Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:31, доклад
Таким образом, происхождение термина "государство" показывает, что его следует рассматривать как конкретное, привязанное к исторической эпохе понятие и относить исключительно к современному государству. В настоящее вре¬мя этот термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и ис¬полнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование.
Кстати, из того факта, что советское государство, как и любое иное, нельзя характеризовать как "социалистическое", отнюдь не следует, что его непре-менно надо было отправ¬лять на слом. Как верно подметил уже упоминавшийся А. А. Зиновьев, советский общественный строй был не от-ступлением от магистрального направления русской исто¬рии, а ее закономерным продолжением и развитием. Объек¬тивные условия, которые вызвали к жизни данный тин госу¬дарства, не исчезли. Как показывает долговременный исторический опыт, геофафическое пространство, занимавшееся бывшими Российской империей и СССР, отличается особой экономической жесткостью: чтобы выжить в нем, необходи¬ма государственность, существенно отличающаяся от государ¬ственности западного тина; здесь роль государства в орга¬низации экономической жизни всегда будет выше, чем в ща¬дящем западном пространстве. Из этого следует, что некото¬рые присущие советскому государству характерные чер-ты неизбежно будут вновь воспроизведены в новых формах. Можно, в частности, утверждать, что в России, как и в боль¬шинстве других стран бывшего СССР, государство и впредь будет решающим фактором организации и развития эконо¬мики, а также других сфер общественной жизни.
5.2. Социальное правовое
Государство и право
Как видно, государство и право не тождественные явле¬ния. Если государ-ство представляет собой организацию по¬литической власти (выраженной в определенных органах), то право - регулятор общественных отношений - со-стоит из норм, т. е. правил поведения общего характера.
В то же время государство и право есть тесно связанные между собой общественные феномены. Их объединяет более широкое социальное явление - политика. И государство и право служат средствами политического властвования и по¬тому оба имеют непосредственно политический характер. В этом своем качестве они находятся в тесном взаимодействии, взаимозависимости. В чем же выражается эта взаимосвязь?
Зависимость государства от нрава состоит в том, что пра¬во есть необходимое орудие в руках государства. Без юриди¬ческих норм государство не может обойтись. Именно с по¬мощью норм права господствующие социальные силы выра¬жают свою волю. В связи с этим в советской политологиче¬ской и правоведческой литературе часто приводилось марк¬систское положение о том, что право есть возведенная в за¬кон воля господствующего класса [67. Т. 4. С. 443J. Право является, таким образом, средством организации государст¬венной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления обязательными для всего населения страны.
Однако существование самого права немыслимо, просто невозможно без государства. Юридические нормы исходят от государства, оно конкретизирует их в индивидуальных актах, принимает меры к их обеспечению. Как мы видели, при легитимной власти большинство граждан добровольно следует нормам права. Вместе с тем в любом государстве всегда имеется какая-то часть людей, которые в той или иной мере не признают действующие законы, и потому они не спешат их выполнять или попросту пытаются игнориро¬вать. В таких случаях для обеспечения всеобщности норм права государство вынуждено прибегать к мерам принужде¬ния. Пока без этого не обходится ни одно государство.
Органическая взаимосвязь
Понятие и принципы
Идеи верховенства закона в деятельности государства, его органов, долж-ностных лиц и всех граждан позднее раз¬вивались такими представителями западноевропейской по¬литической мысли, как Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локк, И. Кант, Г.-В.-Ф. Гегель, К. Маркс. Философское обоснование этой идеи дано И. Кантом, рассматривавшим государство как "объединение множества людей, подчиненных правовым нормам". Идея верховенства закона связана с утверждением суверенности народа, гарантированностыо его свободы, под¬чинением государства обществу. Эта мысль была выражена К. Марксом в следующих словах: "Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обще¬ством, в орган, этому обществу всецело подчиненный" [67. Т. 19. С. 26]. Государство, деятельность которого подчиняет¬ся установленному демократическим путем закону, получи¬ло название правового государства.
Сам термин "правовое государство" (Rechtsstaat) сформи¬ровался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в трудах К.-Т. Велькера, И. Аретина, Р. фон Моля и других ученых. В дальнейшем теория право¬вого государства получила широкое распространение и в Рос¬сии, где в числе видных ее сторонников были Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский и др.
В различных концепциях правового государства можно выделить как минимум три взаимосвязанных компонента, необходимых для выражения его специфики. Условно эти компоненты или элементы теории и предполагаемой ею практики В. С. Нерсесянц предлагает называть так: собст¬венно-правовой (или юридико-нормативный), индивидуаль- но-правовой (или компонент прав и свобод личности) и ор¬ганизационно -правовой (или институционально-властный) 174. С. 7-9].
Основополагающим принципом
Реализация принципа правового равенства предполагает такое правопонимание, в рамках которого так или иначе проводится различие в понимании права и закона. Суть это¬го различия можно свести к следующему.
