Аграрная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических аспектов развития аграрной сферы и ее роли в экономике России.
Задачи работы:
- изучить понятия и составляющие аграрной сферы;
- рассмотреть роль аграрной сферы в экономике России;
- описать приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и направления развития аграрной сферы;
- описать аграрную политику России в XXI веке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АГРАРНОЙ СФЕРЫ, ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ ……………………………….……….…6
1.1. Понятие и структура аграрной сферы ……………………………………...….6
1.2. Роль аграрной сферы в развитии экономики…………….…………………...10
ГЛАВА 2. АГРАРНАЯ СФЕРА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………………….…………..….14
2.1. Проблемы и направления развития аграрной сферы ……………….………..14
2.2. Государственное регулирование аграрной сферы ……..………………….…21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В XXI ВЕКЕ………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

В аграрной сфере России сложилась парадоксальная противоречивая ситуация: с одной стороны, имеются большой потенциал и определенные достижения в создании новых сортов сельскохозяйственных растений и выведении продуктивных пород животных с заданными свойствами, повышающую их продуктивность, в производстве различных видов более качественной сельскохозяйственной техники, в разработке инновационных технологий при переработке, хранении сельскохозяйственного сырья, сохраняются научно-производственная база и высококвалифицированные кадры специалистов в сфере технико-технологического обеспечения инновационного процесса, а с другой - в условиях перехода к рыночным отношениям возник кризис [13, с.10].

Каким проблемам, прежде всего методологического характера, нужно уделить большое внимание, чтобы инновации стали важнейшим стратегическим источником и ресурсом обеспечения процесса устойчивости конкурентно способности и конкурентных преимуществ в аграрной сфере?

Во-первых, необходимо глубже усвоить, что на международном рынке конкурируют основные структурные звенья экономики - предприятия и их объединения. Следовательно, конкурентоспособность страны, её аграрного сектора - это явление на столько макро- и мезоэкономическое, сколько микроэкономическое. А значит, аграрной науке нужно больше уделять внимания исследованию корпоративных конкурентных стратегий, конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятий и их объединений, использованию тех инноваций, которые являются источниками реализации этих стратегий.

Во-вторых, надо также понять, что основными субъектами основных рыночных отношений, движущей силой современного рыночного процесса являются не любой бизнесмен, а подлинный предприниматель, обладающий стратегическим мышлением, способностью к предвиденью, к продуцированию инноваций, со способностью выбрать из них такие, которые позволят обеспечить устойчивость конкурентоспособности и конкурентных преимуществ компании на современных и будущих рынках: национальном и международном.

В-третьих, следует учитывать что, в агропромышленном комплексе как совокупности отраслей, в которой основой является сельское хозяйство, несмотря на его специфику, конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и её изменений. В любой отрасли суть конкуренции выражается пятью силами - угрозами:

-вхождения на рынок новых участников;

-появление субститутов;

-рыночной власти покупателей и поставщиков;

-соперничества между действующими конкурентами.

Чтобы был подлинный рынок, в том числе содержащий выгодные для покупателя и продавца инновационные товары и спрос на них, необходимо создавать условия для формирования этих рыночных сил и соответствующее институциональное обеспечение их расширенного соперничества.

Основная цель конкурентной стратегии предпринимательских структур­ найти такую позицию в аграрном рынке, которая позволяет им не только защититься от угроз этих конкурентных сил, но и использовать их в своих интересах: обеспечении устойчивости конкурентоспособности и конкурентных преимуществ с целью устойчивого воспроизводства предпринимательского дохода.

Стратегия государства включает не только предоставления финансовой поддержки потенциально конкурентоспособным предприятиям и их объединениям в AIIК, но и создание благоприятных условий для подлинного соперничества.

В-четвертых, конкурентоспособность аграрной сферы экономики в условиях глобализации зависит не только от конкурентного потенциала предпринимательских структур AIIК и окружающей их «национальной среды», но и конкурентных сил «международной среды». Эти силы также представляют собой угрозу как устойчивости конкурентоспособности национального AIIК России и его предпринимательских структур, так и возможности для получения дополнительного предпринимательского дохода при условии успешного использования международного предложения инновационной эффективной технологии и организационно-экономических инноваций [14, с.8].

Также стратегию развития сельского хозяйства необходимо строить исходя из системного единства интересов сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и в целом аграрной сферы.

В долгосрочной стратегии развития аграрной сферы выделяются следующие блоки целей.

Обеспечение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке. Повышение удельного веса качественных продуктов питания отечественного производства на внутреннем рынке до 80%. При этом целесообразно:

-широкое распространение высокопроизводительных и в тоже время экологически безопасных и экономичных технологий в земледелие и животноводстве. Оптимизация структуры сельского хозяйства в виде сочетания фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, крупных агрофирм и агрохолдингов;

-возрождение на новой научно-технологической основе машиностроения для сельского хозяйства и для других видов деятельности в аграрной сфере;

-создание современной инфраструктуры аграрной сферы, включающей систему дилерских предприятий, племенные и семенные организации, ветеринарные службы, предприятия агрохимии и защиты растений, информационно вычислительные центры и т.д.;

-приближение первичной обработки и хранения сельскохозяйственной продукции к полям и фермам;

-законодательное ограничение естественных и иных монополий в инфляционном повышении цен на рынках энергоносителей, техники и оборудования, транспортных тарифов;

-введение запретительных законов, исключающих получение спекулятивных доходов путем установления завышенных розничных цен на сельскохозяйственную продукцию со стороны посредников, перерабатывающих предприятий, торговли [15, с.17].

