Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:31, доклад
Таким образом, происхождение термина "государство" показывает, что его следует рассматривать как конкретное, привязанное к исторической эпохе понятие и относить исключительно к современному государству. В настоящее вре¬мя этот термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и ис¬полнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование.
Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей не означает, однако, их независимости друг от друга. В структуре механизма государственной вла¬сти первичный, верховенствующий характер имеет законо¬дательная власть. Устанавливаемые ею правовые нормы яв-ляются основой деятельности институтов других ветвей вла¬сти. Исполнительная власть, хотя и действует в рамках сво¬их полномочий самостоятельно, носит по своей сути вторич¬ный, производный характер. Все ее действия и акты соответ¬ствующих органов основываются на законе и направлены на исполнение закона. Закон является основой функционирова-ния и судебной власти. Однако в осуществлении правосудия суд действует независимо от законодательной и исполнитель¬ной властей и подчиняется только закону. Одновременно суд призван выполнять функции арбитра в спорах других ветвей власти о праве. В этой связи существенное значение в систе¬ме судебной власти имеет институт конституционно-право¬вого контроля за правомерностью актов и действий всех вет¬вей власти. Конституционный суд призван защищать право от всех возможных форм его нормативного нарушения.
Основной смысл принципа разделения властей, следова¬тельно, состоит в создании организационно-правовых усло¬вий, исключающих монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивающих соот¬ветствие всей системы публичной власти (ее институци-онально-властных структур, функций, полномочий, актов, действий и т. д.) требованиям права. В идеале концепции правового государства предполагается, что все институты власти являются одинаково представительными, должност¬ные лица их избираются пародом. Однако подчеркнем, что только во взаимосвязанном и согласованном единстве рас-смотренные принципы выражают существо концепции пра¬вового государства.
Таким образом, в правовом государстве вся система орга¬низации и правил деятельности публичной власти, характер ее взаимоотношений с подвластными соответствуют крите¬риям правомерности и справедливости, исключают любые легализованные формы произвола властей, ущемления прав и свобод граждан. В нем обеспечивается верховенство толь¬ко такого закона, который полностью отвечает требованиям права. Это означает, что основной принцип правового госу¬дарства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена правом. С учетом этого правовое государство в самом общем виде еще можно определить как государство, в котором господствует право.
Понятие и принципы
ного государства
Таким образом, прилагательное "социальное" в понятии "социальное государство" служит не для обозначения того факта, что всякое государство есть социальный институт, а для определения новой сущности государства па постиндуст¬риальной стадии развития производства, для характеристи¬ки содержания его политики в сфере распределения матери¬альных благ. Словом "социальное" подчеркивается именно то обстоятельство, что такое государство призвано осуществ¬лять политику, направленную на обеспечение блага всех сво¬их граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. С учетом сказанного термин "социальное государство", ви¬димо, можно расценить и как не вполне удачный, но он в данном специфическом смысле уже стал составным элемен¬том современной политической мысли.
Наряду с термином "социальное государство" в полити¬ческой теории упо-требляется понятие "государство всеобще¬го благоденствия". Оба понятия ис-пользуются для обозначе¬ния одного и того же явления - государства современного демократического типа в условиях постиндустриального (информационного) общества. Автором концепции такого государства считается американский экономист Джон Гэлбрейт. Однако у ее истоков находятся взгляды английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), который обосновы¬вал необходимость активного государственного вмешатель¬ства в экономику с целью обеспечения занятости граждан, предотвращения экономических кризисов, повышения жиз¬ненного уровня населения путем справедливого перераспре¬деления доходов между различными социальными слоями.
Надо заметить, что процесс утверждения в политической мысли идеи соци-ального государства и практического пере¬хода правительств западных стран к социально ориентиро¬ванной политике был достаточно сложен. Как известно, по¬сле падения феодализма и установления политической вла¬сти среднего сословия - буржуазии - в основу политики практически всех правительств здесь были положены прин¬ципы классического либерализма. Согласно последним, го¬сударственное вмешательство в экономическую деятель¬ность граждан допускается лишь постольку, поскольку оно не противоречит принципу индивидуальной свободы. В ре¬зультате во всех западных странах возобладала либерально- рыночная система хозяйствования, или классический капи¬тализм. В более широком смысле это означает утверждение либерально-демократической модели общественного устрой¬ства, в котором государство выполняет функцию гаранта нрав и свобод индивида.
