Аграрная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических аспектов развития аграрной сферы и ее роли в экономике России.
Задачи работы:
- изучить понятия и составляющие аграрной сферы;
- рассмотреть роль аграрной сферы в экономике России;
- описать приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и направления развития аграрной сферы;
- описать аграрную политику России в XXI веке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АГРАРНОЙ СФЕРЫ, ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ ……………………………….……….…6
1.1. Понятие и структура аграрной сферы ……………………………………...….6
1.2. Роль аграрной сферы в развитии экономики…………….…………………...10
ГЛАВА 2. АГРАРНАЯ СФЕРА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………………….…………..….14
2.1. Проблемы и направления развития аграрной сферы ……………….………..14
2.2. Государственное регулирование аграрной сферы ……..………………….…21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В XXI ВЕКЕ………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

В российском законодательстве установлены два режима ипотеки (залог недвижимости) недвижимого имущества - земельный участок или здания. Регистрируя договор об ипотеке, орган осуществляющий регистрацию, должен внести в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) запись об ипотеке участка и имеющихся построек на нем.

2001 году был принят более доработанный Земельный кодекс, в нем сохранялся принцип деления земель на семь категорий (сельскохозяйственного назначения, поселения, промышленности, лесного, водного фонда, особо охраняемых территорий, земли запаса), а также принцип единства объекта недвижимого имущества. На данном этапе главной целью становится концентрация земель в руках эффективных собственников.

Результаты земельной реформы в АПК подтверждаются следующими данными. На 1 января 2002 г. в собственности граждан и юридических лиц находилось 125,2 млн. га, насчитывается 263 тыс. крестьянских хозяйств, площадь которых равна 15 млн. га. Рост аграрного производства стимулировал спрос на землю, а т.ж. возобновился приток инвестиций (93,6 млрд.руб).

Вместе с тем, социально- экономическая ситуация в АПК сложная. Рынок земли не достаточно развит, темпы роста замедлились. Для решения проблем необходимо продолжить институциональные преобразования [22, с.12].

По данным Федеральной службы государственной статистики, в январе – октябре 2004 г. производство продукции сельского хозяйства составило 1286,3 млрд руб. Получено 4,4млн т семян подсолнечника, свеклы- 17, 7млн т, 35,1 млн т картофеля, 13,6 млн т овощей. Поголовье крупного рогатого скота составило 24,4 млн голов, что на 6, 3% меньше чем в 2003 г. В августе кредиторская задолженность сельского хозяйства достигла 220,1 млрд руб, дебиторская- 74,1 млрд руб.

Крестьянские хозяйства производят от 3 до 10% сельскохозяйственной продукции. Развитие этого уклада сдерживается общим экономическим кризисом, нерешенностью правовых, экономических и социальных вопросов, прекращением государственной поддержки, ухудшением условий кредитования. В результате ликвидации неплатежеспособных предприятий число крестьянских хозяйств постепенно будет увеличиваться. Размеры крестьянских хозяйств по площади угодий и пашни необходимо доводить до оптимальных размеров в соответствии с числом работающих и наличием ресурсов за счет аренды недостающих площадей. Кризис в аграрном секторе не может быть преодолен без изменения экономической политики, разумного участия государства в регулировании хозяйственной деятельности экономическими методами. Для сельского хозяйства определяющее значение будет иметь устранение диспаритета цен путем сдерживания роста цен на промышленную продукцию, поддержание доходов сельских товаропроизводителей, повышение платежеспособного спроса населения, правового и экономического обеспечения проводимых преобразований [23, с.14].

Министерство экономразвития и торговли РФ в комплексе намечаемых мер по повышению эффективности агропромышленного производства важную роль дает конкурентоспособности продукции. Обеспечение конкурентоспособности предусматривается по следующим направлениям:

Финансовая поддержка сельского хозяйства, антимонопольное регулирование, снятие административных барьеров, таможенно-тарифное регулирование.

Главная задача придается мерам по сокращению затрат на производимую продукцию: повышение плодородия почв и эффективности использования угодий, развитие и расширение семеноводства, посевных площадей, увеличение парка техники. В результате этих мер увеличится количество зерна, улучшится « породность» поголовья скота [24, с.18].

В обеспечении эффективного развития большое значение имеют инвестиции. Реализация мер по развитию хозяйства поднимет и уровень занятости. Наряду с увеличением объема производства улучшится и структура валового сбора. Намечено увеличить объем производства зерна, сахарной свеклы, скота, птицы.

