Государсво как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:31, доклад

Краткое описание

Таким образом, происхождение термина "государство" показывает, что его следует рассматривать как конкретное, привязанное к исторической эпохе понятие и относить исключительно к современному государству. В настоящее вре¬мя этот термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и ис¬полнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование.

Файлы: 1 файл

мельник(тема 6).docx

— 68.27 Кб (Скачать)

Исходным моментом современных  представлений о гражданском  обществе явилась идея Гегеля о различении об¬щества и государства или, иными словами, о наличии в об¬ществе сферы жизнедеятельности людей, возникновение и существование которой не вызвано прямо решениями госу-дарства и не подвластной государству. По мысли Гегеля, го¬сударство соединяет в себе общественные интересы людей, гражданское же общество, напротив, включает в себя сферу частных интересов и соответствующей деятельности инди¬видов. До этого па протяжении столетий понятия "государ¬ство" и "общество", а затем "государство" и "гражданское об-щество" рассматривались как синонимы. В прошлые истори¬ческие периоды для этого имелись объективные основания.

В античном мире общество и государство  полностью сов¬падали в полисе. Практически вся жизнедеятельность людей осуществлялась в рамках полисных институтов, частный и общественный интересы здесь не расходились.

В эпоху средневековья также  еще не было разделения между государством и гражданским обществом, политичес¬кое общество и являло собой всю общественную систему, принципы государства и религии и были принципами граж¬данского общества. Каждый человек принадлежал специфи¬ческой общности - семье, приходу, общине, корпорации, со¬словию, которые обусловливали его права и обязанности. Феодалам или помещикам разного уровня принадлежала вся публичная власть. В этих условиях любое проявление индивидуализма воспринималось как попытка уйти из-иод влияния группы, а значит, и государства. Однако в последу¬ющем положение стало меняться.

В Новое время государство отделяется от гражданского общества, ограничиваясь  только установлением некоторых  общих принципов и правил своего взаимодействия с гражда¬нами. Происходит отчуждение частной жизни от публичной и людей друг от друга. Государство легитимирует право ин¬дивида преследовать свои специфические интересы через обладание частной собственностью, а также путем свободно¬го объединения с другими индивидами для совместной дея¬тельности.

Таким образом, идея о различении понятий "государство" н "гражданское  общество" явилась не чем иным, как отраже¬нием объективного процесса дифференциации различных сфер общественной жизни и их эмансипации относительно государства и политики, т. е. их становления в качестве самос-тоятельных областей жизнедеятельности граждан. Этот про¬цесс и ведет неуклонно к формированию такого общества, в котором человеку законом гарантируется свободный выбор его экономического, политического и духовного бытия.

Общество, в котором имеется  и постоянно расширяется область  свободного волеизъявления граждан, где  компетен¬ция государственного вмешательства в их деятельность огра¬ничена и строго определена, называется гражданским обще¬ством. Такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов (включая семью, школу, церковь, средства массовой информации, производ¬ственные, творческие и иные объединения но интересам, по¬литические партии, общественные организации и движе¬ния), взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого политического государства.

Становление гражданского общества есть, в сущности, бесконечный процесс  совершенствования всех без исключе¬ния сторон жизнедеятельности людей. Как и правовое госу¬дарство, реально оно возникает лишь на индустриальной ста¬дии развития производства. Его материальной основой явля¬ется крупная машинная промышленность и развитая сфера научно-технического обеспечения производства. В отличие от традиционных общественных форм, облик которых опре¬деляется аграрным, сельскохозяйственным типом производ¬ства и крестьянским, деревенским укладом жизни, граждан¬ское общество заявляет о себе ростом городов, расширением и усложнением инфраструктуры городского хозяйства, доми-нированием городских форм жизнедеятельности людей. Его появление знаменует формирование одновременно нового типа личности, нового типа коллективности и нового типа отношений между личностью, обществом и государством.

Отличительные черты гражданского общества проявля¬ются прежде всего в новом, ассоциативном, характере связей и отношений между людьми. Это означает, что в таком об¬ществе группы людей и их организации обладают реальной, гарантированной государством возможностью свободно объ-единяться для достижения общих хозяйственных, политиче¬ских, научных, культурных и иных целей. В отличие от кол¬лективности традиционного общества, которая поддержива¬ется обычаем, преданием, мифом, предрассудком или просто безотчетным "коллективным бессознательным", ассоциатив¬ный тип коллективности обеспечивается сознанием принад-лежности людей к общей культуре, единства их интересов и устремлений, рациональности выбранных средств и методов достижения цели деятельности. Такой тип коллективности предполагает самостоятельность человека, его независи¬мость от внешней опеки, способность рассчитывать на соб¬ственные силы и, следовательно, на новое, более ответствен¬ное и более деятельное, отношение к сообществу равных и неравных себе индивидов.

