ВВЕДЕНИЕ
Состояния
инновационной деятельности в любом
государстве является важнейшим
индикатором развития общества и
его экономики. В настоящее время
инновационная политика в развитых
странах является составной частью
государственной социально-экономической
политики. Она позволяет решать задачи
перестройки экономики, непрерывного
обновления технической базы производства,
выпуска конкурентоспособной продукции,
другими словами направлена на создание
благоприятного экономического климата
для осуществления инновационных
процессов и является связующим
звеном между сферой «чистой» науки
и задачами производства.
Учитывая
важность инноваций для достижения социально-экономических
целей, очевидна и актуальность данной
курсовой работы. Структурная перестройка
экономики, ориентированная на использование
интеллектуальных ресурсов и развитие
высокотехнологичных производств
в противовес материало- и энергоемким
производствам, предполагает создание
условий для непрерывного обновления
технологий и продукции,
роста образовательного уровня
населения и совершенствования управления
путем нововведений (инноваций), основанных
на новейших научных знаниях.
В
широком смысле под инновациями
понимают новые технологии,
виды услуг, продукции, новые организационно-технические
решения производственного, административного,
финансового и иного характера. По существу,
смысл всей экономической реформы
состоит в создании условий для
повышения восприимчивости экономики
к инновациям, развития инновационного
предпринимательства и обеспечения
экономического роста за счет
использования достижений науки
и техники. Это обуславливает
необходимость активизации инновационной
деятельности. Инновационная деятельность
– это деятельность по разработке и освоению
результатов исследований, повышающих
эффективность способов и
средств осуществления конкретных процессов,
в том числе освоение производства
новой продукции и технологий.
Инновационная сфера охватывает,
во-первых, непосредственно сам
объект инноваций; во-вторых, ее
субъекты – предпринимателей,
а также систему, обеспечивающую
продвижение инноваций до стадии
их реализации (управление, инфраструктура,
финансовая и инвестиционная
поддержка). С целью активизации инновационной
деятельности разрабатывается
инновационная политика, представляющая
совокупность принципов
и мероприятий, обеспечивающих создание
благоприятного инновационного
климата в стране. Инновационная
политика является составной
частью социально-экономической
политики. Она должна объединять
общими задачами науку, технику,
производство, потребление, финансовую
систему, образование и должна
быть ориентирована на использование
интеллектуальных ресурсов, развитие
высокотехнологичных производств и приоритеты
экономики.
Целью
данной курсовой работы является: рассмотрение
основных направлений, задач научно-технической
политики, а также ее научно-технических
приоритетов в Республики Беларусь.
Для
реализации данной цели решались следующие
задачи:
- Рассматривались
научная, научно-техническая и инновационные
сферы в стране.
- Анализировались
основные научно-технические приоритеты.
- Рассматривалось
перспективное развитие научно-технической
политики и научно-технических приоритетов
в Республике Беларусь.
Объектом
исследования являются научно-техническая
политика и научно-технические приоритеты
Республики Беларусь, предметом исследования
– механизмы осуществления НТП
в РБ, ее специфика, влияние научно-технических
приоритетов на социально-экономическую
жизнь в стране.
В
процессе исследования использован
широкий перечень источников: научные
издания, учебные пособия, публикации
в периодической печати отечественных
и зарубежных авторов, рассматривающие
вопросы осуществления научно-технической
политики в Республики Беларусь, а также
ее основные научно-технические приоритеты.
- ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ.
- Общие
положения.
Государственная
научно-техническая политика – неотъемлемая
часть социально-экономической политики
Республики Беларусь, включающая установленные
настоящим Законом основные цели,
принципы, направления и способы
воздействия государства на субъекты
научной, научно-технической и инновационной
деятельности, порядок взаимоотношений
между ними и государством, а также
между субъектами научной, научно-технической
и инновационной деятельности. Законодательство
о государственной научно-технической
политике состоит из Закона Республики
Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XІІ «Об
основах государственной научно-технической
политики» и других актов законодательства
Республики Беларусь.
Основными
целями государственной научно-технической
политики Республики Беларусь являются:
-
обеспечение экономического и социального
развития республики за счет эффективного
использования интеллектуальных ресурсов
общества;
-
совершенствование научного, научно-технического
и инновационного потенциалов как важнейших
факторов социально-экономического прогресса;
-
достижение высокого интеллектуального
и культурного уровней общества, направленных
на улучшение качества жизни народа.
Содержанием
государственной научно-технической
политики Республики Беларусь является
создание государственными органами необходимых
правовых, экономических, организационных
и иных условий для научной, научно-технической
и инновационной деятельности.
