Инновационная программа Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:35, реферат

Краткое описание

В начале 1990-х годов в Беларуси был объявлен стратегический курс на построение
экономики, основанной на науке и технологиях26. В рамках данного курса в стране
принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений
правительства и множество иных нормативно-правовых актов. В результате в
белорусском обществе закрепилось понимание приоритетности и важности науки и
технологий для экономического благополучия страны.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 527.59 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

     Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет» 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине «Теория финансов»

     на  тему: «Инновационная программа Республики Беларусь» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила                            студентка гр. ФК-091

                                                                                                      Клюева О.Г. 
 

Проверила         старший преподаватель

                                                                                            Олехнович Л.В. 
 
 
 
 
 
 
 

     Могилёв 2011 
 

Создание  благоприятной инновационной  среды

    В начале 1990-х годов в Беларуси был объявлен стратегический курс на построение

экономики, основанной на науке и технологиях26. В рамках данного курса в стране

принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений

правительства и множество иных нормативно-правовых актов. В результате в

белорусском обществе закрепилось понимание приоритетности и важности науки и

технологий для  экономического благополучия страны.

    С принятием в 2007 году Государственной программы инновационного развития

коммерциализация  научных разработок стала ведущим  приоритетом инновационной

деятельности. В  программе представлена концепция  Национальной инновационной

системы и системы  управления НИС. Значительные усилия были затрачены на

построение институционального компонента НИС. Определены роли и функции

органов государственного управления на национальном и региональном уровнях.

    Стратегическая цель Государственной программы инновационного развития –

построение в  Беларуси инновационной, конкурентоспособной, наукоемкой, устойчивой

и социально-ориентированной  экономики. Значительная часть программы  посвящена

описанию Национальной инновационной системы и механизмов ее деятельности. В

состав Инновационной  системы Республики Беларусь входят:

• Законы и иные нормативно-правовые акты органов государственного

управления;

• Национальные стратегические приоритеты и их реализация в программах

всех уровней;

• Распределение  обязанностей на национальном, региональном, местном и

институциональном уровнях по управлению, организации и контролю за

выполнением программ.

     Концепция Национальной инновационной системы разработана на основе

Национальной  стратегии устойчивого развития до 2020 года, Технологического

прогноза на 2006-2025 годы и иных стратегических документов министерств и

ведомств. Концепция  была одобрена Комитетом по научно-технической  политике при

Совете Министров 8 июня 2006 года. Как отмечают авторы документа, в разработке и

реализации научной  и инновационной политики страны доминирует ведомственный

подход. В Концепции  справедливо указано на ряд недостатков  действующей НИС и, в

частности, на недостаточную  роль предпринимательского сектора  как одного из

главных движущих сил в развитии инновационной  инфраструктуры и рынка

инноваций.

Основы  инновационной политики

    В нормативно-правовом регулировании инновационной деятельности основной упор

делается на научно-технологические инновации. Данный вид инноваций не только

представляется  наиболее приоритетным для Беларуси, но и фактически

отождествляется с инновационной деятельностью  в широком понимании. Подобное

понимание представляется чрезмерно зауженным по сравнению  с преобладающими

трактовками инноваций. В результате, некоторые товары,

услуги, организационные  нововведения и т.п., считающиеся  инновациями в

международной практике, не будут учитываться как  таковые в Беларуси. Подобные

ситуации возникают, несмотря на то, что в более ранних актах законодательства

используется  более широкое понимание инноваций.

    Соответственно, в Беларуси меры политики в области инноваций, вероятно, имеют

более узкий  спектр и сферу охвата по сравнению  с другими странами,

придерживающимися более широкой трактовки инноваций.