От развития сельского хозяйства во многом зависит жизненный уровень и благосостояние населения: размер и структура питания, среднедушевой доход, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни.

 

 

2.2 Государственное регулирование аграрной сферы

 

 

Проблемы государственного регулирования аграрной сферы в России приобрели немаловажное значение в связи с переходом к рынку. Сельское хозяйство - особая отрасль, доходы которой, исходя из её немонопольной природы, всегда отстают от других отраслей.

Практически во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей.

Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Весомый аргумент в пользу поддержки сельского хозяйства - падение доходов сельхозпроизводителей по сравнению с другими отраслями. Вмешательство государства - попытка восстановления справедливости.

В настоящее время до сих пор отсутствует реальная государственная политика в агропромышленном комплексе России. И с этим нельзя не согласиться. Даже такая организация, как ВТО, изначальной целью которой является максимальное ограничение государственного вмешательства в любое производство и в торговлю, в принципе не исключает поддержки сельскохозяйственных предприятий в конкретных странах. Страны с развитой рыночной экономикой в последние годы наращивают такую поддержку [16, с.13].

В настоящее время в аграрном секторе России накопился ряд вопросов, которые не регулируются текущим законодательством. В частности, в отличие от большинства стран мира в России нет законодательного определения сельскохозяйственного производителя: каждый нормативный акт определяет его отдельно, что неудобно для использования в правоприменительной практике. Нет разграничения полномочий федерального и регионального уровней в проведение программ поддержки АПК.

Нет также четкого разграничения полномочий между федеральными ведомствами в регулировании аграрного сектора; сложившаяся ситуация приводит к очень длительному согласованию различных мер и, как следствие, к запаздыванию мер, утрате гибкости в регулировании сектора, а также к снижению ответственности за проведение агропродовольственной политике в стране.

Необходимость государственной поддержки аграрной сферы экономики обусловлена следующим факторами:

Во-первых, тем, что сельское хозяйство испытывает постоянное ценовое давление со стороны промышленных отраслей-партнеров по производству продовольственных товаров. Постоянный рост цен на средства производства и производственные услуги опережают рост цен на сельскохозяйственную продукцию, ведет к опережающему росту затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в сравнение с их доходами.

С другой стороны, имеет место монополизм перерабатывающих и торговых предприятий, формирующий неблагоприятные условия сбыта сельскохозяйственной продукции, что также приводит к абсолютному и относительному сокращению доходов её производителей в расчете на единицу реализованной продукции.

Во-вторых, доходы сельскохозяйственных производителей носят нестабильный характер из-за независимости конечных результатов деятельности от погодных условий. В России, как правило, год-два из пяти являются неблагоприятными, что сопровождается значительными потерями в доходах в сравнении со среднегодовыми показателями. Помимо этого погодного колебания оказывают дестабилизирующее влияние на внутренний продовольственный рынок, вызывая непрогнозируемые изменения цен на соответствующие товары.

В-третьих, имеет место тенденция неизбежности и постоянного возрастания степени открытости внутреннего рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья и связанное с этим ценовое давление на национальных производителей в условиях глобализации экономики и интернационализации мировых рынков. В связи с этим все страны в той или иной форме и в меру своих возможностей осуществляют защиту национальных производителей продовольствия.

В-четвертых, большое значение начинают принимать охрана окружающей среды и обеспечение национальной продовольственной безопасности. Это связано с концепцией многофункциональной роли сельского хозяйства, т.е. современная аграрная политика развитых стран формируется как комплекс мер, призванных системно и эффективно решать проблемы не только развития собственного производства, внешней торговли, хранения, переработки основных продуктов питания, но и справедливого их распределения, а также социального обустройства сельскохозяйственных регионов.

В-пятых, все очевиднее становится необходимость решения государством социальных задач на селе. Эффективная производственная деятельность сельскохозяйственных предприятий требует создания необходимых условий работникам, как в процессе труда, так и при воспроизводстве рабочей силы. Эту задачу призваны выполнять подразделения и службы социальной инфраструктуры, представляющие собой часть производительных сил общества, направленных на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры должно стать дальнейшее улучшение социально­-бытовых условий сельского населения [17, с.10].

Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку, исследованы и обобщены В.И. Назаренко и л.г. Папцовым.

Так, В.И. Назаренко выделяет меры прямого и косвенного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанные с реорганизацией производства (выплата за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.)

К мерам косвенного государственного регулирования AПК относится:

а) ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия;

б) компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления;

в) содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;

г) содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства-субсидии на строительство производственных помещений, рекультивацию земель.

В.И. Серов государственную поддержку классифицирует по формам бюджетной и не бюджетной поддержки субъектов агропродовольственной политики.

К бюджетным формам поддержки относятся предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования сельского хозяйства.

К не бюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственной политики, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирования цен и тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.

Бюджетные услуги - это те функции, осуществление которых государство берет на себя в обязательном порядке. Эти обязательства государства вытекают из целей, функций и задач, стоящих перед соответствующими органами управления в сельском хозяйстве.

К бюджетным услугам относятся осуществление государственных инспекционных и контрольных функций в аграрной сфере, меры по созданию условий для нормального здорового, безопасного осуществления сельхозпроизводства, функционирования аграрных рынков, а также меры по обеспечению безопасной и здоровой жизни сельского населения и населения в целом.

Информация о работе Аграрная политика России