Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:35, реферат
В начале 1990-х годов в Беларуси был объявлен стратегический курс на построение
экономики, основанной на науке и технологиях26. В рамках данного курса в стране
принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений
правительства и множество иных нормативно-правовых актов. В результате в
белорусском обществе закрепилось понимание приоритетности и важности науки и
технологий для экономического благополучия страны.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
«Финансы и бухгалтерский учет»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Теория финансов»
на
тему: «Инновационная программа Республики
Беларусь»
Выполнила
Проверила старший преподаватель
Могилёв
2011
Создание благоприятной инновационной среды
В начале 1990-х годов в Беларуси был объявлен стратегический курс на построение
экономики, основанной на науке и технологиях26. В рамках данного курса в стране
принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений
правительства и множество иных нормативно-правовых актов. В результате в
белорусском обществе закрепилось понимание приоритетности и важности науки и
технологий для экономического благополучия страны.
С принятием в 2007 году Государственной программы инновационного развития
коммерциализация научных разработок стала ведущим приоритетом инновационной
деятельности. В программе представлена концепция Национальной инновационной
системы и системы управления НИС. Значительные усилия были затрачены на
построение институционального компонента НИС. Определены роли и функции
органов государственного управления на национальном и региональном уровнях.
Стратегическая цель Государственной программы инновационного развития –
построение в Беларуси инновационной, конкурентоспособной, наукоемкой, устойчивой
и социально-ориентированной экономики. Значительная часть программы посвящена
описанию Национальной
инновационной системы и
состав Инновационной системы Республики Беларусь входят:
• Законы и иные нормативно-правовые акты органов государственного
управления;
• Национальные стратегические приоритеты и их реализация в программах
всех уровней;
• Распределение обязанностей на национальном, региональном, местном и
институциональном уровнях по управлению, организации и контролю за
выполнением программ.
Концепция Национальной инновационной системы разработана на основе
Национальной стратегии устойчивого развития до 2020 года, Технологического
прогноза на 2006-2025 годы и иных стратегических документов министерств и
ведомств. Концепция была одобрена Комитетом по научно-технической политике при
Совете Министров 8 июня 2006 года. Как отмечают авторы документа, в разработке и
реализации научной и инновационной политики страны доминирует ведомственный
подход. В Концепции справедливо указано на ряд недостатков действующей НИС и, в
частности, на недостаточную роль предпринимательского сектора как одного из
главных движущих сил в развитии инновационной инфраструктуры и рынка
инноваций.
Основы инновационной политики
В нормативно-правовом регулировании инновационной деятельности основной упор
делается на
научно-технологические
представляется наиболее приоритетным для Беларуси, но и фактически
отождествляется с инновационной деятельностью в широком понимании. Подобное
понимание представляется чрезмерно зауженным по сравнению с преобладающими
трактовками инноваций. В результате, некоторые товары,
услуги, организационные нововведения и т.п., считающиеся инновациями в
международной практике, не будут учитываться как таковые в Беларуси. Подобные
ситуации возникают, несмотря на то, что в более ранних актах законодательства
используется
более широкое понимание
Соответственно, в Беларуси меры политики в области инноваций, вероятно, имеют
более узкий спектр и сферу охвата по сравнению с другими странами,
придерживающимися более широкой трактовки инноваций.
В Государственной программе инновационного развития представлено
централизованное распределение задач и сфер ответственности, реализуемых в рамках
государственных программ. Разработка и принятие Программы – результат длительных
процессов планирования и координации (Вставка 1). Государственные программы
имеют иерархическую структуру. Распределение программ по уровням и схема
взаимосвязей между ними представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1.
Иерархия государственных
программ
Источник: Выступление И. Солоновича на пятой сессии Комитета по экономическому сотрудничеству и
интеграции, 1-3 декабря 2010, Женева
Вставка 1. Процесс разработки Государственной программы инновационного развития
Республики Беларусь
Государственная программа инновационного развития является итогом сложных процессов
планирования и координации и составляет основу для реализации государственных программ и
проектов в период ее действия. В ней объединены проекты и программы, предложенные
заинтересованными сторонами либо разработанные в рамках приоритетных направлений.
На стадии разработки
Программы принимались
условиям финансирования инноваций. Ведущая роль при этом отводилась Государственному
комитету по
науке и технологиям. Комитет
осуществлял научную и
программ и проектов, а также отвечал за координацию и консолидацию рабочих планов и
предложений министерств, государственных комитетов и иных ведомств, Академии наук и
прочих организаций национального уровня, занимающихся инновационной и научно-
исследовательской деятельностью за счет средств государственного бюджета. Процесс
согласования и координации также охватывал программы развития областей и отраслевые
программы развития, разработанные на уровне местных органов власти, министерств и
государственных концернов (т.е. объединений предприятий со значительной долей
государственной собственности). Обязательное требование ко всем программам – соответствие законодательно установленным приоритетным направлениям (например, перечисленным в Указе Президента Республики Беларусь №315 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006-2010 годы» от 6 июля 2005 года. Итоговый документ был представлен на рассмотрение Совета Министров.
Программа содержит подробный перечень целевых показателей. Например, количество
внедренных технологий (отечественных и зарубежных) и доля инновационной продукции в общем товарообороте служат важными характеристиками результатов инновационной
деятельности. Ведущая роль государственных организаций в инновационной деятельности делает возможным использование этих показателей в целях управления и контроля, в отличие от других стран, где они служат для ретроспективной оценки успешности мер поддержки инноваций. Отмеченная особенность также отражена в практике разработки мероприятий, предусматривающих указание итоговых показателей (на основании целевых показателей Государственной программы инновационного развития). Итогом данного процесса служит перечень мероприятий для реализации в период действия программы, содержащий также информацию по планируемым объемам финансирования.
Мероприятия Программы разделены на три группы: 1. Создание высокоприоритетных
производств на новых предприятиях; 2. Создание новых производств на действующих
предприятиях; 3. Модернизация существующих производств на основе новых и высоких
технологий. Описанная
структура мероприятий
являются инвестициями или поэтапными инновациями.
Первый уровень представлен государственными научно-исследовательскими
программами как по фундаментальным, так и по прикладным наукам. Указанные
программы основаны
на приоритетах научных
правительством страны. Координация и организация их выполнения возложены на
Академию наук. Всего разработано 40 программ, из которых шестнадцать намечены к
реализации в 2011-2015 годах.
Ко второму уровню относятся государственные научно-технические программы по
приоритетным направлениям, установленным указами Президента. Координатором
реализации программ
выступает Государственный
Программы двух уровней объединены в Государственные целевые комплексные
научно-технические программы в соответствии с приоритетными направлениями
научно-технической деятельности. Основная цель подобного объединения – улучшить
координацию между научными исследованиями и разработать технологии на основе
полученных результатов. В 2010 году выполнялось 11 комплексных программ33, в
состав которых входили 33 государственные научно-исследовательские программы и
27 государственных научно-технических программ. На 2011–2015 годы запланирована
реализация 12 комплексных программ, объединяющих 18 программ первого уровня и
28 программ второго уровня.
К третьему уровню отнесены государственные программы по социальным и
экономическим вопросам, принимаемые на уровне Президента и Правительства и
имеющие достаточно выраженный отраслевой характер. Цель таких программ –
содействовать реализации приоритетных направлений социально-экономического
развития Беларуси, указанных в Национальной программе социально-экономического
развития.
Для финансирования программ используются разнообразные механизмы. Бюджетное
Информация о работе Инновационная программа Республики Беларусь