Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:31, доклад
Таким образом, происхождение термина "государство" показывает, что его следует рассматривать как конкретное, привязанное к исторической эпохе понятие и относить исключительно к современному государству. В настоящее вре¬мя этот термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и ис¬полнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование.
ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Элементы, функции и форма государства
Происхождение
и смысл
Государство выступает в качестве
основного средства осуществления
Как политический институт государство возникает па раннем этапе исторического процесса, а именно в период разложения родового строя. Однако сам термин "государ¬ство" широкое употребление получает лишь в Новое время.
Таким образом, происхождение термина
"государство" показывает, что
его следует рассматривать как
конкретное, привязанное к исторической
эпохе понятие и относить исключительно
к современному государству. В настоящее
вре¬мя этот термин также в зависимости
от контекста может иметь различный смысл.
Во-первых, в узком смысле слова государство
идентифицируется с представительными
и ис¬полнительно-
Элементы, или признаки, государства
Такая многозначность термина "государство"
не случайна. Она вытекает из
Как универсальная форма
Территория - это физическая, материальная основа госу¬дарства. Территорию государства составляет та часть миро¬вого пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой земле. В нее входят также недра, воздушное пространство, территориальные воды.
С территорией прежде всего связан вопрос возникнове¬ния и исчезновения государств. В конечном счете без терри¬тории государств и не бывает. С утратой территории (напри¬мер, в результате войны) государство прекращает существо¬вание
Население как составляющий элемент государства есть человеческое сооб-щество, проживающее на территории дан¬ного государства и подчиняющееся его власти. Здесь важно подчеркнуть, что проживающее на территории госу-дарства все население составляет сообщество людей, единый народ, нацию.
Влияние государства на население носит всеобщий ха¬рактер. Каждый человек, проживающий на территории опре¬деленного государства, включая и иностранных граждан, подчиняется единой власти. Однако это отнюдь не означает, что население государства едино во всех отношениях. Народ - это далеко не однородное по своему составу сообщество. В его рамках сосуществуют различные сословные, классо¬вые, этнические, конфессиональные и другие общности.
Целостность народа, т. е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целост¬ности государства. Раскол насе-ления по социально-классовому или какому-либо иному (этническому, религиозному) признаку несет с собой большую угрозу существованию го-сударства.
Власть
является определяющим элементом (признаком)
государства. Здесь продолжим анализ ее
механизма. Прежде всего под¬черкнем,
что государство придает своим властным
велениям обязательную для всего населения
силу. Эти веления выража¬ются в виде юридических
норм (законов), принимаемых уполномоченными
на то государственными органами. Имен¬но
через законодательные органы государства
правящая поли¬тическая группа доводит
свою волю до подвластных. Обяза¬тельность
же соблюдения населением принятых правил
и норм жизнедеятельности обеспечивается
деятельностью ис¬полнительно-
Разумеется, власть всегда осуществляется конкретными, имеющими индивидуальный облик, людьми, состав которых то и дело меняется
Наконец, государство представляет собой суверенную ор¬ганизацию власти, т. е. государственная власть на террито¬рии страны выступает как высшая власть, а в мировом сооб¬ществе - как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.
Таким образом, можно согласиться со следующим обоб¬щенным определением государства как политического инс¬титута. Государство - это системная целостность, образуе¬мая устойчивой общностью людей, проживающей на опреде¬ленной территории, где с помощью средств властного при¬нуждения поддерживаются принятые правила и нормы жиз-недеятельности.
Функции государства Исследование функций государства является детализа-цией вопроса о его сущности, общественной роли. В функциях государства про¬является его сущность. Как мы уже знаем, основная его функ¬ция - интеграционная: она находит свое выражение в обеспе¬чении целостности разделенного на различные социальные группы сообщества людей, в регулировании процесса реали-зации социальными субъектами своих индивидуальных, груп¬повых и общих интересов. Но эту свою роль государство обес¬печивает выполнением ряда частных функций, важнейшими из которых являются посредническая и управленческая.
