Формирование и реализация государственной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 02:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в подробном исследовании проблем формирования и реализации государственной политики. В соответствии с поставленной целью в данной работе предполагается решение следующих задач:
- исследовать понятие, содержание и модели государственной политики;
- рассмотреть виды и направления государственной политики;
- показать процесс разработки государственной политики

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3
Содержательный аспект государственной политики…………………….5
Понятие и содержание государственной политики, её соотношение
с другими видами управления………………………………………....5
Виды и направления государственной политики…….......................11
Формирование и реализация государственной политики………………18
2.1 Разработка государственной политики………………………………18
2.2 Механизм реализации государственной политики………………….23
3 Анализ правовых возможностей модернизации государственной
политики Российской Федерации в отдельных сферах……………… 37
3.1 Модернизация российской государственной семейно политики.. 37
3.2 Развитие единой государственной экологической политики……. 43
Заключение………………………………………………………………….…49
Список использованных источников………………………….......................51
Приложения……………………………………………………………………54

Файлы: 1 файл

С 3624.Курс.Политология(Гос.политика и мех-змы её реализации).ЮляЮрист.2500.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

Для того чтобы экология и экономика научно сочетались, надо разрабатывать конкретные юридические механизмы, например механизм возмещения ущерба, законопроект о котором был внесен в законодательный орган уже много лет назад, но так и не принят. Другой юридический механизм был заимствован из зарубежной практики и заключается в оценке воздействия на окружающую среду каждого проекта. Поначалу этому придавали большое значение, почти полностью воспроизвели западный опыт, но в российских реалиях это явление столкнулось с непреодолимыми трудностями и постепенно сошло на нет в силу различных причин. Во-первых, государственная экологическая экспертиза с обязательной оценкой воздействия проекта на окружающую среду включена сегодня на территориях населенных пунктов в общую экспертизу проекта. Во-вторых, за рубежом предусматривается общественное слушание каждого проекта, но это требование пока невыполнимо, поскольку, с одной стороны, российские граждане не проявляют в этом отношении должной активности, а с другой - известны случаи фальсификации результатов общественных слушаний и обсуждений, неизвещения об их проведении жителей.

Для содержания экологической  политики важно определение соотношения форм собственности на природные ресурсы и объекты. В России кроме недр, на которые предусматривается государственная собственность (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), на все остальные природные ресурсы распространяются любые формы собственности. Для формулирования и определения дальнейшей политики в сфере экологии и решения вопроса соотношения экономики и экологии надо определиться с развитием и, может быть, предпочтением определенных форм собственности на природные ресурсы, в том числе на объекты животного и растительного мира.

Можно предложить и другие темы для должного наполнения основ  экологической политики: это и суверенитет России над ее природными ресурсами, использование их для нужд ее населения, и обеспечение выполнения экологических намерений общества, социальных обязательств, экологических функций государства и природоохранных обязанностей граждан, и организация взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов, включая их ответственность за предупреждение и преодоление трансграничных загрязнений, за гарантирование экологических стандартов проживания и т.д. Главное, чтобы эти постулаты были реализованы при нынешнем поколении россиян.

Принятие законодательных положений не является самоцелью; конечной задачей правотворчества и функционирования любого иного элемента правового механизма воздействия на социально-экономические процессы служит наведение справедливого правопорядка, в данном случае – экологического правопорядка, повсеместное и всеобщее обеспечение соблюдения законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Государственная политика в определенной сфере – это система взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта и принципов деятельности. Государственную политику необходимо рассматривать как один из видов государственно-управленческой деятельности.

2) Виды государственной политика классифицируется по нескольким основаниям. Среди них: сферы общественной жизни – экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики – международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики – внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная.

По объектам воздействия  каждый вид политики подразделяется на отдельные направления, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т. п. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.

3) Механизм разработки политики включает выбор соответствующих приоритетов, учитывает последствия их реализации в экономической, социальной, экологической и других сферах, предусматривает оценку затрат, выгод и рисков. Устанавливаются целевые ориентиры и ограничения. Они выражаются в показателях качества жизни (продолжительность жизни, состояние здоровья, объем знаний, доход на душу населения, занятость, реализация прав человека и др.), уровня экономического развития, экологического благополучия.

4) Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.

Для реализации государственной  политики органы государственной власти разрабатывают соответствующие программы, мобилизуют необходимые ресурсы, организуют и координируют деятельность участников.

5) Оценка результатов политики является ее обязательным элементом, обеспечивающим обратную связь. Критерием оценки могут быть: эффективность – соотношение затрат и результатов, простая результативность – наличие или отсутствие неких (положительных) итогов, правильность – соблюдение установленных правил и норм, будь то традиция, правовые установления или моральные соглашения, популярность – массовая поддержка или критика деятельности государства, справедливость – распределение всех вероятных благ, от права участия в деятельности до права пользования ее результатами в соответствии с господствующим пониманием справедливости, - а также такие характеристики как способность реагировать на изменения (или  наоборот, стабильность и принципиальность), демократичность, скорость, соответствие результата поставленным целям и т.д. и т.п. Идеальная оценка результатов должна опираться на все значимые критерии. Однако многие из них противоречат друг другу или плохо сочетаются; в этом случае на передний план выходит проблема ранжирования критериев и их распределения по отдельным элементам, составляющим политику.