Либерально-демократическое общество действительно оказалось весьма благоприятным для проявления инициати¬вы и социального преуспевания наиболее активных и пред¬приимчивых граждан. Однако почти тотчас же оно обнаружи¬ло и свои весьма существенные недостатки. Оказалось, что устранение государства из сферы производства, свободные рыночные отношения ведут к экономическим кризисам и главное - к беззащитности перед лицом рыночной конкурен¬ции социально слабых слоев населения. И лишь ряд новых факторов, в полную меру проявившихся в первой половине XX в., - обострение классовой борьбы, революционные процес¬сы в ряде стран, советский опыт решения социальных проблем, переход к постиндустриальным технологиям производства - вынудил правящие круги западных стран отказаться от либе- ралыю-демократической общественной модели в пользу соци¬ально-демократической, в которой государство выполняет функцию регулятора экономических и социальных отношений.
Как видно, идея социального государства явилась кон¬структивным ответом на критику несовершенств государст¬ва либерального типа, оказавшегося неспособным обеспе¬чить социальные права и, следовательно, достойный уровень жизни всем гражданам. Она выходит за пределы прежних представлений о содержании прав индивида, которые клас¬сический либерализм ограничивал лишь формальным их провозглашением и обеспечением равенства всех граждан перед законом. Опыт функционирования либерально-демо- кратических обществ со всей очевидностью показал: если че¬ловек поставлен в такие условия, в которых он не может сполна воспользоваться имеющимися у него правами, то они становятся не более чем пустыми посулами. Стало быть, на¬полнить реальным содержанием права каждого члена обще¬ства можно с помощью социальной политики. Государство, которое провозглашает, берется и способно осуществлять политику, направленную на реальное обеспечение всего ком¬плекса прав граждан, и прежде всего социальных, получило название социального государства.
Согласно современным
Соотношение соци-
Очевидно, что данный тезис Хайека имеет под собой опре¬деленные основания. Между правовым и социальным прин¬ципами в деятельности государства действительно существу¬ет как единство, так и противоречие. Их единство состоит в том, что оба они направлены на обеспечение блага людей: пер¬вый - индивидуальной свободы и основных прав личности путем ограничения государственного вмешательства в част¬ную жизнь граждан, второй - достойных условий существо¬вания каждого индивида с помощью перераспределительной функции государства. Противоречие же между ними состоит в том, что правовое государство ио своему замыслу пе долж¬но вмешиваться в вопросы распределения общественного бо¬гатства, а социальное государство, напротив, непосредственно занимается этим делом, хотя и стремится при этом не подры¬вать конкурентные, рыночные начала хозяйственной деятель¬ности и не порождать массовое социальное иждивенчество.
Однако, как считают другие видные ученые Запада, воз¬врат к свободным рыночным отношениям в постиндустри¬альном обществе уже невозможен и политически нецелесо¬образен. Так, по мнению одного из крупнейших немецких социальных философов Карла Ясперса (1883-1969), разви¬тие техники, возникновение крупных предприятий вызыва¬ют необходимость справедливого регулирования жизненно¬го уровня различных категорий граждан. "Все люди, -писал он, - требуют справедливости и теперь при пробудившемся сознании способны понять, выразить и защитить свои при-тязания. Это требование справедливости направлено как на условия труда, так и на распределение полученных в резуль¬тате трудовой деятельности продуктов" [132. С. 185]. Указан¬ная точка зрения ныне является преобладающей как в науч¬ных, так и в политических кругах западных стран. Ни замы¬сел социального государства (реальные гражданские права для всех), ни его метод (перераспределение доходов) не рас¬сматриваются как ошибочные. В большинстве появляющих¬ся ио данному вопросу публикаций речь идет не об упразд¬нении перераспределительной, регу-лирующей функции со¬временного государства, а о совершенствовании ее правовых, финансово-экономических и организационных механизмов.
Мы полагаем, что концепция социального
правового го¬сударства, так же как
и различные современные интерпрета¬ции,
или парадигмы, социализма, отражает закономерность
общественных изменений на индустриальной
и постиндуст¬риальной стадиях развития
производства, а именно: транс-формацию
как западного, так и восточного общества
в на¬правлении их взаимного сближения
и взаимопроникновения типичных свойств
того и другого. В сущности, в этой кон¬цепции
синтезируются лучшие черты как классическо-либе-
ральной (высокий экономический динамизм),
так и государ¬ственно-
Республика Беларусь в ее Конституции
также определя¬ется как социальное
правовое государство. Это положение Основного
Закона означает не что иное, как конституцион¬ную
обязанность правительства страны подчинять
свою де¬ятельность нормам нрава и обеспечению
благосостояния всех категорий граждан.
Разумеется, нам еще очень далеко до того
уровня развития производства и удовлетворения
соци¬альных потребностей, который имеет
место в постиндустри¬альных странах.
И разрыв этот, к сожалению, за последние
го¬ды еще больше увеличился. Тем не менее,
с нашей точки зре¬ния, цели возврата Беларуси
к государственно-социалистиче¬
Понятие и отличи-