Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 02:00, курсовая работа
Цель работы состоит в подробном исследовании проблем формирования и реализации государственной политики. В соответствии с поставленной целью в данной работе предполагается решение следующих задач:
- исследовать понятие, содержание и модели государственной политики;
- рассмотреть виды и направления государственной политики;
- показать процесс разработки государственной политики
Введение…………………………………………………………………….…3
Содержательный аспект государственной политики…………………….5
Понятие и содержание государственной политики, её соотношение
с другими видами управления………………………………………....5
Виды и направления государственной политики…….......................11
Формирование и реализация государственной политики………………18
2.1 Разработка государственной политики………………………………18
2.2 Механизм реализации государственной политики………………….23
3 Анализ правовых возможностей модернизации государственной
политики Российской Федерации в отдельных сферах……………… 37
3.1 Модернизация российской государственной семейно политики.. 37
3.2 Развитие единой государственной экологической политики……. 43
Заключение………………………………………………………………….…49
Список использованных источников………………………….......................51
Приложения……………………………………………………………………54
Для того чтобы экология и экономика научно сочетались, надо разрабатывать конкретные юридические механизмы, например механизм возмещения ущерба, законопроект о котором был внесен в законодательный орган уже много лет назад, но так и не принят. Другой юридический механизм был заимствован из зарубежной практики и заключается в оценке воздействия на окружающую среду каждого проекта. Поначалу этому придавали большое значение, почти полностью воспроизвели западный опыт, но в российских реалиях это явление столкнулось с непреодолимыми трудностями и постепенно сошло на нет в силу различных причин. Во-первых, государственная экологическая экспертиза с обязательной оценкой воздействия проекта на окружающую среду включена сегодня на территориях населенных пунктов в общую экспертизу проекта. Во-вторых, за рубежом предусматривается общественное слушание каждого проекта, но это требование пока невыполнимо, поскольку, с одной стороны, российские граждане не проявляют в этом отношении должной активности, а с другой - известны случаи фальсификации результатов общественных слушаний и обсуждений, неизвещения об их проведении жителей.
Для содержания экологической политики важно определение соотношения форм собственности на природные ресурсы и объекты. В России кроме недр, на которые предусматривается государственная собственность (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), на все остальные природные ресурсы распространяются любые формы собственности. Для формулирования и определения дальнейшей политики в сфере экологии и решения вопроса соотношения экономики и экологии надо определиться с развитием и, может быть, предпочтением определенных форм собственности на природные ресурсы, в том числе на объекты животного и растительного мира.
Можно предложить и другие темы для должного наполнения основ экологической политики: это и суверенитет России над ее природными ресурсами, использование их для нужд ее населения, и обеспечение выполнения экологических намерений общества, социальных обязательств, экологических функций государства и природоохранных обязанностей граждан, и организация взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов, включая их ответственность за предупреждение и преодоление трансграничных загрязнений, за гарантирование экологических стандартов проживания и т.д. Главное, чтобы эти постулаты были реализованы при нынешнем поколении россиян.
Принятие законодательных положений не является самоцелью; конечной задачей правотворчества и функционирования любого иного элемента правового механизма воздействия на социально-экономические процессы служит наведение справедливого правопорядка, в данном случае – экологического правопорядка, повсеместное и всеобщее обеспечение соблюдения законности.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Государственная политика в определенной сфере – это система взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта и принципов деятельности. Государственную политику необходимо рассматривать как один из видов государственно-управленческой деятельности.
2) Виды государственной политика классифицируется по нескольким основаниям. Среди них: сферы общественной жизни – экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики – международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики – внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная.
По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т. п. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.
3) Механизм разработки политики включает выбор соответствующих приоритетов, учитывает последствия их реализации в экономической, социальной, экологической и других сферах, предусматривает оценку затрат, выгод и рисков. Устанавливаются целевые ориентиры и ограничения. Они выражаются в показателях качества жизни (продолжительность жизни, состояние здоровья, объем знаний, доход на душу населения, занятость, реализация прав человека и др.), уровня экономического развития, экологического благополучия.
4) Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.
Для реализации государственной политики органы государственной власти разрабатывают соответствующие программы, мобилизуют необходимые ресурсы, организуют и координируют деятельность участников.
5) Оценка результатов политики является ее обязательным элементом, обеспечивающим обратную связь. Критерием оценки могут быть: эффективность – соотношение затрат и результатов, простая результативность – наличие или отсутствие неких (положительных) итогов, правильность – соблюдение установленных правил и норм, будь то традиция, правовые установления или моральные соглашения, популярность – массовая поддержка или критика деятельности государства, справедливость – распределение всех вероятных благ, от права участия в деятельности до права пользования ее результатами в соответствии с господствующим пониманием справедливости, - а также такие характеристики как способность реагировать на изменения (или наоборот, стабильность и принципиальность), демократичность, скорость, соответствие результата поставленным целям и т.д. и т.п. Идеальная оценка результатов должна опираться на все значимые критерии. Однако многие из них противоречат друг другу или плохо сочетаются; в этом случае на передний план выходит проблема ранжирования критериев и их распределения по отдельным элементам, составляющим политику.
На основании изложенного поставленную перед началом исследования цель можно считать достигнутой, конкретные задачи – решенными.
Список использованных источников
Приложение А
Типы стратегий реализации государственной политики
Способ достижения
цели |
Быстрое, радикальное движение к цели |
Постепенное, эволюционное движение |
|
Стратегии “бури и
натиска” (форсированная реализация невзирая на затраты),
“эффекта клапана” (достижение “точки
невозвращения” с последующей доработкой
деталей) и т.д. |
Стратегии “проб и
ошибок” (постоянные новые шаги в
поисках удачного результата), “пошагового
инжиниринга” (испытание нескольких вариантов,
анализ итогов, выбор наилучшего, так же
- следующий шаг) и т.д. |
|
Стратегии “болевых точек”
(воздействие на ключевые параметры с дальнейшим самоизменением
системы), “быстрого ухода” (резкое прекращение
государственного вмешательства по многим
направлениям) и т.д. |
Стратегии “невмешательства”
(государство занимает позицию наблюдателя), “легализации” (государство
оформляет через право уже сложившиеся
отношения), разрешительные стратегии
и т.д. |
Приложение Б
Схема
взаимодействия
Приложение В
Параметры, влияющие на динамику и эффективность осуществления
государственной политики
Приложение Г
График зависимости изменений и возникновения проблем
х – степень глубины и масштаба изменений;
у – степень сопротивления, сложности, неопределенности и риска.
Приложение Д
Система мониторинга
Приложение Е
Процесс осуществления оценки государственных программ
1 Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. – М. : Проспект, 2009. – С. 37.
2 Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н. М. Конин. – М. : Проспект, 2010. – С. 68.
3 Игнатюк, Н. А. Государственно-частное партнерство : учебник / Н. А. Игнатюк. – М. : Юстицинформ, 2012. – С. 94.
4 О долгосрочной государственной экономической политике : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2333.
5 Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1992 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
6 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. В. Лазарева. – М. : Новая правовая культура, 2009. – С. 68.
7 Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации : указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 23. – Ст. 2756.
8 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 20. – Ст. 2112.
9 Черкасов, К. В. Консультативные и совещательные органы при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах / К. В. Черкасов // Гражданин и право. – 2008. – № 10.
Информация о работе Формирование и реализация государственной политики