Инновационная программа Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:35, реферат

Краткое описание

В начале 1990-х годов в Беларуси был объявлен стратегический курс на построение
экономики, основанной на науке и технологиях26. В рамках данного курса в стране
принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений
правительства и множество иных нормативно-правовых актов. В результате в
белорусском обществе закрепилось понимание приоритетности и важности науки и
технологий для экономического благополучия страны.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 527.59 Кб (Скачать)

Предприятия, размещенные  в технопарках, облагаются налогом  по пониженной ставке

(10% вместо 25%). Деятельность  технопарков включает предоставление

консалтинговых  услуг и услуг маркетинга, организацию  участия в выставках, оказание

иных видов  поддержки. Технопарки представлены во всех регионах (Таблица 17), но

их наибольшее количество сосредоточено в г. Минске.

    Одним из ведущих технопарков г. Минска является Технопарк Политехник при

Белорусском национальном техническом университете. Это один из первых

технопарков страны, зарегистрированных в качестве субъекта инновационной

инфраструктуры. Политехник находится в собственности государства (доля

государственной собственности 100%), но имеет право  создавать коммерческие

предприятия с  участием отдельных исследователей в качестве частных акционеров (их

доля в уставном капитале может составлять 10-90%). Политехник выполняет широкий

спектр функций. К таковым относятся: апробация, сертификация, оценка, доработка

новых технологий, трансферт технологий и их внедрение  в производство, создание и

поддержка малых  и средних инновационных предприятий, привлечение таких

предприятий к  разработке и производству высокотехнологичной  продукции, анализ

рынков, проведение маркетинговых исследований, участие  в работе информационно-

маркетинговой сети университетов, поддержка центров  трансферта технологий при

университетах и т.п. В ходе выполнения этих функций Политехник установил связи с

партнерами из различных отраслей. Годовой оборот технопарка в 2009 году составил

300 тыс. долл. США, что в 30 раз выше, чем  в первый год деятельности (10 тыс.  долл.

США).

    Технопарки играют важную роль в процессе передачи научно-исследовательских

технологий и  содействуют созданию новых инновационных  предприятий, что является

необходимым условием устойчивого экономического роста. Однако, на практике

белорусские технопарки выполняют эти функции в весьма ограниченных масштабах

ввиду наличия  целого ряда сдерживающих факторов экономического и финансового

плана. Так для  получения финансирования по государственным  программам

технопарки должны находиться в полной государственной  собственности, что делает

их зависимыми от государственных средств. В результате технопарки в состоянии

предоставить  лишь очень скромную финансовую и  материальную поддержку новым

инновационным компаниям и сталкиваются с трудностями  в получении банковских

кредитов и  средств инновационных фондов. Технопарки смогут повысить

эффективность своей деятельности, если станут не просто структурами поддержки

предпринимательства в определенных отраслях, а базой  для создания

высокотехнологичных фирм, поставщиком специализированных услуг в области

технологий и  катализатором развития науки и  техники в своем регионе. Это  потребует

диверсификации  источников финансирования и более  широкого вовлечения в

деятельность  технопарков негосударственных структур.

    Сектор высшего образования фактически выполняет функции технологической

инфраструктуры. Вузы предлагают собственные проекты  и консалтинговые услуги

промышленным  предприятиям, что одновременно служит дополнительным

источником доходов  для профессорско-преподавательского состава. Таким образом,

деятельность  вузов компенсирует собой недостаточное  развитие сектора

консалтинговых  услуг. Например, Национальный технический  университет предлагает

услуги по выполнению анализов и экспертиз на базе пяти сертифицированных

лабораторий. Университетом  заключено в общей сложности 7000 контрактов на сумму

8 млн. долл. США.  Кроме того, каждый университет  имеет собственную базу данных продукции, выступая тем самым в качестве специализированного поставщика.

О государственной  программе инновационного развития

    Белорусская модель формирования социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики. С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового кризиса конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия.

  Достижение  главной стратегической цели инновационной  политики - формирование конкурентной экономики - возможно за счет кардинального  переоснащения и создания новых  организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых достижений науки и техники.

  В целях  продолжения работы по созданию инновационной  экономики разработана Государственная  программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

  Основная  цель - создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики.

