ВВЕДЕНИЕ 
     Состояния 
инновационной деятельности в любом 
государстве является важнейшим 
индикатором развития общества и 
его экономики. В настоящее время 
инновационная политика в развитых 
странах является составной частью 
государственной социально-экономической 
политики. Она позволяет решать задачи 
перестройки экономики, непрерывного 
обновления технической базы производства, 
выпуска конкурентоспособной продукции, 
другими словами направлена на создание 
благоприятного экономического климата 
для осуществления инновационных 
процессов и является связующим 
звеном между сферой «чистой» науки 
и задачами производства.
     Учитывая 
важность инноваций для достижения социально-экономических 
целей, очевидна и актуальность данной 
курсовой работы. Структурная перестройка 
экономики, ориентированная на  использование 
интеллектуальных ресурсов и развитие  
высокотехнологичных  производств  
в противовес материало- и  энергоемким  
производствам,  предполагает  создание 
условий  для  непрерывного  обновления   
технологий   и   продукции,  
роста образовательного  уровня  
населения и совершенствования управления 
путем нововведений (инноваций), основанных 
на новейших научных знаниях.
     В 
широком смысле  под  инновациями  
понимают  новые  технологии,  
виды услуг, продукции, новые организационно-технические 
решения производственного, административного, 
финансового и иного характера. По существу, 
смысл  всей  экономической  реформы  
состоит  в  создании условий для  
повышения  восприимчивости  экономики  
к  инновациям,  развития инновационного 
предпринимательства и обеспечения  
экономического  роста  за счет  
использования  достижений   науки   
и   техники.   Это   обуславливает 
необходимость активизации инновационной 
деятельности. Инновационная деятельность 
– это деятельность по разработке и освоению 
результатов  исследований,  повышающих  
эффективность  способов  и   
средств осуществления конкретных процессов, 
в том числе освоение производства  
новой продукции и технологий.
      
Инновационная сфера охватывает, 
во-первых, непосредственно сам  
объект инноваций; во-вторых, ее  
субъекты  –  предпринимателей,  
а  также  систему, обеспечивающую 
продвижение инноваций до стадии  
их  реализации  (управление, инфраструктура, 
финансовая и инвестиционная 
поддержка). С целью активизации инновационной 
деятельности   разрабатывается 
инновационная  политика, представляющая 
совокупность    принципов    
и мероприятий, обеспечивающих создание 
благоприятного  инновационного  
климата в  стране.  Инновационная  
политика  является  составной  
частью  социально-экономической  
политики.  Она  должна  объединять  
общими  задачами   науку, технику,  
производство,  потребление,  финансовую  
систему,  образование   и должна  
быть  ориентирована  на  использование  
интеллектуальных  ресурсов, развитие 
высокотехнологичных производств и приоритеты 
экономики.
     Целью 
данной курсовой работы является: рассмотрение 
основных направлений, задач научно-технической 
политики, а также ее научно-технических 
приоритетов в Республики Беларусь.
     Для 
реализации данной цели решались следующие 
задачи:
  - Рассматривались  
  научная, научно-техническая и инновационные 
  сферы в стране.
 
  - Анализировались 
  основные научно-технические приоритеты.
 
  - Рассматривалось 
  перспективное развитие научно-технической 
  политики и научно-технических приоритетов 
  в Республике Беларусь.
 
     Объектом 
исследования являются научно-техническая 
политика и научно-технические приоритеты 
Республики Беларусь, предметом исследования 
– механизмы осуществления НТП 
в РБ, ее специфика, влияние научно-технических 
приоритетов на социально-экономическую 
жизнь в стране.
     В 
процессе исследования использован 
широкий перечень источников: научные 
издания, учебные пособия, публикации 
в периодической печати отечественных 
и зарубежных авторов, рассматривающие 
вопросы осуществления научно-технической 
политики в Республики Беларусь, а также 
ее основные научно-технические приоритеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - ОСНОВЫ 
  ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
  НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ 
  ПОЛИТИКИ.
 
