Импичмент в социально-политической системе США

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Конституционная процедура импичмента в США" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Острота дискуссий вокруг проблемы импичмента в практике США, делает чрезвычайно интересной и актуальной данную тему для детального анализа. Правовое положение главы государства, определяемое установленной в стране формой правления, многоаспектно. Однако активизировавшиеся в последнее время в США процессы по привлечению к импичменту высших должностных лиц оживили интерес к одному из элементов правового статуса - порядку и пределах ответственности главы государства, поскольку этот вопрос перешел из теоретической в практическую плоскость.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Импичмент в политической системе США…………………………………………………5
Сущность и основные подходы к определению импичмента………………………...5
Законодательные акты и конституция США о процедуре импичмента……………..10
2. Проблема конституционной ответственности……………………………………………..15
2.1 Импичмента высших должностных лиц………………................................................15
2.2 Практическое применение процедуры импичмента Президента США……………..19
Заключение………………………………………………………………………………….. 26
Список литературы…………………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.30 Кб (Скачать)

Весь процесс привлечения  Президента к импичменту проходит в  парламенте: одна палата выступает  в качестве обвинителя, а другая – в роли суда. Начинается процедура  с внесением каким-либо конгрессменом  резолюции о привлечении к  ответственности президента, которая передается в юридический  комитет для рассмотрения предъявленных обвинений с точки зрения их обоснованности. Юридический комитет формулирует «статьи импичмента» (обвинительное заключение), которые обсуждаются на заседании палаты и ставятся на голосование. В случае утверждения обвинительного заключения, Палата представителей передает его в Сенат, который обладает исключительным правом решать дело по существу [2 с. 94].

Поскольку  по делу об импичменте сенаторы выступают в роли судей, в соответствии с конституцией они  приводятся к присяге или делают торжественное  заявление, о том, что они обязуются говорить только правду и поступать по совести  при исполнении должностных обязанностей. При рассмотрении импичмента Президента председательствует на заседании сената не Вице-президент, а Главный судья, председатель Верховного суда. Процедура  рассмотрения дела по импичменту напоминает обычную судебную – заслушивание свидетелей и стон, исследование доказательств  и вынесение вердикта. Решение  Сенат принимает тайным голосованием. Для осуждения Президента требуется  получение по каждому пункту обвинения 2/3 голосов присутствующих сенаторов. Таким образом, парламент США  решает вопрос не только о привлечении  к ответственности главы государства, но и о его виновности [2 с. 95].

Отрешение Президента от должности  в порядке импичмента влечет за собой  законодательный запрет на занятие  им в последующем ответственной  должности на  службе страны. Осуждение  американского Президента в порядке  импичмента кроме отстранения от должности означает и «лишение права  занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную либо приносящую доход должность на службе Соединенных Штатов Америки [2 с.96].

Поскольку Конституция не классифицирует импичмента либо как  уголовное право или гражданское, сенаторы имеют право определять свои собственные критерии серьезности  преступления предъявленного обвинения, и для отмены выбора часто вызывается "американский народ", который  и избрал Президента. Сенаторы отдают свои голоса в открытом заседании. Шестьдесят семь сенаторов должны согласиться, чтобы удалить президента. В дополнение к лишению осужденного официальных  полномочий, Сенат Может запретить  президенту занимать государственные  должности. И данный факт не подлежит обжалованию. Как сказал один прокурор: «Нет прощения, однажды осужденных Сенатом» [4 р. 14].

Проблема привлечения  президентов к ответственности  в США является: отсутствие  четких законодательных формулировок, что  позволяет парламенту расширительно  толковать действия главы государства как неправомерные и возбуждать против него процедуру импичмента; соотношение политических сил внутри парламента, которое может воспрепятствовать осуществлению данной процедуры до конца – осуждению и последующей отставке президента [5 c.11].

Правовая  процедура импичмента состоит из нескольких стадий:

1. юридический комитет  Палаты представителей Конгресса  выдвигает инициативу импичмента;

2. После прений Палата  представителей Конгресса простым  большинством голосов от общего  числа членов Палаты принимает  решение о выдвижении обвинения  против должностного лица и  придании его суду Сената. При  этом формулируются конкретные  пункты обвинения «статьи импичмента»

3. Дело об импичменте  слушается в Сенате как обычное  судебное дело. Сенат выступает  в качестве суда присяжных

4.  Без обсуждения Сенат  принимает решение о виновности  должностного лица по каждому  пункту обвинения.

5.   Если хотя бы  один пункт обвинения наберет  голоса 67 сенаторов, импичмент считается  состоявшимся, и должностное лицо  покидает свою должность.

В американской практике известны лишь три случая возбуждения вопроса  об импичменте в отношении президентов  – Эндрю Джонсона (1868), Ричарда  Никсона (1974) и Билла Клинтона (1998).

