Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:25, курсовая работа
В настоящее время наша страна переживает сложный и многогранный процесс
становления своей государственности. Изменение политического режима повлекло
за собой разрушение старых политических институтов и создание новых. Распад
СССР поставил вопрос о существовании России как самостоятельного государства.
В то же время недавний опыт появления государств ближнего зарубежья не
замедлил сказаться: не только автономные республики, но и отдельные области
стремились выйти из состава Российской Федерации, делая тем самым бесполезным
ее существование. Все это указывало на необходимость внутренней трансформации
и видоизменения самой федеративной системы. Попытки выработки оптимальной
модели для России в свою очередь подняли вопросы об истории становления и
сущности федерализма.
союзы за ее пределами;
Федерацию от унитарного государства отличают следующие черты:
- конституционное,
договорное или конституционно-
полномочий между
федеральным центром и
- конституционные
гарантии территориальной
- самостоятельность
субъектов федераций в
полномочий;
- право выбора
субъектом федерации формы
- право участников
федеративных отношений на
вертикальное ) регулирование государственно-властных полномочий.
Одной из важнейших тенденций развития форм государственного
устройства являются попытки совместить позитивные стороны унитаризма
и федерализма, уравновесить их достоинства и недостатки. Это новое
течение регионализма, которое представляет собой промежуточную форму
между унитарным и федеративным государством. Наиболее отчетливо эта
тенденция проявляется
в Италии и Испании.
всем территориальным коллективам, на которые непосредственно разделена
страна. Устройство государства представляет собой комплекс автономных
образований, которыми
являются крупнейшие территориально-
единицы и, которые могут иметь в своем составе другие автономные образования
с меньшими полномочиями. Как и в федеративном государстве, регионам
принадлежит законодательная и исполнительная власть, как и в унитарном
государстве, области не имеют конституций. В каком направлении развивается
эта форма государственного устройства? Наверное, она означает все-таки
переход к федерализму.
Одна из самых жгучих проблем России - это проблема поиска наиболее
оптимальной формы государственного устройства, позволяющей стабильно
развиваться всем регионам и всем народам России. Существующий спектр точек
зрения на эту проблему, как впрочем, на все проблемы развития российского
государства, чрезвычайно разнообразен. Некоторые политические деятели и
исследователи предполагают в качестве наиболее оптимального варианта то, что
Россия должна перестать существовать как единое государство и
трансформироваться в систему близко или очень близко связанных друг с другом
государственных образований. Есть те, кто, напротив, настаивает на
унитарности, как наиболее традиционной для России форме государственного
устройства. Между тем, ясно, что Федеративный договор, заключенный в 1993г.
, недвусмысленно
формулирует третий путь
Есть серьезные основания предполагать, что именно идея федерализма может
стать той идеей, реализация которой даст искомый результат. При этом
оценивать применимость этой идеи для России, рассчитывать механизм ее
реализации необходимо, учитывая также возможное развитие СНГ.
Интересен опыт развития США. Число американских штатов с 1789 г., когда вступила
в силу нынешняя Конституция, возросло с 13 до 50. Американская Конституция (ст.
IV р. 3) допускает образование новых штатов. Решение об этом принимает
конгресс. Однако, без согласия существующих штатов не могут образоваться новые
штаты путем слияния 2-х и более штатов или их частей. Получить же такое
согласие - дело сложное.
В противоположность
Конституции, существующей уже два столетия и отличающейся стабильностью,
конституции штатов
реформировались часто и
другими.[3]
Значительные различия в истории, экономике, социальной структуре и доходах, а
также в этническом составе населения штатов отразились в их политических и
культурных традициях. Элейзер Д. описывает три основных типа политической
культуры штатов: «индивидуалистическую» , «моралистическую», «традиционную».
Наиболее отчетливо традиционная политическая культура выражена в южных
штатах, в то время как индивидуалистическая доминирует в центральных штатах
(Нью -Джерси), а
моралистическая политическая
северных штатах Новой Англии вплоть до Западного побережья, включая
Калифорнию.
палата представителей. В 60 -70 г.г. повысилось политическое значение
земельных парламентов. Процесс модернизации начался с решений Верховного
Федерального Суда 1962 г. и 1964 г., заставивших штаты разделить
избирательные округа по выборам в обе палаты по одинаковой численности
населения. Несмотря на многие реформы, а отчасти и благодаря этому земельные
парламенты сильно фрагментированы: процессы принятия решений дробятся между
отдельными членами, комитетами, фракциями, палатами и т. д. Административное
управление в США всегда осуществлялось губернаторами. В начале XX века
позиции губернаторов несколько повысились, но со времени депрессии 30 - х
годов и Второй мировой войны они исчезли из поля зрения общественности,
поскольку важные политические решения были перенесены на федеральный уровень.
Губернаторы укрепили свое положение и по отношению к законодательной власти,
реформы, в штатах сегодня гораздо чаще, чем раньше, возникает напряженность
между губернаторами
и другими частями правительственной
системы касается судов штатов, то надо
отметить, что подавляющее большинство
все судебных дел рассматриваются именно
в судах штатов.