 
    - Общие 
    положения.
 
     Государственная 
научно-техническая политика – неотъемлемая 
часть социально-экономической политики 
Республики Беларусь, включающая установленные 
настоящим Законом основные цели, 
принципы, направления и способы 
воздействия государства на субъекты 
научной, научно-технической и инновационной 
деятельности, порядок взаимоотношений 
между ними и государством, а также 
между субъектами научной, научно-технической 
и инновационной деятельности. Законодательство 
о государственной научно-технической 
политике состоит из Закона Республики 
Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XІІ «Об 
основах государственной научно-технической 
политики» и других актов законодательства 
Республики Беларусь.
     Основными 
целями государственной научно-технической 
политики Республики Беларусь являются:
     - 
обеспечение экономического и социального 
развития республики за счет эффективного 
использования интеллектуальных ресурсов 
общества;
     - 
совершенствование научного, научно-технического 
и инновационного потенциалов как важнейших 
факторов социально-экономического прогресса;
     - 
достижение высокого интеллектуального 
и культурного уровней общества, направленных 
на улучшение качества жизни народа.
     Содержанием 
государственной научно-технической 
политики Республики Беларусь является 
создание государственными органами необходимых 
правовых, экономических, организационных 
и иных условий для научной, научно-технической 
и инновационной деятельности.
     Основными 
принципами формирования и реализации 
государственной научно-технической 
политики Республики Беларусь являются:
  - государственная 
  поддержка фундаментальных и прикладных 
  исследований;
 
  - выбор приоритетных 
  направлений научно-технической деятельности 
  и первоочередная государственная поддержка 
  научных исследований и разработок, способствующих 
  решению важнейших проблем социально-экономического 
  развития республики;
 
  - ориентация 
  научной, научно-технической и инновационной 
  деятельности на преимущественное развитие 
  в республике наукоемких ресурсо-, энерго- 
  и трудосберегающих производств и технологий;
 
  - участие органов 
  местного управления и самоуправления 
  в формировании и реализации государственной 
  научно-технической политики;
 
  - участие ученых, 
  их общественных организаций и объединений 
  в формировании и реализации государственной 
  научно-технической политики в республике;
 
  - непосредственная 
  связь научной, научно-технической и инновационной 
  деятельности с образованием, подготовкой 
  научных кадров;
 
  - государственная 
  поддержка одаренных детей, содействие 
  развитию их творческих способностей;
 
  - обеспечение 
  свободы научной, научно-технической и 
  инновационной деятельности, правовая 
  защита интеллектуальной собственности;
 
  - использование 
  преимущественно экономических методов 
  государственного регулирования научной, 
  научно-технической и инновационной деятельности;
 
  - равноправие 
  всех субъектов научной, научно-технической 
  и инновационной деятельности, поощрение 
  конкурсности и конкуренции между ними;
 
  - повышение 
  престижа научного труда и технического 
  творчества;
 
  - взаимовыгодное 
  сотрудничество с другими государствами, 
  создание условий для привлечения иностранных 
  инвестиций на развитие науки и техники, 
  освоение новейших технологий и новых 
  видов продукции;
 
  - открытость 
  научно-технической политики, не приносящая 
  ущерба национальной безопасности, обороноспособности 
  и жизненно-важным интересам Республики 
  Беларусь;
 
  - поддержка 
  развития инновационной инфраструктуры.
 
     Субъектами 
государственной научно-технической 
политики являются:
  - государственные 
  органы Республики Беларусь;
 
  - юридические 
  и физические лица, осуществляющие научную, 
  научно-техническую и инновационную деятельность 
  на территории Республики Беларусь.
 
  - Права и обязанности 
  субъектов государственной научно-технической 
  политики в ее формировании и реализации 
  регулируются законодательством Республики 
  Беларусь.
 