Таким образом, конституционное закрепление процедуры импичмента служит сдерживающим рычагом от угрозы диктатуры со стороны главы государства и других должностных лиц, а также одним из важных признаков демократического принципа разделения властей. К тому же всегда необходимо контролировать власть, какой бы демократичной она не являлась. Поэтому наличие процедуры импичмента в конституции США представляет собой признание лучших завоеваний классической демократии.

 

 

 

 

 

          2. Проблема конституционной ответственности

          1.2 Процедура импичмента высших должностных лиц США.

Следующее за президентом  наиболее влиятельное выборное должностное  лицо в Соединенных Штатах - губернатор, осуществляющий исполнительную власть в штате. Многие политики в США  склонны рассматривать пребывание на этом посту как необходимое  условие для того, чтобы стать  президентом страны. Не случайно 18 из 43-х американских президентов до вступления в должность прошли школу  губернаторства. В их числе В. Вильсон, Ф. Рузвельт, Дж. Картер, Р. Рейган, Б. Клинтон, Дж. Буш 1[10 p.14].

Статус американских губернаторов в чем-то сопоставим с положением лидеров суверенных государств, если иметь в виду такие крупные  штаты, как Калифорния, Нью-Йорк и  Техас, в каждом из которых проживает  больше населения, чем в иных зарубежных странах. В менее крупных штатах при проведении своего курса губернаторы  вынуждены считаться с влиятельными законодательными собраниями, или легислатурами, которые, как, например, в Нью-Хэмпшире, насчитывают столько же членов, сколько  и вся палата представителей Конгресса  США, т.е. 435 человек [11 c.7].

Губернатор играет ведущую  роль в разработке и реализации политического  курса в пределах собственного штата. Однако фактическая власть губернаторов различных штатов неодинакова. В  зависимости от круга полномочий они делятся на сильных и слабых. Сильным считается тот губернатор, который располагает значительными реальными правами, слабым - тот, чьи функции ограничены законодательным собранием штата [12].

 В первые годы существования  Соединенных Штатов американцы  относились к губернаторам штатов  с недоверием и даже враждебностью.  Отзыв губернатора, который требует особой процедуры (в случае если достаточное число избирателей выступает за отстранение этого высшего официального лица штата), использовался только однажды, хотя сама эта процедура закреплена конституциями 12 штатов. Так, в 1921 г. избиратели Северной Дакоты отстранили губернатора- республиканца Линна Фрейзера после того, как тот отбыл треть своего двухлетнего срока. Он был отстранен вместе с двумя другими членами правительства штата. В следующем году Фрейзер, правда, был избран в сенат США, где и пробыл до 1941 г [13].

Импичмент губернатора проводится легислатурой штата, подобно тому, как  происходит импичмент высших должностных  лиц на федеральном уровне. В этом случае нижняя палата законодательного собрания штата выносит обвинение, а сенат - оправдательный или обвинительный  приговор. В случае обвинения следует  отстранение от должности. Причем приговор по суду импичмента не должен предусматривать иные наказания помимо отстранения от должности и лишения права занимать какие-либо ответственные посты в штате. Должностное лицо, привлеченное к суду импичмента, независимо от того, осуждено оно или оправдано, "может быть в соответствии с законом также привлечено к ответственности и подвергнуто наказанию по приговору суда" [12] .

В XX веке процедура импичмента применялась в США 5 раз. Последний - в отношении губернатора Аризоны республиканца И. Мэхема. Он был подвергнут такой процедуре в январе 1988 г., признан виновным в препятствии расследованию и нецелевом использовании бюджетных средств штата [10 p.15]

Согласно последней статистике, в 2008 году импичменту подвергался губернатор штата Иллинойс. В 2002 в выборах  на пост губернатора победил Род  Благоевич, набрав 52% голосов, опередив республиканца, главного прокурора штата, Джима Райана став первым губернатором-демократом в этом штате за последние 30 лет. Своим предвыборным лозунгом он избрал борьбу с коррупцией в администрации штата. Советником Благоевича на этих выборах был Барак Обама, который впоследствии стал сенатором от штата Иллинойс, а затем его избрали президентом США. На выборах в 2006 году Благоевич был переизбран на пост губернатора, набрав 49 процентов голосов против 40 процентов у кандидата от республиканцев Джуди Топинки [13].

