Инновационная программа Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:35, реферат

Краткое описание

В начале 1990-х годов в Беларуси был объявлен стратегический курс на построение
экономики, основанной на науке и технологиях26. В рамках данного курса в стране
принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений
правительства и множество иных нормативно-правовых актов. В результате в
белорусском обществе закрепилось понимание приоритетности и важности науки и
технологий для экономического благополучия страны.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 527.59 Кб (Скачать)

финансирование  составляет 85% стоимости программ первого  уровня и 50% -

программ второго  уровня. В зависимости от направленности программ третьего уровня

часть из них  финансируется из бюджета в полном объеме, а часть реализуется

полностью за счет внебюджетных средств. Наиболее значимые для инновационной

деятельности  программы первого и второго  уровней включены в Государственную

программу инновационного развития без изменения условий  финансирования.

В результате такого объединения Государственная программа  инновационного

развития содержит очень подробный перечень мероприятий  и индикаторов по каждому

министерству, государственному концерну и региону с указанием  потребностей в

финансировании  с разбивкой по источникам (государственный  или местный бюджет,

кредиты банков, прочие кредиты, собственные средства, и т.п.).

Реализация  управленческих решений

    Финансирование Государственной программы инновационного развития является

частью бюджетного процесса и находится в сфере  ответственности Министерства

финансов. В государственном  бюджете прописаны статьи расходов на финансирование

инновационных проектов отраслевыми министерствами. В то же время, отбор

проектов, подлежащих финансированию (включая проекты, финансируемые  по линии

министерств), возложен на Государственный комитет по науке  и технологиям (ГКНТ).

    После утверждения приоритетов и объемов финансирования научно-

исследовательским организациям и промышленным предприятиям предлагается

подавать проектные  заявки в рамках утвержденных подпрограмм. Работа с заявками в

рамках Программы содержит элементы экспертизы и конкуренции. По одной и той же

тематике может  быть подано несколько конкурирующих  заявок. Кроме того, все заявки

проходят несколько  стадий отбора для обеспечения их надлежащего качества. В

результате часть заявок отклоняется. Отбор заявок координируется ГКНТ, на который

возлагается общая  ответственность за его результаты. Финансирование по Программе

инновационного  развития в рамках соответствующей  подпрограммы выделяется только

под проекты, успешно  прошедшие все стадии конкурсного  отбора.

    Описанный выше состав заинтересованных сторон, а также преобладание отраслевых

механизмов координации  создают определенные трудности  для развития

предпринимательского  сектора в сфере инноваций  и не всегда способствует

укреплению связей между наукой и производством. Существующие механизмы

принятия решений  лишь в малой степени затрагивают  эти важные аспекты

инновационной деятельности, определяющие эффективность  НИС. Отбор

заинтересованных  сторон и выделение ресурсов по принципу ведомственной

принадлежности (а не по ключевым проблемам инновационной  деятельности и

направлениям  их решения) не способствует должному развитию горизонтального

сотрудничества, в частности между министерствами и ведомствами.

    Программа содержит обширный перечень подпрограмм и мероприятий, реализуемых

на различных  уровнях. Это обеспечивает высокую  степень детализации, но создает

трудности для  управления, мониторинга и оценки. Несмотря на иерархический процесс

сведения в  единый документ предложений с мест, подпрограммы могут

рассматриваться скорее как набор самостоятельных  мероприятий, чем как система

взаимосвязанных и дополняющих друг друга мер, направленных на решение проблем

межведомственного и межотраслевого характера. Примерами  таких проблем могут

служить: развитие малых инновационных фирм, поддержка  малых предприятий,

созданных на базе научно-исследовательских организаций

    Важной задачей межведомственного характера, не обозначенной в Государственной

программе инновационного развития, является формирование предпринимательского

духа у молодых  людей. Эта работа должна вестись  как среди школьников, так и  среди

студентов технических  и технологических университетов. По данным некоторых

исследований, молодые  люди Беларуси не рассматривают предпринимательство  как

перспективную карьеру. На первый взгляд, эта задача может рассматриваться как

относящаяся к  системе образования, но во многих странах  она решается в рамках

горизонтальных  подходов, с участием предпринимателей и привлечением частного

капитала. Следует  также учитывать, что эффективность  подобных усилий зависит от

создания в  стране благоприятной деловой среды 

    Основные показатели инновационного развития Беларуси в 2007-2010 годах отражены в таблице 2.

Таблица 2. Основные показатели инновационного развития

Беларуси  на 2007-2010 годы 

 

Источник: http://gknt.org.by/rus/gpir/gpirpok09/ 

Стартовые условия и механизмы  развития инновационной  инфраструктуры

    Инновационная инфраструктура Республики Беларусь

находится на начальной  стадии развития, но включает множество  организаций. За

2006–2010 годы их  количество значительно возросло (Таблица 3).

