Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:25, курсовая работа
В настоящее время наша страна переживает сложный и многогранный процесс
становления своей государственности. Изменение политического режима повлекло
за собой разрушение старых политических институтов и создание новых. Распад
СССР поставил вопрос о существовании России как самостоятельного государства.
В то же время недавний опыт появления государств ближнего зарубежья не
замедлил сказаться: не только автономные республики, но и отдельные области
стремились выйти из состава Российской Федерации, делая тем самым бесполезным
ее существование. Все это указывало на необходимость внутренней трансформации
и видоизменения самой федеративной системы. Попытки выработки оптимальной
модели для России в свою очередь подняли вопросы об истории становления и
сущности федерализма.
суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны
других государств и частных лиц.
В современном мире проблемы, связанные с территорией государств, значительно
осложнились вследствие таких явлений, как колониализм и неоколониализм.
После того, как классический колониализм вступил в полосу кризиса, и была
обеспечена полная
территориальная целостность
неоколониализм. При неоколониальном господстве признаётся юридическая
самостоятельность новых государств в международном сообществе, однако
господствующие государства обладают над зависимыми огромной властью,
доходящей до нарушения мер, когда зависимые государства уступают часть своей
территории для
строительства иностранных
контроля над ними, или когда эти государства позволяют эксплуатировать свои
природные ресурсы, не получая от этого никакой или почти никакой выгоды. В
этих случаях не происходит потери государством всей его территории, но его
власть над её частью ограничивается, и там возникают неподчинённые его
контролю военные и экономические анклавы.
Ещё одной формой ограничения власти государства над частью его территории
является её занятие иностранными войсками, несмотря на негативное отношение к
этому населения. Наконец, власть государства над частью его территории
ослабляется вследствие партизанской борьбы, когда повстанцы создают так
называемые "свободные зоны". Формально эти зоны входят в состав
государственной территории, но правительство не имеет в них реальной власти,
поскольку военный, физический контроль осуществляется лидерами повстанцев,
создающими специальные органы управления, которые принимают более или менее
развитую форму.
Таким образом, относительно стабильная и обладающая гарантированной
целостностью территория является существенным условием сохранения
государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой
государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические
конфликты.
Вторым составляющим элементом государства является
население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его
территории и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть
охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой
обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и
историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают
более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность.
Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными
ценностями, а также
наличие эмоциональных
принадлежащими к одной нации.
Население государства может состоять из одного народа или быть
многонациональным. Даже в том случае, когда на различные национальные группы,
существующие на территории одного государства, распространяется его
политическая власть, отношения между ними часто бывают напряжёнными, а в
особых случаях и конфликтными. В многонациональных государствах внутренний
конфликт может
повлечь опасность для
возникающие в подобных случаях сепаратистские национальные движения стремятся
создать самостоятельное государство. В некоторых случаях сепаратистские
движения ведут вооружённую борьбу в форме герильи или террористической
деятельности за достижение национальной независимости.
Для того, чтобы смягчить конфликты между национальными группами, политическая
элита зачастую создаёт государство на федеральной основе. Ещё одним средством
является создание так называемых "автономных провинций", которые не обладая
такой же независимостью, как входящие в состав федерации государства, всё же
пользуются значительными прерогативами.
Таким образом, любое государство опирается по крайней мере на один народ. И
хотя не существует государства без национальной основы, могут существовать
народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не достаточное
условие формирование государства, для чего необходимы также территория и
государственная власть.
Одним из политических феноменов, неоднократно отмечавшихся в истории
человечества, является национализм, то есть страстная и даже агрессивная
приверженность к своей национальной общности. Существует экспансионистский
национализм, толкающий политические элиты к подчинению других государств с
целью использования их ресурсов; и национализм оборонительного толка,
выступающий как своеобразная преграда внешней агрессии и являющийся, таким
образом, средством выживания государств. Он обеспечивает необходимую
внутреннюю сплочённость государств, подвергающихся военной, экономической или
дипломатической агрессии.
Третьим составляющим элементом государства является власть
, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между
политической элитой и остальной частью общества.
Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого
юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в той
мере, в какой
их нарушение позволяет
санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы
устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в
полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного
государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является
регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы
определяют его поведение.
Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны
признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти
проявляется неуважение, правители, опираюсь на институционализированные
аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической
системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное
насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она
обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением
средствами прямого и косвенного убеждения. Институционализированное насилие
является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда
социальные привычки к подчинению и её социологическая легитимация
ослабляются и
возникает возможность
Лица, входящие в элиту, меняются, однако институционализированная власть
государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения
сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких, как
гражданская война или подчинение другим государством. Государство управляется
элитой, состоящей из конкретных людей, однако вследствие своей
институционализованности оно обладает относительной стабильностью, которая,
как правило, выходит за рамки жизни отдельных людей и приобретает
историческое измерение.
Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной
или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где
поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая
монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом
применения принуждения.
История знает три основных типа устройства государства: унитарное,
федеративное и конфедеративное государство.
Унитарное (неделимое) государство - форма государственного или
национально-государственного устройства, при котором территория государства в
отличие от федерации,
не имеет в своем составе
федерации, а подразделяется
на административно-
(области, округа, районы, департаменты и т.п.) .
Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с которой
государство состоит из государственных образований - субъектов федерации,
наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности
государства.
Наименее жесткие связи существуют в конфедеративном союзе, где части
(субъекты федерации) могут не подчиняться целому и даже превалировать над ним.
Федеративное государство является “компромиссным” вариантом государственно-
территориального устройства, компромиссом между централизацией и
децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения
разграничены между федерацией и ее составными частями.
Подавляющая часть государств в прошлом и настоящем являются унитарными
(Китай, Великобритания, Франция, Болгария, Египет, Польша и т.д.).
Федеративных государств около 30 (США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия,
Индия, Малайзия, ОАЭ, Россия, Югославия и т.д.).
Федеративные государства формировались двумя путями:
1) создавались “сверху”, путем децентрализации, “разукрупнения” унитарных
государств, передачи части полномочий из центра на места (ФРГ, Россия);
2) переход “снизу”
от конфедераций к
добровольное объединение суверенных частей (США, Швейцария).
Конфедерация сравнительно редко встречается в истории (США с 1781 по 1789
г.г.). Эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к
федеративной форме устройства.
Федерацию от конфедерации отличают следующие черты:
- единая территория, население, живущее на данной территории;
- наличие обще
федеральных государственных
государства;
- наличие конституционных
гарантий территориальной
отсутствие у частей государства права выхода из него;
- невозможность
для субъектов федерации