          
Объектами государственной научно-технической 
политики являются:
  - научная, 
  научно-техническая и инновационная деятельность;
 
  - отношения 
  между участниками научной, научно-технической 
  и инновационной деятельности;
 
  - отношения 
  между государственными органами и участниками 
  научной, научно-технической и инновационной 
  деятельности.
 
     Государственная 
научно-техническая политика формируется 
Президентом Республики Беларусь с 
участием Правительства – Совета 
Министров Республики Беларусь и реализуется 
Правительством Республики Беларусь и 
другими субъектами государственной научно-технической 
политики в соответствии с полномочиями, 
возложенными на них настоящим Законом 
и другими актами законодательства Республики 
Беларусь. 
 
    - Государственное 
    управление научной, 
    научно-технической 
    и инновационной 
    сферами.
 
 
     Государственные 
органы Республики Беларусь принимают 
решения по вопросам научно-технического 
развития на основе предварительной 
разработки прогнозов по важнейшим 
проблемам социально-экономической, 
научно-технической и структурно-инвестиционной 
политики. Для обоснования государственной 
научно-технической политики Правительство 
Республики Беларусь организует разработку 
комплексного прогноза научно-технического 
прогресса Республики Беларусь. Государственная 
научно-техническая политика формируется 
на основе выбора приоритетных направлений 
научно-технической деятельности, концентрации 
ресурсов для решения наиболее важных 
социально-экономических проблем Республики 
Беларусь.
     Приоритетные 
направления научно-технической 
деятельности определяются по результатам 
оценки состояния и разработки прогнозов 
социально-экономического и научно-технического 
развития республики.
     Приоритетные 
направления научно-технической 
деятельности в Республике Беларусь 
разрабатываются Правительством Республики 
Беларусь, утверждаются Президентом 
Республики Беларусь и являются основанием 
для распределения средств республиканского 
и местных бюджетов, выделяемых на 
научную, научно-техническую и инновационную 
деятельность.
     С 
целью реализации государственной 
научно-технической политики по приоритетным 
направлениям научно-технической деятельности 
разрабатываются государственные, 
отраслевые, региональные, межгосударственные 
научно-технические программы.
     Государственные 
научно-технические программы разрабатываются 
для решения наиболее значимых народнохозяйственных, 
экологических, социальных и оборонных 
проблем.
     Перечень 
научно-технических программ, порядок 
их разработки, финансирования и выполнения 
определяются Правительством Республики 
Беларусь по согласованию с Президентом 
Республики Беларусь.
     Порядок 
участия Республики Беларусь в межгосударственных 
научно-технических программах устанавливается 
международными (межгосударственными, 
межправительственными) договорами Республики 
Беларусь.
     Для 
создания и практического освоения 
новых и усовершенствования существующих 
технологий, видов продукции и 
услуг осуществляются инновационные 
проекты, разрабатываемые на конкурсной 
основе.
     Финансовая 
поддержка инновационных проектов 
за счет средств республиканского бюджета 
осуществляется, как правило, на конкурсной 
и на возвратной основе с долевым 
участием заинтересованных организаций 
и предприятий.
     Инновационные 
проекты могут выполняться самостоятельно 
или быть составной частью государственных, 
отраслевых, региональных и межгосударственных 
научно-технических программ.
     Порядок 
конкурсного отбора и реализации 
инновационных проектов, финансируемых 
из республиканского бюджета, определяется 
Правительством Республики Беларусь по 
согласованию с Президентом Республики 
Беларусь.
     Конкурсный 
отбор заданий государственных 
научно-технических программ и инновационных 
проектов, финансируемых из республиканского 
бюджета, осуществляется на основе результатов 
государственной научно-технической 
экспертизы, для проведения которой 
привлекаются на договорной (контрактной) 
основе научные организации, высшие 
учебные заведения, общественные организации 
ученых, а также отдельные ученые 
и специалисты, в том числе 
зарубежные.