Аграрная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических аспектов развития аграрной сферы и ее роли в экономике России.
Задачи работы:
- изучить понятия и составляющие аграрной сферы;
- рассмотреть роль аграрной сферы в экономике России;
- описать приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и направления развития аграрной сферы;
- описать аграрную политику России в XXI веке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АГРАРНОЙ СФЕРЫ, ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ ……………………………….……….…6
1.1. Понятие и структура аграрной сферы ……………………………………...….6
1.2. Роль аграрной сферы в развитии экономики…………….…………………...10
ГЛАВА 2. АГРАРНАЯ СФЕРА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………………….…………..….14
2.1. Проблемы и направления развития аграрной сферы ……………….………..14
2.2. Государственное регулирование аграрной сферы ……..………………….…21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В XXI ВЕКЕ………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

-формы содержания скота, производство, покупка, сбыт.

2. К экономическим элементам относятся:

-все предприятия аграрной сферы;

-финансирование;

-стимулирование труда;

-доход;

-прибыль.

3.К социальным элементам относятся:

-уровень жизни;

-условия труда;

-образование, культура;

-здравоохранение;

-информация, связь [4, с.25].

 

 

1.2    Роль аграрной сферы в развитии экономики

 

 

Уже сейчас продовольственная проблема на нашей планете сильно беспокоит ученых. Пищевых ресурсов недостаточно, чтобы прокормить такое количество населения. Ученые посчитали, что на Земле могут жить, не испытывая голода и не принося вреда природе, только 5 миллиардов человек. Тогда как нас уже сейчас более семи. Трудно представить себе, что будет дальше, и если человечество не найдет конструктивного решения проблемы, пищевой кризис - реальная перспектива.

Сельское хозяйство использует земельные, водные, почвенные, растительные, животные и энергетические ресурсы, а также загрязняет окружающую среду и способствует ее деградации больше, чем любая иная деятельность человека.

Сельское хозяйство в развитых странах представляет собой отрасль индустриальных технологий и может развиваться лишь как звено многоотраслевого агропромышленного (АПК) или продовольственного (ПК) комплекса. Основу этих технологий образуют отрасли несельскохозяйственных сфер. Они поставляют промышленные средства производства и материалы, на которые приходится более 50% стоимости конечной сельхозпродукции.

Требования населения к ассортименту продукции, степени ее готовности для потребления, сезонной и территориальной нивелировке снабжения продовольствием таковы, что не менее 90% сельхоз сырья подвергается промышленной переработке и сбывается через специализированную систему с обширной инфраструктурой. Доля чистой продукции сельского хозяйства не превышает 10-15% стоимости конечного продовольствия, остальное создается в несельскохозяйственных сферах. Поэтому преимущественно от них зависит функционирование сельского хозяйства и рациональное использование его продукции.

Продолжает оставаться актуальной проблема продовольственной безопасности страны. Проблема национальной продовольственной безопасности непосредственно затрагивает судьбу 6,7 млн. занятых в сельском хозяйстве, 1,5 - в пищевой промышленности и почти 40 млн. человек, проживающих в сельской местности России.

Аграрные отношения как составная часть всей системы экономических и социальных отношений представляют собой отношения между людьми, занятыми в аграрной сфере по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ. Основное ядро социально-экономической структуры аграрных отношений образует система землевладения и землепользования, точнее - отношения собственности на землю.

Аграрные отношения охватывают весь процесс расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве в его взаимосвязях с другими сферами АПК.

Субъектами аграрно-экономических отношений выступают:

-сельские товаропроизводители (независимо от формы собственности, на базе которой они функционируют);

-работники, занятые на предприятиях производственной и социальной инфраструктуры села;

-работники отраслей, выпускающих средства сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию [5, с.6].

В настоящее время сельское хозяйство является одной из важнейшей отраслей народного хозяйства любой страны. Именно сельское хозяйство призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность ­сырьем. При этом, в отличие от не возобновляемых ресурсов, земля, естественно, при правильном с ней обращении, может сохранять свое плодородие неограниченно долго. Фактически, развитая аграрная сфера является залогом долговременного процветания экономики. Именно поэтому государства с социально-ориентированной рыночной экономикой проявляют заботу о национальной аграрной сфере экономики, оказывают ей всемерную поддержку, в том числе финансовые льготы и механизмы протекционизма, хотя напрямую об этом и не говорится.