    В Государственной программе инновационного развития представлено

централизованное  распределение задач и сфер ответственности, реализуемых в рамках

государственных программ. Разработка и принятие Программы  – результат длительных

процессов планирования и координации (Вставка 1). Государственные программы

имеют иерархическую  структуру. Распределение программ по уровням и схема

взаимосвязей  между ними представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1. Иерархия государственных программ 

 
 

Источник: Выступление И. Солоновича на пятой сессии Комитета по экономическому сотрудничеству и

интеграции, 1-3 декабря 2010, Женева

Вставка 1. Процесс разработки Государственной программы инновационного развития

Республики  Беларусь

Государственная программа инновационного развития является итогом сложных процессов

планирования  и координации и составляет основу для реализации государственных  программ и

проектов в  период ее действия. В ней объединены проекты и программы, предложенные

заинтересованными сторонами либо разработанные в рамках приоритетных направлений.

На стадии разработки Программы принимались принципиальные решения по направлениям и

условиям финансирования инноваций. Ведущая роль при этом отводилась Государственному

комитету по науке и технологиям. Комитет  осуществлял научную и техническую  экспертизу

программ и  проектов, а также отвечал за координацию  и консолидацию рабочих планов и

предложений министерств, государственных комитетов и  иных ведомств, Академии наук и

прочих организаций  национального уровня, занимающихся инновационной и научно-

исследовательской деятельностью за счет средств государственного бюджета. Процесс

согласования  и координации также охватывал  программы развития областей и отраслевые

программы развития, разработанные на уровне местных  органов власти, министерств и

государственных концернов (т.е. объединений предприятий  со значительной долей

государственной собственности). Обязательное требование ко всем программам – соответствие законодательно установленным приоритетным направлениям (например, перечисленным в Указе Президента Республики Беларусь №315 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006-2010 годы» от 6 июля 2005 года. Итоговый документ был представлен на рассмотрение Совета Министров.

    Программа содержит подробный перечень целевых показателей. Например, количество

внедренных технологий (отечественных и зарубежных) и  доля инновационной продукции в общем товарообороте служат важными характеристиками результатов инновационной

деятельности. Ведущая  роль государственных организаций  в инновационной деятельности делает возможным использование этих показателей в целях управления и контроля, в отличие от других стран, где они служат для ретроспективной оценки успешности мер поддержки инноваций. Отмеченная особенность также отражена в практике разработки мероприятий, предусматривающих указание итоговых показателей (на основании целевых показателей Государственной программы инновационного развития). Итогом данного процесса служит перечень мероприятий для реализации в период действия программы, содержащий также информацию по планируемым объемам финансирования.

    Мероприятия Программы разделены на три группы: 1. Создание высокоприоритетных

производств на новых предприятиях; 2. Создание новых  производств на действующих

предприятиях; 3. Модернизация существующих производств на основе новых и высоких

технологий. Описанная  структура мероприятий предполагает, что большинство из них

являются инвестициями или поэтапными инновациями.

    Первый уровень представлен государственными научно-исследовательскими

программами как по фундаментальным, так и по прикладным наукам. Указанные

программы основаны на приоритетах научных исследований, установленных

правительством  страны. Координация и организация  их выполнения возложены на

Академию наук. Всего разработано 40 программ, из которых  шестнадцать намечены к

реализации в 2011-2015 годах.

    Ко второму уровню относятся государственные научно-технические программы по

приоритетным  направлениям, установленным указами  Президента. Координатором

реализации программ выступает Государственный комитет  по науке и технологиям.

Программы двух уровней объединены в Государственные целевые комплексные

научно-технические  программы в соответствии с приоритетными  направлениями

научно-технической  деятельности. Основная цель подобного  объединения – улучшить

координацию между  научными исследованиями и разработать  технологии на основе

полученных результатов. В 2010 году выполнялось 11 комплексных программ33, в

состав которых входили 33 государственные научно-исследовательские программы и

27 государственных  научно-технических программ. На 2011–2015 годы запланирована

реализация 12 комплексных  программ, объединяющих 18 программ первого  уровня и

28 программ второго  уровня.

    К третьему уровню отнесены государственные программы по социальным и

экономическим вопросам, принимаемые на уровне Президента и Правительства и

имеющие достаточно выраженный отраслевой характер. Цель таких программ –

содействовать реализации приоритетных направлений  социально-экономического

развития Беларуси, указанных в Национальной программе социально-экономического

развития.

    Для финансирования программ используются разнообразные механизмы. Бюджетное

Информация о работе Инновационная программа Республики Беларусь