Государсво как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:31, доклад

Краткое описание

Таким образом, происхождение термина "государство" показывает, что его следует рассматривать как конкретное, привязанное к исторической эпохе понятие и относить исключительно к современному государству. В настоящее вре¬мя этот термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и ис¬полнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование.

Файлы: 1 файл

мельник(тема 6).docx

— 68.27 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Элементы, функции и форма государства

 

Происхождение и смысл                         термина "государство"

Государство выступает в качестве основного средства осуществления                                                                       политической власти. Это обстоя-тельство придает ему статус основного института политиче¬ской системы. В качестве такового государство само облада¬ет сложной институциональной структурой, выполняет спе¬цифические функции, характеризуется определенными фор¬мами устройства и типологическими чертами.

Как политический институт государство  возникает па раннем этапе исторического  процесса, а именно в период разложения родового строя. Однако сам термин "государ¬ство" широкое употребление получает лишь в Новое время.

Таким образом, происхождение термина "государство" показывает, что  его следует рассматривать как  конкретное, привязанное к исторической эпохе понятие и относить исключительно  к современному государству. В настоящее  вре¬мя этот термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и ис¬полнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование. Во-вторых, этот термин употребляет¬ся для обозначения отношений политической власти, т. е. от¬ношений господства и подчинения между различными груп¬пами граждан, между органами власти (например, парламен¬том и правительством), а также между органами власти и об¬щественными организациями. В-третьих, в обыденной речи термин "государство" зачастую употребляется как синоним понятий "страна", "отчизна", "общество".

 

Элементы, или признаки, государства

Такая многозначность термина "государство" не случайна. Она вытекает из                                                                    понятия государства не только как  классовой, но и как универсальной  организации, призванной обеспечивать целостность общества.

Как универсальная форма организации  общества государ¬ство представляет собой сложное системное образование, ко¬торое составляют следующие элементы: территория, населе¬ние, власть.

Территория - это физическая, материальная основа госу¬дарства. Территорию государства составляет та часть миро¬вого пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой земле. В нее входят также недра, воздушное пространство, территориальные воды.

С территорией прежде всего связан вопрос возникнове¬ния и исчезновения государств. В конечном счете без терри¬тории государств и не бывает. С утратой территории (напри¬мер, в результате войны) государство прекращает существо¬вание

Население как составляющий элемент государства есть человеческое сооб-щество, проживающее на территории дан¬ного государства и подчиняющееся его власти. Здесь важно подчеркнуть, что проживающее на территории госу-дарства все население составляет сообщество людей, единый народ, нацию.

Влияние государства на население  носит всеобщий ха¬рактер. Каждый человек, проживающий на территории опре¬деленного государства, включая и иностранных граждан, подчиняется единой власти. Однако это отнюдь не означает, что население государства едино во всех отношениях. Народ - это далеко не однородное по своему составу сообщество. В его рамках сосуществуют различные сословные, классо¬вые, этнические, конфессиональные и другие общности.

Целостность народа, т. е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целост¬ности государства. Раскол насе-ления по социально-классовому или какому-либо иному (этническому, религиозному) признаку несет с собой большую угрозу существованию го-сударства.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Здесь продолжим анализ ее механизма. Прежде всего под¬черкнем, что государство придает своим властным велениям обязательную для всего населения силу. Эти веления выража¬ются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Имен¬но через законодательные органы государства правящая поли¬тическая группа доводит свою волю до подвластных. Обяза¬тельность же соблюдения населением принятых правил и норм жизнедеятельности обеспечивается деятельностью ис¬полнительно-распорядительных государственных органов, су¬дов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения.

Разумеется, власть всегда осуществляется конкретными, имеющими индивидуальный облик, людьми, состав которых то и  дело меняется

Наконец, государство представляет собой суверенную ор¬ганизацию власти, т. е. государственная власть на террито¬рии страны выступает как высшая власть, а в мировом сооб¬ществе - как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Таким образом, можно согласиться  со следующим обоб¬щенным определением государства как политического инс¬титута. Государство - это системная целостность, образуе¬мая устойчивой общностью людей, проживающей на опреде¬ленной территории, где с помощью средств властного при¬нуждения поддерживаются принятые правила и нормы жиз-недеятельности.

Функции государства Исследование функций государства является детализа-цией вопроса о его сущности, общественной роли. В функциях государства про¬является его сущность. Как мы уже знаем, основная его функ¬ция - интеграционная: она находит свое выражение в обеспе¬чении целостности разделенного на различные социальные группы сообщества людей, в регулировании процесса реали-зации социальными субъектами своих индивидуальных, груп¬повых и общих интересов. Но эту свою роль государство обес¬печивает выполнением ряда частных функций, важнейшими из которых являются посредническая и управленческая.

Посредническая  функция прямо связана с природой госу¬дарства как орудия обеспечения целостности сообщества пу¬тем регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном па социальные группы. Социальные конфликты могут быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над частны¬ми интересами различных социальных групп. В качестве та¬ковой и выступает государство.