Пресса отмечала, что на посту губернатора Благоевич часто конфликтовал с законодательным собранием штата: он принял ряд популистских решений. В частности, он издал указ о повышении минимальной заработной платы, выделял деньги на строительство школ, добился уменьшения стоимости обучения в колледже и был инициатором обсуждения закона о введении всеобщего обязательного медицинского страхования для детей. Он был сопредседателем комитета по выдвижению Чикаго на место проведения Летних Олимпийских игр 2016 года. Коллеги жаловались на Благоевича, что тот постоянно опаздывает на совещания и встречи, а также заявляли, что он социопат с манией величия. Благоевич поссорился с большинством прошлых сторонников, в том числе с Обамой и бывшим покровителем – Меллом.  Уже в начале 2008 года в прессе начали появляться слухи о том, что Благоевич может быть подвергнут импичменту и осужден за взяточничество. Выяснилось, что многие организации и частные лица, пожертвовавшие на предвыборную кампанию Благоевича более 25 тысяч долларов, после его победы получили выгодные контракты или посты в администрации штата. Всего на своих выборах Благоевич собрал 58 миллионов долларов пожертвований. Его подозревали в том, что он раздавал ответственные посты в администрации штата своим друзьям и их родственника [14].

Палата представителей штата  Иллинойс проголосовала 9 января 2009 года за импичмент Благоевича: 114 представителей высказались за отставку, против был подан один голос, трое представителей не голосовали. 29 января 2009 года Благоевич явился в Сенат штата, чтобы заявить о своей невиновности, однако сенаторы единогласно поддержали его отставку. В тот же день Благоевич был снят с должности, которую занял заместитель губернатора Патрик Куинн. Процесс по делу Благоевича начался 3 июня 2010 года. В августе того же года бывший губернатор был признан виновным в даче ложных показаний агентам ФБР. Тем не менее один из присяжных заблокировал признание Благоевича виновным по другим пунктам обвинения, и в связи с этим обвинители объявили о своем намерении добиться проведения нового процесса. Второй процесс начался 20 апреля 2011 года. 27 июня того же года Благоевич был признан виновным по 17 из 20 пунктов обвинения, включая попытку продать место в Сенате США от штата Иллинойс и был отстранен от должности со скандалом [15].

Некоторые губернаторы вынуждены  были уйти в отставку после обвинений  судов, не дожидаясь импичмента. Так, губернатор Мэриленда демократ Мэрвин Мандел был обвинен в 1977 г. и заключен после этого в тюрьму. Губернатора Алабамы республиканца Гая Ханта отстранили от должности в 1993 г. после обвинения в использовании средств, предназначенных на собственную инаугурацию, в личных целях. Вице-губернатор Джим Гай Такер, сменивший Б. Клинтона на посту губернатора Арканзаса, ушел в отставку в 1996 г. после обвинения в соучастии в скандале "уайтуотер". В сентябре 1997 г. губернатор Аризоны республиканец Дж.Ф. Саймингтон ушел в отставку после выдвинутых в отношении него обвинений во лжи (дело о займах, полученных им на операции с недвижимостью) [12].

Несмотря на всю сложность  процедуры, сенаторы могут «отменить» импичмент. Так в истории США  произошел подобный случай. Сенат штата Северная Каролина единогласно принял решение оправдать первого в истории США губернатора, который был отправлен в отставку в результате процедуры импичмента. Уилльям Вудс Холден был смещен с поста губернатора Северной Каролины из-за того, что пытался бороться с деятельностью Ку-Клукс-Клана. Он был активным деятелем Реконструкции (процесса нормализации общественной жизни в Южных штатах после Гражданской войны в США). В июле 1870 года Холден объявил чрезвычайное положение в двух округах, где члены Ку-Клукс-Клана проявляли наибольшую активность. Он создал отряды народного ополчения, которыми впоследствии было арестовано свыше 100 человек. Действия Холдена сильно не понравились демократической партии, которая к тому моменту получила большинство в обеих палатах парламента Северной Каролины. Демократы возложили на губернатора ответственность за жестокое обращение ополченцев с заключенными и многочисленные аресты, после чего начали процедуру импичмента Холдена. 22 марта 1871 года губернатор был признан виновным и отстранен от должности. И оправдали его только в апреле 2011, спустя 140 лет [16].

Судьи, согласно конституции  США, наравне с другими лицами могут быть отстранены от должности. Они могут лишаться своих полномочий при нарушении Конституции, присяги, различных злоупотреблениях, а также недостойном поведении, несовместимом с исполнением судейских обязанностей. Законодательством США предусмотрена отставка за неисполнение либо ненадлежащее исполнение судейских обязанностей, злоупотребление полномочиями, некомпетентность. Как правило, судья может быть лишен полномочий за государственную измену либо другое умышленное преступление, для чего необходим обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. При этом американские юристы убеждены, что на судью Верховного суда США вообще нельзя найти никакой управы. Как правило, отстраняет судью от должности тот, кто наделил его полномочиями. Поскольку судьи в основном назначаются, то назначающий орган и вправе это сделать. Правда, в большинстве штатов США судей избирают, что, по мнению американских юристов, «должно сделать их ответственными перед общественностью». В США судья может подвергнуться импичменту не только за действия, связанные с его должностью, но и за поступки, несовместимые с достоинством судьи. Так, в начале прошлого века от должностей были отстранены судьи Арчибальд и Риттер [16].

Информация о работе Импичмент в социально-политической системе США