На основании изложенного  поставленную перед началом исследования цель можно считать достигнутой, конкретные задачи – решенными.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
  2. Конвенция о правах ребенка от 20 нояб. 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 45. – Ст. 955.
  3. О Правительстве Российской Федерации : федер. конституц. закон от 17 дек. 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-Ф3 // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  5. О приватизации государственного и муниципального имущества : федер. закон от 21 дек. 2001 г. № 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 4. – Ст. 251.
  6. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (часть I). – Ст. 3434.
  7. Об акционерных обществах : федер. закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 1.
  8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
  9. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : федер. закон от 22 авг. 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 35. – Ст. 3607.
  10. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации : закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 28. – Ст. 959.
  11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2444.
  12. О долгосрочной государственной экономической политике : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2333.
  13. Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации : указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 23. – Ст. 2756.
  14. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 20. – Ст. 2112.
  15. О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года : распоряжение Правительства РФ от 24 сент. 2001 г. № 1270-Р // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 40. – Ст. 3873.
  16. Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. – М. : Проспект, 2009.
  17. Волкова, О. В. Сбалансированная инвестиционная политика как основа экономического развития регионов / О. В. Волкова // Налоговая политика и практика. – 2008. – № 11.
  18. Игнатюк, Н. А. Государственно-частное партнерство : учебник / Н. А. Игнатюк. – М. : Юстицинформ, 2012.
  19. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. В. Лазарева. – М. : Новая правовая культура, 2009.
  20. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н. М. Конин. – М. : Проспект, 2010.
  21. Механизм реализации государственной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://bugabooks.com/book/42-gosudarstvennoe-upravlenie/22--2-mexanizm-realizacii-gosudarstvennoj-politiki.html.
  22. Пикулькин, А. В. Система государственного управления : учебник для вузов / А. В. Пикулькин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  23. Черкасов, К. В. Консультативные и совещательные органы при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах / К. В. Черкасов // Гражданин и право. – 2008. – № 10.
  24. Герасимов, В. Н. К вопросу о модернизации российской государственной семейной политики / В. Н. Герасимов // Гражданин и право. – 2011. – № 2.
  25. Никитина, Е. М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России. Пути решения этих проблем / Е. М. Никитина // Вопросы ювенальной юстиции. – 2007. – № 2.
  26. Боголюбов, С. А. Правотворчество в сфере экологии / С. А. Боголюбов. – М. : Юстицинформ, 2010.
  27. Боголюбов, С. А. Право и единая государственная экологическая политика / С. А. Боголюбов // Журнал российского права. – 2011. – № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

Типы стратегий  реализации государственной политики

 

Способ достижения цели 
 
Соотношение роли государства и общественных процессов

Быстрое, радикальное  движение к цели

Постепенное, эволюционное движение

 
 
 
 
 
 
 
Активная роль государства, прямое вмешательство

Стратегии “бури и  натиска” (форсированная реализация невзирая на затраты), “эффекта клапана” (достижение “точки невозвращения” с последующей доработкой деталей) и т.д. 
Пример: первый этап приватизации 
Достоинства:быстрый результат, возможность идеологической мобилизации 
Проблемы: неизбежность периода “латания дыр”, вероятность острых противоречий, вероятность глобальных ошибок, затратность

Стратегии “проб и  ошибок” (постоянные новые шаги в  поисках удачного результата), “пошагового инжиниринга” (испытание нескольких вариантов, анализ итогов, выбор наилучшего, так же - следующий шаг) и т.д. 
Пример: реформа местного самоуправления 
Достоинства: выверенность промежуточных результатов, возможность изменять направление в процессе деятельности 
Проблемы: затратность ошибок, необходимость запаса времени и многоуровневой долгосрочной координации

 
 
 
 
 
 
 
 
Пассивная роль государства, расчет на естественный ход вещей

Стратегии “болевых точек” (воздействие на ключевые параметры с дальнейшим самоизменением системы), “быстрого ухода” (резкое прекращение государственного вмешательства по многим направлениям) и т.д. 
Пример: либерализация экономики через прекращение регулирования цен 
Достоинства: минимальная затратность, возможность скрытой реализации политики, возможность саморегуляции противоречий 
Проблемы: вероятность глобальных ошибок, необходимость сверхточных предварительных расчетов-прогнозов

Стратегии “невмешательства” (государство занимает позицию наблюдателя), “легализации” (государство оформляет через право уже сложившиеся отношения), разрешительные стратегии и т.д. 
Пример: политика в сфере платных медицинских услуг 
Достоинства: наиболее бесконфликтная стратегия, наименее затратная, способствует  развитию саморегуляции общества 
Проблемы: движение к цели крайне замедлено (напр., первый этап экон. реформ в Китае предполагается завершить к 80-м гг. 21 века), государство рискует потерять инициативу


 

Приложение Б

 

Схема

взаимодействия государственных  органов с группами интересов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В

 

Параметры, влияющие на динамику и эффективность осуществления 

государственной политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

График зависимости изменений и возникновения проблем

 

 

 

 

х – степень глубины и масштаба изменений;

у – степень сопротивления, сложности, неопределенности и риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Д

 

Система мониторинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Е

 

Процесс осуществления  оценки государственных программ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. – М. : Проспект, 2009. – С. 37.

2 Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н. М. Конин. – М. : Проспект, 2010. – С. 68.

3 Игнатюк, Н. А. Государственно-частное партнерство : учебник / Н. А. Игнатюк. – М. : Юстицинформ, 2012. – С. 94.

4 О долгосрочной государственной экономической политике : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2333.

5 Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1992 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

6 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. В. Лазарева. – М. : Новая правовая культура, 2009. – С. 68.

7 Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации : указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 23. – Ст. 2756.

8 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 20. – Ст. 2112.

9 Черкасов, К. В. Консультативные и совещательные органы при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах / К. В. Черкасов // Гражданин и право. – 2008. – № 10.

Информация о работе Формирование и реализация государственной политики