Право, как известно, есть единый масштаб и равная мера (норма), применяемая к социальным ситуациям и отношени¬ям, имеющим одинаковые признаки. В этом своем качестве право выполняет регулирующую роль в обществе, определя¬ет меру свободы людей, их объединений и государственных органов во взаимоотношениях между собой. При таком пони¬мании права в нем можно выделить, во-первых, совокупность регулирующих норм, общих для человечества в целом и со¬ставляющих его народов. Во-вторых, совокупность историче¬ски обусловленных регулирующих норм, существующих в конкретных государствах (национальные системы права). И, в-третьих, группы родственных наци-ональных систем права. Этими обязательными для всех субъектов общественных отно¬шений нормами обусловлен приоритет права перед властью, волей отдельных личностей, общества в целом или какой-ли¬бо его части. Право, таким образом, выступает как независи¬мый от воли законодателя социальный феномен со своими объективными свойствами и регулятивным принципом.
Закон же есть вся совокупность официально-властных установлений, общеобязательных актов и норм, наделенных принудительной силой. Хотя закон и выступает формой вы¬ражения норм права, он все же жестко связан с волей зако¬нодателя и потому не всегда может соответствовать объек¬тивно сложившимся регулирующим нормам права. Однако принцип правового равенства требует, чтобы законодатель, другие органы власти, как и все иные субъекты правовых от¬ношений, исходили из норм существующей правовой систе¬мы. Иными словами, данный принцип требует от власти, об-ладающей правом законотворчества, ограничивать свои нра¬ва и свободы ею же созданными законами. Причем это само- ограничеиие власти распространяется и на сам порядок при¬нятия и пересмотра законов, который тоже регламентирует¬ся. Содержание любого законодательного акта, принятого с соблюдением всех формальных процедур его разработки, рассмотрения и утверждения, не должно, но идее, противо¬речить требованиям права. Такой законодательный акт при¬нято называть пра-вовым. Соответственно и государство, в котором законы принимаются и подвергаются изменению только в законодательно установленном порядке, называет¬ся правовым.
Как видно, смысл и значение указанного различения пра¬ва и закона в кон-цепции правового государства состоят в вы¬явлении объективных условий и оснований, необходимых как для разграничения и противопоставления права и произ¬вола (в том числе и произвола в форме общеобязательных актов и норм), так и для того, чтобы закон был правовым, т. е. полностью соответствовал требованиям права. Такое различеЕше необходимо также для достижения соответствия требованиям права всех общеобязательных актов и в целом нормотворческой и иной деятельности публичной власти. При отождествлении же права и закона, т. е. при понимании права как продукта ничем не ограниченного властно-прину¬дительного нормотворчества, открывается путь для произво¬ла со стороны властей. При таком "праве" власть, будучи в принципе свободной от правовой связанности и ограничен¬ности, в лучшем случае может воздерживаться от нарушения своих же актов. Только при наличии общего и равного для всех критерия справедливости - четкой правовой нормы - может быть реализован принцип равенства субъектов права.
Основополагающим принципом
Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека вы¬кристаллизовывался на протяжении многих столетий. Если в античиый период считалось, что индивид обладает политиче¬скими и иными правами в силу того, что он является полно¬правным гражданином, а в средние века - что оп принадле-жит к определенному сословию, то в период Просвещения выдвигается идея естественных, неотчуждаемых прав челове¬ка. Классическая его формулировка содержится в написанной американским просветителем и государственным деятелем Томасом Джефферсоном (1743—1826) Декларации независи¬мости США (1776). "Все люди, - провозглашается в указан¬ном документе, - созданы равными и наделены Творцом оп-ределенными неотъемлемыми правами, среди которых - пра¬во на жизнь, на свободу и на стремление к счастью" [35. С. 34J. В настоящее время общепринятым является положение, со¬гласно которому права и свободы человека проистекают из присущего человеческой личности достоинства и ценности. Считается также само собой разумеющимся, что достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемо от человека.
Современные представления о содержании неотъемле¬мых прав и свобод человека отражают интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолени¬ем имевших место в прошлом различных форм угнетения людей. Политической и правовой наукой ныне в качестве неотъемлемых признается широкий комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Задача их рассмотрения выходит за рамки данной темы. Поэтому здесь лишь заметим, что в кон¬центрированном виде они изложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организа¬ции Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Декларацию дополняют еще четыре документа ООН, придающие ей юри¬дическую силу: Международный пакт об экономических, со¬циальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и два Факультативных протокола к последнему. Взятые все вместе, они составляют документ, известный иод названием Международный билль о правах человека [87. С. 1-32J. К реальному обеспечению и неукоснительному соблюдению закрепленных в нем прав и свобод человека призваны стремиться все гос-ударства, если они действительно желают стать правовыми.
Основополагающим принципом