Посредническая функция прямо связана с природой госу¬дарства как орудия обеспечения целостности сообщества пу¬тем регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном па социальные группы. Социальные конфликты могут быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над частны¬ми интересами различных социальных групп. В качестве та¬ковой и выступает государство.
Попятно, что в ходе выполнения данной функции госу¬дарство в конечном счете разрешает конфликты в интересах социальных групп, занимающих господствующее положение в обществе. Однако оно при этом вынуждено в той или иной мере ограничивать претензии противостоящих сторон.
Посредническая функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние политические конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Еще более важное значение посредническая функция име¬ет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности стра-ны, поддержания и укрепления целостности общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением государ¬ства, но и прекращением его физического существования.
Управленческая функция состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном кон¬троле за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для сохранения и развития общества как цело¬го. Функция управления не менее важна для нормального раз¬вития общества, чем регулирование социально-классовых отношений. От того, с какой эффективностью она выполня¬ется, зависят общественная стабильность и престиж правя¬щих политических групп.
Итак, государство как основной институт политической системы выполняет две главные функции - посредническую и управленческую. Обе они находят свое выражение в дея¬тельности государства по регулированию как своих внутрен¬них, так и внешних проблем. В отечественной политологической и правоведческой лите¬ратуре все они, как правило, подразделяются на внутренние и внешние функции государства.
К внутренним относятся: защита существующего способа производства; обеспечение экономического развития страны; регулирование социальных отношений; защита конституцион¬ного строя страны; обеспечение охраны общественного поряд¬ка; защита окружающей природной среды; воспитание граждан в духе принятых в обществе моральных норм и др. Внешние функции составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защита интересов государства на между¬народной арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в решении глобальных проблем че¬ловечества и др. Количество и название частных функций го¬сударства варьируется в различных источниках.
Понятие
формы государства
Территория, население, власть, функции
- все это атрибутивные характе
В научной литературе еще в недалеком прошлом выска¬зывались различные мнения относительно содержательных аспектов понятия "форма государства". Это связано с тем, что конкретные проявления понятия "форма" применитель¬но к государству могут быть самыми разнообразными: от форменной одежды представителя органа власти до внут¬ренней организации государства. Однако к настоящему вре¬мени утвердилось понимание формы государства как един¬ства трех составных элементов его внутренней организации, а именно: формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима [75. С. 257].
Форма
правления
Форма правления есть организация
верховной государственной
Монархия явилась первой исторической формой правле¬ния. Она характеризуется тем, что верховная власть в стра¬не осуществляется одним лицом. Глава государства - мо¬нарх - занимает свой пост, как правило, но наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой влас¬ти, ее органа или избирателей.
Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характери¬зуется всевластием главы государства, сосредоточением всей власти без остатка в руках монарха. При второй власть мо¬нарха в той или иной мере ограничена конституцией госу¬дарства.
Республика как форма
В парламентарной республике правительство формирует¬ся законодательным органом и формально ответственно пе¬ред ним. Руково-дитель правительства - председатель совета министров, премьер-министр, канцлер - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентарной республики. Глава государства - президент здесь избирается либо парламентом, либо колле¬гией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Одна¬ко в системе органов власти он занимает скромное место. Его обязанности обычно ограничиваются представительски¬ми функциями, которые мало чем отличаются от полномо¬чий главы государства в конституционных монархиях.
Президентская республика характеризуется жестким раз¬делением властей, при котором органы государственной вла¬сти обладают значительной самостоятельностью по отноше¬нию друг к другу. Президент здесь одновременно является главой государства и правительства, он избирается незави¬симо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непо-средственно народом. Оп сам назначает правительство и ру¬ководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может вынести вотум недоверия правительст¬ву, а президент - распустить парламент.
Полупрезидентская, или смешанная, республика не имеет типичных черт первых двух разновидностей рассматривае¬мой формы правления, но тяготеет к одной из них. Ее харак¬терной чертой является двойная ответственность правитель¬ства - и перед президентом, и перед парламентом. В полу¬президентской республике президент и парламент избира¬ются непосредственно народом. Главой государства здесь является президент.