Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:31, доклад
Таким образом, происхождение термина "государство" показывает, что его следует рассматривать как конкретное, привязанное к исторической эпохе понятие и относить исключительно к современному государству. В настоящее вре¬мя этот термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и ис¬полнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование.
Исходным моментом современных представлений о гражданском обществе явилась идея Гегеля о различении об¬щества и государства или, иными словами, о наличии в об¬ществе сферы жизнедеятельности людей, возникновение и существование которой не вызвано прямо решениями госу-дарства и не подвластной государству. По мысли Гегеля, го¬сударство соединяет в себе общественные интересы людей, гражданское же общество, напротив, включает в себя сферу частных интересов и соответствующей деятельности инди¬видов. До этого па протяжении столетий понятия "государ¬ство" и "общество", а затем "государство" и "гражданское об-щество" рассматривались как синонимы. В прошлые истори¬ческие периоды для этого имелись объективные основания.
В античном мире общество и государство полностью сов¬падали в полисе. Практически вся жизнедеятельность людей осуществлялась в рамках полисных институтов, частный и общественный интересы здесь не расходились.
В эпоху средневековья также еще не было разделения между государством и гражданским обществом, политичес¬кое общество и являло собой всю общественную систему, принципы государства и религии и были принципами граж¬данского общества. Каждый человек принадлежал специфи¬ческой общности - семье, приходу, общине, корпорации, со¬словию, которые обусловливали его права и обязанности. Феодалам или помещикам разного уровня принадлежала вся публичная власть. В этих условиях любое проявление индивидуализма воспринималось как попытка уйти из-иод влияния группы, а значит, и государства. Однако в последу¬ющем положение стало меняться.
В Новое время государство
Таким образом, идея о различении понятий "государство" н "гражданское общество" явилась не чем иным, как отраже¬нием объективного процесса дифференциации различных сфер общественной жизни и их эмансипации относительно государства и политики, т. е. их становления в качестве самос-тоятельных областей жизнедеятельности граждан. Этот про¬цесс и ведет неуклонно к формированию такого общества, в котором человеку законом гарантируется свободный выбор его экономического, политического и духовного бытия.
Общество, в котором имеется
и постоянно расширяется
Становление гражданского общества есть, в сущности, бесконечный процесс совершенствования всех без исключе¬ния сторон жизнедеятельности людей. Как и правовое госу¬дарство, реально оно возникает лишь на индустриальной ста¬дии развития производства. Его материальной основой явля¬ется крупная машинная промышленность и развитая сфера научно-технического обеспечения производства. В отличие от традиционных общественных форм, облик которых опре¬деляется аграрным, сельскохозяйственным типом производ¬ства и крестьянским, деревенским укладом жизни, граждан¬ское общество заявляет о себе ростом городов, расширением и усложнением инфраструктуры городского хозяйства, доми-нированием городских форм жизнедеятельности людей. Его появление знаменует формирование одновременно нового типа личности, нового типа коллективности и нового типа отношений между личностью, обществом и государством.
Отличительные черты гражданского общества проявля¬ются прежде всего в новом, ассоциативном, характере связей и отношений между людьми. Это означает, что в таком об¬ществе группы людей и их организации обладают реальной, гарантированной государством возможностью свободно объ-единяться для достижения общих хозяйственных, политиче¬ских, научных, культурных и иных целей. В отличие от кол¬лективности традиционного общества, которая поддержива¬ется обычаем, преданием, мифом, предрассудком или просто безотчетным "коллективным бессознательным", ассоциатив¬ный тип коллективности обеспечивается сознанием принад-лежности людей к общей культуре, единства их интересов и устремлений, рациональности выбранных средств и методов достижения цели деятельности. Такой тип коллективности предполагает самостоятельность человека, его независи¬мость от внешней опеки, способность рассчитывать на соб¬ственные силы и, следовательно, на новое, более ответствен¬ное и более деятельное, отношение к сообществу равных и неравных себе индивидов.
С точки зрения характера отношений между личностью, обществом и государством становление гражданского обще¬ства означает утверждение демократических, правовых норм во всех сферах общественной жизни. В ходе становления и развития гражданского общества происходит замена архаич¬ных, традиционных форм регулирования жизнедеятельности людей рациональными, установленными самими граждана¬ми и гарантированными государством, институтами и нор¬мами. Чем большее развитие получают структуры общест¬венной самодеятельности граждан, тем больше появляется оснований для правовой регламентации общественных отно¬шений. Гражданское общество и есть не что иное, как форма организации общественной жизни, основанная па соблюде¬нии индивидами, их объединениями и государством созна¬тельно установленных взаимных прав и обязанностей. Оно несовместимо ни с тоталитарными, ни с авторитарными ме¬тодами управления общественными процессами. Следова¬тельно, гражданское общество и правовое государство со¬ставляют единое целое и выражают степень демократизма политической жизни и политической системы как ее институционально-правового механизма.
Поскольку соотношение между государством и граждан¬ским обществом является особой проблемой, вызвавшей многовековую полемику, рассмотрим это соотношение более подробно.
Соотношение между
Таким образом, если гражданское общество характеризу¬ется разнообразием взглядов и подходов, мотивов и интере¬сов, предельной индивидуализацией форм общения и пове¬дения, то правовое государство едино и единственно, оно олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно фор¬му ("скрепу") общества. Убери правовое государство - раз¬валится общество на конкурирующие и борющиеся между собой части, погрязнет в бесконечных спорах, выяснении каждым именно своей "правды" в кровавых столкновениях и даже гражданских войнах. Убедительным доказательством этого является пример СССР, который был разрушен вслед¬ствие отсутствия правовой государственности, "парада" су¬веренитетов, "войны" законов и бюджетов, личных амбиций и безнаказанности политиков, политической неопытности и безразличия масс.
Условием стабильности гражданского общества, сохране¬ния его целостности является наличие государственной по¬литики, закрепленной государственно-правовыми структу¬рами и проводимой ими в жизнь. Такая политика призвана учитывать весь спектр политических интересов и отдавать приоритет тем из них, которые имеют самое существенное значение для сохранения и развития страны.
В идеале государственная политика
представляет собой оптимальный
синтез объективных тенденций
На эту особенность
К каким трагическим последствиям может приводить на¬рушение взаимосоответствия гражданского общества и госу¬дарства, показывает опыт тоталитарных политических сис¬тем. Придание в таких системах безусловного приоритета классовым, этническим или каким-либо иным узкогруппо¬вым интересам в ущерб интересам всего общества, правам и свободам каждой отдельной личности ведет к поглощению общества государством. Личные свободы и права человека здесь теряют значимость естественных и неотчуждаемых, по¬скольку полностью переходят в ведение государства, кото¬рое распоряжается ими по своему усмотрению. Это, естест-венно, препятствует проявлению социальной активности различных общественных сил. В таких условиях развивают¬ся конформизм и приспособленчество, а народ превращает¬ся в безликую массу с чертами, характерными для поведения
ТОЛПЫ.