Таблица 3. Развитие инновационного потенциала Беларуси, 2007–2010 годы

    Особенностью функционирования инновационной инфраструктуры Республики

Беларусь является наличие определенных видов объектов, обладающих особенно

благоприятными  перспективами развития в существующих рамочных условиях и в

контексте применяемых инструментов политики по стимулированию инновационной

деятельности  и инновационного развития. Ярким  примером подобной структуры

является Белорусский  парк высоких технологий.

    Парк высоких технологий был открыт в 2005 году в соответствии с Указом Президента

для повышения  конкурентоспособности белорусских  производств в сфере новых и

высоких технологий, разработки новых технологий и расширения их экспорта, а также

для привлечения  современных зарубежных и белорусских  технологий в сферу ИКТ.

Сегодня в Парке  размещено 84 субъекта хозяйствования (82 предприятия со статусом

юридического  лица и 2 частных предпринимателя), занимающихся анализом,

разработкой и  производством программного обеспечения  информационных систем и

технологий, а  также компьютерной обработкой данных. Правительство рассматривает

возможность расширения парка за счет привлечения предприятий, работающих в

области медицинских  и биотехнологий, нанотехнологий, современных экологических

технологий и  иных приоритетных сфер. Среди фирм-резидентов Парка, 52% были

созданы белорусскими инвесторами, 26% иностранными инвесторами (100%

иностранного  капитала), и 22% при участии белорусского и иностранного капитала

(совместные  предприятия). О его успешной деятельности говорят следующие

показатели. В 2008 году объем производства (товаров, услуг, объектов

интеллектуальной  собственности) возрос в 1,8 раза к уровню предыдущего года. Доля

экспортной продукции  составила 85%, объем экспорта удваивался ежегодно в период с

2005 по 2008 год.

    Что касается рамочных условий, то наибольший интерес для резидентов представлял

льготный налоговый  режим. Резиденты Парка высоких  технологий освобождаются от

налогов и сборов в республиканский бюджет, налога на добавленную стоимость,

таможенных сборов и НДС на импортируемое оборудование и иные товары,

необходимые для  деятельности на территории Парка. Дивиденды, возврат

задолженностей, лицензионные и патентные вознаграждения, полученные

иностранными  юридическими лицами, не имеющими представительств на территории

Республики Беларусь, облагаются по ставке 5%, если действующими международными

соглашениями  не установлены более выгодные условия.

    Существующие правила базируются на широкой трактовке статуса резидента Парка. К

резидентам ПВТ  относятся не только субъекты хозяйствования, физически

размещающиеся на его территории, но и все иные субъекты, которые, даже будучи

расположенными  за его пределами, соответствуют  целям деятельности Парка,

выполняют правила  пребывания в нем и получили право  пользоваться правами и

привилегиями  резидента ПВТ.

    Инвесторы, осуществляющие вложения в инфраструктуру и строительство объектов

Парка, освобождаются  от уплаты земельного налога на весь период строительства, а

также от налога на недвижимость и от сбора за инфраструктуру. К отнесенным к Парку

зданиям не применяется  повышенная ставка земельного налога, установленная в г.

Минске. Быстрое расширение Парка и рост численности фирм-резидентов

наталкиваются на ряд проблем, преодоление которых  потребует как политических, так

и административных решений.

• Нехватка квалифицированных  специалистов и острая конкуренция  за их

привлечение провоцирует  рост заработных плат, не всегда подкрепленный

увеличением производительности труда. Это может отрицательно сказаться

на конкурентоспособности  продукции.

• Недостаток венчурного капитала и дефицит ресурсов для  финансирования

проектов являются серьезными препятствиями для дальнейшего  развития

фирм.

• Большинство  резидентов Парка специализируются на выполнении

сторонних заказов  и импортируют ИТ-услуги, а не конечный продукт. Для

такого экспорта характерна более низкие, чем при экспорте готового

продукта, добавленная  стоимость и выручка.

    Центры трансферта технологий и технопарки также вносят вклад в создание

благоприятных рамочных условий. Подобные структуры обычно создаются как малые

инновационные предприятия государственной формы  собственности, тесно

сотрудничающие с университетами. Университеты наделены правом создавать

собственные центры трансферта технологий, а в соответствии с принятым в мае 2010

года Указом Президента № 252 им может быть оказана  поддержка из

республиканского  бюджета для коммерциализации полученных научных результатов.

    Технопарки пользуются скидкой 50% при аренде площадей университетов.

Информация о работе Инновационная программа Республики Беларусь