С точки зрения характера отношений  между личностью, обществом и  государством становление гражданского обще¬ства означает утверждение демократических, правовых норм во всех сферах общественной жизни. В ходе становления и развития гражданского общества происходит замена архаич¬ных, традиционных форм регулирования жизнедеятельности людей рациональными, установленными самими граждана¬ми и гарантированными государством, институтами и нор¬мами. Чем большее развитие получают структуры общест¬венной самодеятельности граждан, тем больше появляется оснований для правовой регламентации общественных отно¬шений. Гражданское общество и есть не что иное, как форма организации общественной жизни, основанная па соблюде¬нии индивидами, их объединениями и государством созна¬тельно установленных взаимных прав и обязанностей. Оно несовместимо ни с тоталитарными, ни с авторитарными ме¬тодами управления общественными процессами. Следова¬тельно, гражданское общество и правовое государство со¬ставляют единое целое и выражают степень демократизма политической жизни и политической системы как ее институционально-правового механизма.

Поскольку соотношение между государством и граждан¬ским обществом является особой проблемой, вызвавшей многовековую полемику, рассмотрим это соотношение более подробно.

 

Соотношение между                               Правовое государство является нред- правовым государст-                               посылкой и условием развития граж- вом и гражданским                                      данского общества. Ни одна общест- обществом                                          венная ценность, на которой основы¬

                                        вается современная жизнь людей, практически неосуществима без юридических гарантий. Именно в согласованных и закрепленных правовым государ¬ством рамках и процедурах происходит столкновение поли¬тических целей и взглядов, выяснение и сравнение общест¬венных позиций и программ. Для различных политических сил открывается простор для привлечения на свою сторону граждан. В любом государстве важно наличие общего инте¬реса или интегрированных интереса и воли большинства граждан. В правовом государстве можно иметь свое мнение но поводу государственно-правовых велений, ио следовать им, когда они состоялись, обязательно. Приведем лишь один пример из жизни правового государства. Договор между СССР и ФРГ, заключенный в 1970 г. правитель¬ством В. Брандта, был поддержан в бундестаге большин¬ством лишь в один голос (249:248), но никто и никогда не поставил под сомнение юридическую силу данного согла¬шения.

Таким образом, если гражданское общество характеризу¬ется разнообразием взглядов и подходов, мотивов и интере¬сов, предельной индивидуализацией форм общения и пове¬дения, то правовое государство едино и единственно, оно олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно фор¬му ("скрепу") общества. Убери правовое государство - раз¬валится общество на конкурирующие и борющиеся между собой части, погрязнет в бесконечных спорах, выяснении каждым именно своей "правды" в кровавых столкновениях и даже гражданских войнах. Убедительным доказательством этого является пример СССР, который был разрушен вслед¬ствие отсутствия правовой государственности, "парада" су¬веренитетов, "войны" законов и бюджетов, личных амбиций и безнаказанности политиков, политической неопытности и безразличия масс.

Условием стабильности гражданского общества, сохране¬ния его целостности является наличие государственной по¬литики, закрепленной государственно-правовыми структу¬рами и проводимой ими в жизнь. Такая политика призвана учитывать весь спектр политических интересов и отдавать приоритет тем из них, которые имеют самое существенное значение для сохранения и развития страны.

В идеале государственная политика представляет собой оптимальный  синтез объективных тенденций общественного  развития и преобладающих субъективных суждений различ¬ных групп о своих интересах в нем. Тем самым в известном смысле такая политика дистанцируется от политики кон-кретных социальных сил, даже составляющих в тот или иной момент большинство в представительных органах вла¬сти. Отсюда вытекает необходимость, чтобы такую полити¬ку в какой-то мере разделяло и меньшинство, иначе могут появиться непреодолимые трудности при ее реализации. Эта политика призвана быть достаточно устойчивой, стабиль-ной, обладать как бы стратегическими свойствами. Наконец, в ней должно содержаться объединяющее начало, обеспечи¬вающее позитивное развитие общества.

На эту особенность государственной  политики обращал внимание в свое время Гегель. "Отношение правительства  к сословиям, - писал он, - не должно быть но существу враж¬дебным, и вера в необходимость такого враждебного отноше¬ния - печальное заблуждение. Правительство не есть пар¬тия, которой противостоит другая партия, причем каждая из них стремится по возможности больше выиграть и урвать для себя, и, если государство оказывается в таком положе¬нии, это - несчастье, и здоровым такое положение признано быть не может" [22. С. 341-342].

К каким трагическим последствиям может приводить на¬рушение взаимосоответствия гражданского общества и госу¬дарства, показывает опыт тоталитарных политических сис¬тем. Придание в таких системах безусловного приоритета классовым, этническим или каким-либо иным узкогруппо¬вым интересам в ущерб интересам всего общества, правам и свободам каждой отдельной личности ведет к поглощению общества государством. Личные свободы и права человека здесь теряют значимость естественных и неотчуждаемых, по¬скольку полностью переходят в ведение государства, кото¬рое распоряжается ими по своему усмотрению. Это, естест-венно, препятствует проявлению социальной активности различных общественных сил. В таких условиях развивают¬ся конформизм и приспособленчество, а народ превращает¬ся в безликую массу с чертами, характерными для поведения

ТОЛПЫ.


Информация о работе Государсво как политический институт