  Основные  задачи:

  • создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия)
  • достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур
  • снижение материало-, энерго- и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности
  • формирование благоприятных правовых, экономических и социальных условий для технологического развития национальной экономики и привлечения инвестиций (в том числе прямых иностранных инвестиций и венчурного капитала)
  • развитие рынка научно-технической и инновационной продукции, повышение эффективности охраны интеллектуальной собственности, совершенствование механизмов коммерциализации результатов инновационной деятельности
  • ускорение инновационного развития регионов
  • формирование инновационного общества, создание эффективной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специалистов и руководителей для инновационной экономики.

      Основные  мероприятия:

  • создание новых высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств
  • реализация инновационных проектов, включенных:
  • в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь;
  • в планы (программы) развития видов экономической деятельности, закрепленных за республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, планы (программы) развития областей и г.Минска;
  • в государственные комплексные целевые научно-технические программы и государственные научно-технические программы.

  Источники финансирования:

  общая сумма  расходов на реализацию инновационных  проектов, включенных в перечень важнейших  проектов по созданию новых предприятий  и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, составляет 57,4 трлн. рублей, включая средства республиканского и местных бюджетов, собственные  средства организаций, кредиты белорусских  банков, заемные средства организаций, иностранные инвестиции, которые  будут уточняться при разработке плана реализации. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов подлежат уточнению после их утверждения. Финансирование инновационных проектов, включенных в планы (программы) развития видов экономической деятельности, закрепленных за республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, и планы развития областей и г.Минска, осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая средства инновационных фондов, собственных средств организаций, кредитов белорусских банков, заемных средств организаций, иностранных инвестиций и других источников, не запрещённых законодательством.

  Ожидаемые результаты от реализации:

  • модернизация национальной экономики в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности, включая:
  • формирование нового сегмента национальной экономики – высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств, соответствующих V и VI технологическим укладам;
  • повышение конкурентоспособности белорусских товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешних рынках и увеличение количества инновационно активных организаций, доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта
  • обеспечение выполнения прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, включая:
  • увеличение удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 – 21 %;
  • увеличение доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, – не менее 40 %;
  • рост внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5 – 2,9 % от ВВП;
  • рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) – не менее 7950 млн. долларов США
  • совершенствование системы управления и повышение эффективности национальной инновационной системы Республики Беларусь

    На 1 сентября 2010 г. в ходе реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития введены в эксплуатацию 726 проектов, в том числе создано 104 новых важнейших производств, модернизировано и реконструировано 258 действующих предприятий. Кроме того, внедрено 364 новых технологий на действующих предприятиях и производствах. До конца года планируется ввести в эксплуатацию ещё 314 инновационных проектов.

  В результате к окончанию реализации ГПИР будет  выполнено на 106 проектов больше, чем  предусмотрено госпрограммой. В  рамках государственных научно-технических  программ будет освоено 458 новых  технологий на 179 производствах.

  В текущем  году начата реализация ещё 120 инновационных  проектов, которые являются переходящими и будут включены в Государственную  программу инновационного развития Беларуси на 2011 – 2015 гг.

  В результате выполнения мероприятий по реализации госпрограммы произведено инновационной  продукции на сумму более 14,5 трлн. рублей, создано 11 тыс. новых рабочих  мест.

  В целом  в экономике идет планомерное  обновление основных фондов организаций  и снижение уровня износа основного  производственного оборудования. В 2006 г. уровень износа составлял 74%, в 2009 г. – уже 62,1%. В 2009 г. по сравнению  с 2006 г. практически втрое возросло число предприятий, на которых созданы  системы менеджмента качества по ИСО 9001, и на 2400 человек увеличилась  численность работников, выполняющих  научные исследования и разработки.

  В ходе реализации ГПИР промышленными организациями  освоен широкий спектр импортозамещающей  продукции, не производимой ранее в  стране. По промышленности доля новой  продукции в общем объеме производства за полугодие 2010 г. увеличилась с 16,8% до 20,2% при задании на год 19%. В  организациях пищевой промышленности освоен выпуск 156 видов новой продукции. Организациями нефтехимичекой отрасли выпущено за 2007-2010 годы более 280 видов новой продукции, произведено более 90 видов импортозамещающей продукции. В энергетической сфере модернизированы отдельные блоки крупнейших электростанций республики. До конца года планируется ввести в эксплуатацию после реконструкции Минскую ТЭЦ-2, ещё 2 мини-ТЭЦ.

  В 2010 г. завершается  реализация Государственной программы  инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136). Ее цель – создание инновационной, конкурентоспособной на мировом  рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей экономики. 
 

Информация о работе Инновационная программа Республики Беларусь