Роль аграрной сферы в развитии стран, как правило, недооценивается. Считается, что ориентация экономической политики на высокотехнологичные отрасли позволяет в кратчайшие сроки достичь высоких темпов роста во всех отраслях экономики. Однако такое утверждение справедливо лишь для стран, демонстрирующих уже достаточно высокий уровень социально - экономического развития. Доля аграрной сферы в ВВП, а также доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве находится в обратно пропорциональной зависимости от показателя дохода на душу населения. По мере развития страны сельское хозяйство «передаёт» накопленный капитал в виде избыточных финансовых и человеческих ресурсов в другие отрасли экономики, а само постепенно отходит на второй план. Кроме того, согласно другой отмеченной закономерности, успешные проекты индустриализации, как правило, предварялись периодами динамичного развития аграрной сферы (например, Индия и Китай, осуществившие «зелёную революцию»). Таким образом, для стран, где большинство населения живёт за чертой бедности, при этом преимущественно в сельских зонах, устойчивое развитие аграрной сферы имеет все шансы стать предпосылкой устойчивого развития экономики в целом. Устойчивое ведение сельского хозяйства, в свою очередь, также зависит от гармоничного взаимодействия трёх основных элементов: эффективной социальной политики, здоровой окружающей среды и экономических реформ, стимулирующих развитие внутренней производственной инфраструктуры и способствующих, укреплению позиций страны на мировых аграрных рынках [6, с.17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АГРАРНАЯ СФЕРА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Проблемы и направления развития аграрной сферы

Из общего перечня проблем аграрной сферы основными представляются следующие:

1. В 2008 году, несмотря на высокие темпы роста производства, экономические показатели сельского хозяйства практически не улучшились. Ниже стал уровень рентабельности, если считать в сопоставимом выражении, снизился и абсолютный размер прибыли, возросла закредитованность хозяйств. Реализация сельхоз организациями мяса крупного рогатого скота была убыточной во всех субъектах Российской Федерации (кроме Республики Калмыкия), свиней - в 44 регионах из 78, овец - в 42 из 71, птицы - в 43 из 76 субъектов Российской Федерации.

2. По-прежнему остается нерешенной проблема формирования цен на агропродовольственном рынке. Потребительские цены на розничном рынке существенно опережают по темпам роста цены реализации сельскохозяйственных товаропроизводителей - как следствие, падает их доля в конечной цене и сдерживается потребительский спрос населения. В результате страдают и производитель, и потребитель. Особенно это проявилось на рынках зерна и мяса. Поэтому не случайно в прошлом году продовольственная инфляция достигла 16,5%, в то время как в сельском хозяйстве рост цен в декабре 2008 года к декабрю 2007 -го ограничился лишь 2,5%. Можно еще как­-то оправдать рост цен на те продукты, по которым высокой остается доля импорта, но нельзя дать разумное объяснение, например, по хлебу, цены на который выросли более чем на 25% при огромных объемах производства и экспорта зерна.

И, конечно же, сохраняется и даже усугубляется старая болезнь - диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией.

3. Доступ сельхоз товаропроизводителей на рынок. Согласно мониторингу реализации Госпрограммы, который проводился в 30 регионах во всех федеральных округах и в ходе которого было опрошено более 15 000 респондентов, на вопрос о том, испытывают ли они трудности при реализации сельхозпродукции, почти 60% ответили утвердительно. Кстати, та разница в ценах, которая складывается на агропродовольственном рынке, является следствием отсутствия реальной инфраструктуры агропродовольственного рынка. В развитых странах этот вопрос решается через развитие кооперации. Например, в США 70% молока реализуется через кооперативы, в странах Северной Европы - почти 100%. В целом такое же положение во Франции, Германии, Японии.

Приоритетный национальный проект и Госпрограмма по АПК предусмотрели развитие сбытовой кооперации для мелкотоварного производства, но большая часть созданных кооперативов пока так и не работает. Видимо, необходимо еще раз вернуться к этому вопросу, сформировать ведомственную целевую программу по развитию кооперации, предусмотрев в ней целый ряд экономических стимулов и организационных мер, направленных, в частности, на ослабление монополистического пресса, государственную поддержку создания заготовительной инфраструктуры и переработки продукции, льготное кредитование и поощрение инвестиций.

4. Социальные проблемы села. Будем откровенны - пока не удалось серьезно продвинуться ни в вопросах повышения занятости и улучшения демографической ситуации, ни в формировании социальной инфраструктуры, снижении бедности и повышении доходов сельского населения. Несмотря на то, что темпы роста оплаты труда в сельском хозяйстве опережают средние показатели по стране, их соотношение все равно остается на уровне 48%, а сельское хозяйство по уровню оплаты труда делит последние места с текстильным и швейным производством [7, с.21].