Основными
принципами формирования и реализации
государственной научно-технической
политики Республики Беларусь являются:
- государственная
поддержка фундаментальных и прикладных
исследований;
- выбор приоритетных
направлений научно-технической деятельности
и первоочередная государственная поддержка
научных исследований и разработок, способствующих
решению важнейших проблем социально-экономического
развития республики;
- ориентация
научной, научно-технической и инновационной
деятельности на преимущественное развитие
в республике наукоемких ресурсо-, энерго-
и трудосберегающих производств и технологий;
- участие органов
местного управления и самоуправления
в формировании и реализации государственной
научно-технической политики;
- участие ученых,
их общественных организаций и объединений
в формировании и реализации государственной
научно-технической политики в республике;
- непосредственная
связь научной, научно-технической и инновационной
деятельности с образованием, подготовкой
научных кадров;
- государственная
поддержка одаренных детей, содействие
развитию их творческих способностей;
- обеспечение
свободы научной, научно-технической и
инновационной деятельности, правовая
защита интеллектуальной собственности;
- использование
преимущественно экономических методов
государственного регулирования научной,
научно-технической и инновационной деятельности;
- равноправие
всех субъектов научной, научно-технической
и инновационной деятельности, поощрение
конкурсности и конкуренции между ними;
- повышение
престижа научного труда и технического
творчества;
- взаимовыгодное
сотрудничество с другими государствами,
создание условий для привлечения иностранных
инвестиций на развитие науки и техники,
освоение новейших технологий и новых
видов продукции;
- открытость
научно-технической политики, не приносящая
ущерба национальной безопасности, обороноспособности
и жизненно-важным интересам Республики
Беларусь;
- поддержка
развития инновационной инфраструктуры.
Субъектами
государственной научно-технической
политики являются:
- государственные
органы Республики Беларусь;
- юридические
и физические лица, осуществляющие научную,
научно-техническую и инновационную деятельность
на территории Республики Беларусь.
- Права и обязанности
субъектов государственной научно-технической
политики в ее формировании и реализации
регулируются законодательством Республики
Беларусь.
Объектами государственной научно-технической
политики являются:
- научная,
научно-техническая и инновационная деятельность;
- отношения
между участниками научной, научно-технической
и инновационной деятельности;
- отношения
между государственными органами и участниками
научной, научно-технической и инновационной
деятельности.
Государственная
научно-техническая политика формируется
Президентом Республики Беларусь с
участием Правительства – Совета
Министров Республики Беларусь и реализуется
Правительством Республики Беларусь и
другими субъектами государственной научно-технической
политики в соответствии с полномочиями,
возложенными на них настоящим Законом
и другими актами законодательства Республики
Беларусь.
- Государственное
управление научной,
научно-технической
и инновационной
сферами.
Государственные
органы Республики Беларусь принимают
решения по вопросам научно-технического
развития на основе предварительной
разработки прогнозов по важнейшим
проблемам социально-экономической,
научно-технической и структурно-инвестиционной
политики. Для обоснования государственной
научно-технической политики Правительство
Республики Беларусь организует разработку
комплексного прогноза научно-технического
прогресса Республики Беларусь. Государственная
научно-техническая политика формируется
на основе выбора приоритетных направлений
научно-технической деятельности, концентрации
ресурсов для решения наиболее важных
социально-экономических проблем Республики
Беларусь.
Приоритетные
направления научно-технической
деятельности определяются по результатам
оценки состояния и разработки прогнозов
социально-экономического и научно-технического
развития республики.
Приоритетные
направления научно-технической
деятельности в Республике Беларусь
разрабатываются Правительством Республики
Беларусь, утверждаются Президентом
Республики Беларусь и являются основанием
для распределения средств республиканского
и местных бюджетов, выделяемых на
научную, научно-техническую и инновационную
деятельность.
С
целью реализации государственной
научно-технической политики по приоритетным
направлениям научно-технической деятельности
разрабатываются государственные,
отраслевые, региональные, межгосударственные
научно-технические программы.
Государственные
научно-технические программы разрабатываются
для решения наиболее значимых народнохозяйственных,
экологических, социальных и оборонных
проблем.
Перечень
научно-технических программ, порядок
их разработки, финансирования и выполнения
определяются Правительством Республики
Беларусь по согласованию с Президентом
Республики Беларусь.
Порядок
участия Республики Беларусь в межгосударственных
научно-технических программах устанавливается
международными (межгосударственными,
межправительственными) договорами Республики
Беларусь.
Для
создания и практического освоения
новых и усовершенствования существующих
технологий, видов продукции и
услуг осуществляются инновационные
проекты, разрабатываемые на конкурсной
основе.
Финансовая
поддержка инновационных проектов
за счет средств республиканского бюджета
осуществляется, как правило, на конкурсной
и на возвратной основе с долевым
участием заинтересованных организаций
и предприятий.
Инновационные
проекты могут выполняться самостоятельно
или быть составной частью государственных,
отраслевых, региональных и межгосударственных
научно-технических программ.
Порядок
конкурсного отбора и реализации
инновационных проектов, финансируемых
из республиканского бюджета, определяется
Правительством Республики Беларусь по
согласованию с Президентом Республики
Беларусь.
Конкурсный
отбор заданий государственных
научно-технических программ и инновационных
проектов, финансируемых из республиканского
бюджета, осуществляется на основе результатов
государственной научно-технической
экспертизы, для проведения которой
привлекаются на договорной (контрактной)
основе научные организации, высшие
учебные заведения, общественные организации
ученых, а также отдельные ученые
и специалисты, в том числе
зарубежные.