно-технические программы.

     Государственные научно-технические программы разрабатываются  для решения наиболее значимых народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных  проблем.

     Перечень  научно-технических программ, порядок  их разработки, финансирования и выполнения определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом  Республики Беларусь.

     Порядок участия Республики Беларусь в межгосударственных научно-технических программах устанавливается  международными (межгосударственными, межправительственными) договорами Республики Беларусь.

     Для создания и практического освоения новых и усовершенствования существующих технологий, видов продукции и  услуг осуществляются инновационные  проекты, разрабатываемые на конкурсной основе.

     Финансовая  поддержка инновационных проектов за счет средств республиканского бюджета  осуществляется, как правило, на конкурсной и на возвратной основе с долевым  участием заинтересованных организаций  и предприятий.

     Инновационные проекты могут выполняться самостоятельно или быть составной частью государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ.

     Порядок конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых  из республиканского бюджета, определяется Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

     Конкурсный  отбор заданий государственных  научно-технических программ и инновационных  проектов, финансируемых из республиканского бюджета, осуществляется на основе результатов  государственной научно-технической  экспертизы, для проведения которой  привлекаются на договорной (контрактной) основе научные организации, высшие учебные заведения, общественные организации  ученых, а также отдельные ученые и специалисты, в том числе  зарубежные.

Информация о работе Инновационная и научно-техническая политика Республики Беларусь