В течение последних 15-20 лет страна остается без долгосрочной стратегии в аграрной сфере, имеющей важное значение для успешного функционирования и самого существования российского общества, суверенного государства, внутреннего рынка. В проекте долгосрочной концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г. проблемам развития сельского хозяйства уделены две страницы. Вопросы будущего развития аграрной сферы и агропромышленного комплeкca вообще не поставлены.

Рыночные условия выявили основные недостатки в аграрной сфере, унаследованные от советского периода - технологическую отсталость и нерациональную организацию производства в многоотраслевых хозяйствах.

Большинство сельхозпредприятий не ориентируются на конкретный сегмент рынка или определенную группу покупателей, требования которых к объему и качеству продукции они должны соблюдать [8, с.10].

За годы рыночных реформ возросла активность компаний по продвижению импортной продукции на российский продовольственный рынок. Деятельность иностранных сетевых структур плoxo отрегулирована государством, поэтому они в основном сами определяют, как условия сбыта для отечественных товаропроизводителей, так и ценовую политику. Несогласованные действия Минсельхоза РФ и экономического блока российского правительства по регулированию импорта сельхозпродукции и продовольствия приводят к конфликту интересов отечественных производителей и компаний, специализирующихся на оптовой торговле импортной продукцией [9, с.4].

В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности аграрной сферы экономики является стратегической и её решение возможно лишь на фундаментальной научной основе. Поэтому целесообразно поддерживать почин некоторых научно-исследовательских институтов, подготовивших проект национальной программы инновационного обновления и повышения конкурентоспособности аграрной сферы. В нем научно обоснованы и раскрыты следующие направления повышения конкурентоспособности аграрной сферы:

-инновационное обновление материально-технической базы и отраслей агропромышленного комплекса, их структура;

-институциональное обеспечение процесса инновационного обновления;

-прогноз инновационного обновления мирового аграрного сектора и место в нем АПК России;

-кадровое обеспечение процесса инновационного обновления и другое.

Однако при доработке данного проекта необходимо уделить большое внимание инновационному обновлению системы хозяйствования как системному стратегическому направлению повышения устойчивости конкурентоспособности аграрной сферы. Предполагается изменение отраслевой структуры, форм организации производства и методов управления [10, с.21].

Основы методологического обоснования стратегии устойчивого развития АПК заложены прежде всего в трудах Н.Д.Кондратьева, А.В.Чаянова, М.М.Туган-Барановского, П.П.Маслова и других основоположников российской аграрной науки. При её разработке целесообразно обратиться к опыту работы крупных хозяйств аграрной сферы, и особенно кооперативов в начале ХХ в. в царской России и в эпоху нэпа, а в конкурентных стратегиях полезно использовать методологию, разработанную в научных трудах современных зарубежных ученых.

              В современной               России по существу нет цивилизованного продовольственного рынка, нет пяти основных конкурентных сил, предпринимателей, которые являются движущими силами рыночного процесса, как и нет эффективного государства, которое также является движущей силой формирования цивилизованного рынка и конкурентоспособной национальной экономики. Поэтому необходимо учиться у других знающих и владеющих методологией и методикой формирования и реализации конкурентных стратегий, обмениваться опытом поддерживания устойчивой конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. Тем более эта учеба полезна в условиях процесса глобализации и вступления России в ВТО [11, с.8].

Одной из характерных черт адаптации аграрной сферы к рыночно ориентированным изменениям является реализация принципов и методов стратегического планирования. Наиболее значимым событием, подтвердившим инновационный подход к государственному управлению, явилось принятие в октябре 2005 г. правительством РФ приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

В течение более чем двух лет реализации национального проекта в аграрной сфере уже достигнуты позитивные результаты по намеченным направлениям. В частности, меры, предусмотренные в ней по поддержке потребительских кооперативов на селе, стимулируют процесс их формирования [12, с.14].

Отечественные ученые экономисты аграрники все больше внимания уделяют стратегии инновационного обновления аграрной сферы экономики. На их взгляд, следует обратить внимание на инновационный (как стратегический) ресурс обеспечения устойчивости конкурентной способности и конкурентных преимуществ предприятий и их объединений, выпускаемых ими продовольственных товаров.

Информация о работе Аграрная политика России