Попятно, что в ходе выполнения данной функции госу¬дарство в конечном счете разрешает конфликты в интересах социальных групп, занимающих господствующее положение в обществе. Однако оно при этом вынуждено в той или иной мере ограничивать претензии противостоящих сторон.

Посредническая  функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние политические конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Еще более важное значение посредническая функция име¬ет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности стра-ны, поддержания и укрепления целостности общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением государ¬ства, но и прекращением его физического существования.

Управленческая  функция состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном кон¬троле за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для сохранения и развития общества как цело¬го. Функция управления не менее важна для нормального раз¬вития общества, чем регулирование социально-классовых отношений. От того, с какой эффективностью она выполня¬ется, зависят общественная стабильность и престиж правя¬щих политических групп.

Итак, государство как основной институт политической системы выполняет  две главные функции - посредническую и управленческую. Обе они находят  свое выражение в дея¬тельности государства по регулированию как своих внутрен¬них, так и внешних проблем. В отечественной политологической и правоведческой лите¬ратуре все они, как правило, подразделяются на внутренние и внешние функции государства.

К внутренним относятся: защита существующего способа производства; обеспечение экономического развития страны; регулирование социальных отношений; защита конституцион¬ного строя страны; обеспечение охраны общественного поряд¬ка; защита окружающей природной среды; воспитание граждан в духе принятых в обществе моральных норм и др. Внешние функции составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защита интересов государства на между¬народной арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в решении глобальных проблем че¬ловечества и др. Количество и название частных функций го¬сударства варьируется в различных источниках.

 

Понятие формы государства                                         

 Территория, население, власть, функции - все это атрибутивные характе                                      ристики государства, которые отра-жают то общее, что присуще всем государствам. Однако го¬сударства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что обнаружи¬вается и в своеобразии их внешнего облика. Это относится к различным составным элементам и сторонам деятельности государства, организации власти, территориальному устрой¬ству, методам осуществления властных велений, совокупно¬сти выполняемых функций и т. д. Особенности устройства и функционирования государства и составляют его форму.

В научной литературе еще в недалеком  прошлом выска¬зывались различные мнения относительно содержательных аспектов понятия "форма государства". Это связано с тем, что конкретные проявления понятия "форма" применитель¬но к государству могут быть самыми разнообразными: от форменной одежды представителя органа власти до внут¬ренней организации государства. Однако к настоящему вре¬мени утвердилось понимание формы государства как един¬ства трех составных элементов его внутренней организации, а именно: формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима [75. С. 257].

Форма правления                                

Форма правления есть организация  верховной государственной власти, которая предопределяет структуру  высших государственных органов, порядок  их образования, взаимодействия между  со¬бой и населением. Истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия явилась первой исторической формой правле¬ния. Она характеризуется тем, что верховная власть в стра¬не осуществляется одним лицом. Глава государства - мо¬нарх - занимает свой пост, как правило, но наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой влас¬ти, ее органа или избирателей.

Существуют две разновидности  монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характери¬зуется всевластием главы государства, сосредоточением всей власти без остатка в руках монарха. При второй власть мо¬нарха в той или иной мере ограничена конституцией госу¬дарства.

Республика как форма правления, хотя и возникла позже монархии, тоже известна уже в древности. Она  отличается от монархии тем, что глава  государства является выборным и  сменяемым, а его власть считается  производной от пред¬ставительного органа или избирателей. Республика, таким образом, есть форма правления, при которой граждане явля¬ются источником власти. Имеются три основные разновид¬ности республики: парламентарная, президентская и сме¬шанная, или полупрезидентская.

В парламентарной республике правительство  формирует¬ся законодательным органом и формально ответственно пе¬ред ним. Руково-дитель правительства - председатель совета министров, премьер-министр, канцлер - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентарной республики. Глава государства - президент здесь избирается либо парламентом, либо колле¬гией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Одна¬ко в системе органов власти он занимает скромное место. Его обязанности обычно ограничиваются представительски¬ми функциями, которые мало чем отличаются от полномо¬чий главы государства в конституционных монархиях.

Президентская республика характеризуется  жестким раз¬делением властей, при котором органы государственной вла¬сти обладают значительной самостоятельностью по отноше¬нию друг к другу. Президент здесь одновременно является главой государства и правительства, он избирается незави¬симо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непо-средственно народом. Оп сам назначает правительство и ру¬ководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может вынести вотум недоверия правительст¬ву, а президент - распустить парламент.

Полупрезидентская, или смешанная, республика не имеет типичных черт первых двух разновидностей рассматривае¬мой формы правления, но тяготеет к одной из них. Ее харак¬терной чертой является двойная ответственность правитель¬ства - и перед президентом, и перед парламентом. В полу¬президентской республике президент и парламент избира¬ются непосредственно народом. Главой государства здесь является президент.

Информация о работе Государсво как политический институт