Правительство В.В. Путина приняло национальный проект, главные направления которого: ускоренное развитие животноводства и стимулирование малых форм хозяйствования в АПК. Первым мероприятием по реализации проекта определены меры по увеличению доступности кредитных ресурсов для ускоренного развития животноводства. Процентная ставка по кредитам на срок до 8 лет будет на 2/3 субсидироваться из федерального бюджета. Выделено 6630 млн. руб, а в 2006 3450 млн. Второе мероприятие – повышение генетического потенциала животных.

Развитие малых форм хозяйствования в АПК - важное направление т.к. анализ показывает, что в крестьянских хозяйствах содержится 55% коров, 47% свиней, 93% картофеля, 80% овощей. Но их доступ на рынки переработки и потребления ограничен. Первое мероприятие для реализации этого направления направлено на увеличение доступности кредитных ресурсов. Сумму кредита (95% федеральный бюджет,5% бюджет Федерации) для хозяйств населения - 300 тыс. руб, фермерских – до 3 млн руб, кооперативов-до 10 млн. руб. [25, с.17].

В процессе совместной работы над проектом «Развитие АПК» разработан ряд мер:

1. Таможенно-тарифное регулирование импорта молочной продукции.

2. Разработка проектов технических регламентов.

3. Использование средств Инвестиционного фонда для привлечения частных инвестиций.

4. Разработка концепций господдержки, развития крупных агропромышленных структур холдингового типа.

На реализацию выделено 30,9 млрд. руб , из них на «Ускоренное развитие животноводства» - 14,63 млрд. руб, по второму направлению-15,97 млрд. руб.

Реализация этого проекта весьма хорошо повлияет на все субъекты агропромышленного комплекса.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сельское хозяйство на сегодня остается одним из главных элементов страны. Поскольку из продукции агропромышленного комплекса производится около 70% всех товаров и предметов потребления, то жизненный уровень и моральное благосостояние населения России напрямую зависит от эффективности этой отрасли.

В структуру хозяйствующих субъектов аграрной сферы входят четыре их вида: сельскохозяйственные коммерческие организации кооперативного типа; государственные и муниципальные унитарные предприятия; хозяйства населения, которые включают в состав личные подсобные хозяйства, садоводство и огородничество граждан.

Для развития и стабилизации состояния агропромышленного комплекса страны требуется усиление государственной роли в поддержке этой отрасли экономики.

На данный момент в стране создана система государственного регулирования сельскохозяйственного комплекса, ключевыми задачами которой является создание должных условий для успешного функционирования аграрной отрасли. Для этого должны выполниться следующие основные направления модернизации аграрной политики России:

-стратегическое программирование;

-региональное регулирование;

-развитие инфраструктуры;

-внешнеторговая политика;

-поддержка доходов аграрных производителей;

-социальное развитие и занятость.

В марте 2010 года главы аграрных министерств Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) подписали декларацию о сотрудничестве, которая подразумевает реализацию четырех направлений многостороннего сотрудничества: в частности увеличение взаимного сельхозтоварооборота между странами, с созданием сельскохозяйственной информационной базы БРИК.

Крайней важной составной частью национальной безопасности страны является продовольственная безопасность. Она является гарантией стабильного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания. Именно поэтому вклад аграрной сферы в экономическое развитие страны так важен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зырянова Т.В. Методические подходы к финансовому оздоровлению сельхозпредприятий // Экономический анализ: теория и практика. – 2004. – №4.- С.12-14.

2. Борхунов Н. Сельское хозяйство в первой половине 2008 года // Экономика сельского хозяйства России. – 2008. – №8.- С.9-10.

3. Хлыстун В.Н. Структурные преобразования и развития земельных отношений // Земледелие. – 2005. - №3.- С.14-15.

4. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. Курс лекций. – М., – 2002.- С.25-27.

5. Крылов В.С. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России // Достижения науки и техники АПК. – 2008. – №2.- С.6-8.

6. Нечаев В. Оценка устойчивости развития аграрной сферы // Экономика сельского хозяйства России. – 2010. - №2.- С.17-18.

7. Огнивцев С.Б. Проблемы АПК России и возможные пути их решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – №7.- С.21-23.

8. Сидоренко В., Коровкин В. Стратегия развития аграрного сектора экономики России // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2009. - №1.- С.10-11.

9. Серова Е.Н. Перспективы реформирования аграрной политики России // Общество и экономика. – 2009. – №9.- С.4-5.

10. Белоусов В., Белоусов А. О путях повышения инновационной активности в аграрном секторе экономики региона // Экономист. – 2009. - №7.- С.21-23.

11. Половинкин П. Повышение конкурентоспособности АПК // Экономист. – 2009. - №10.- С.8-9.
12. Суглубов А.Е. Российская аграрная социальная политика: пути развития // Финансы и кредит. – 2008. – №26.- С.14-15.

13. Алюсов А. О стратегии развития аграрной сферы // Экономист. – 2008. - №9.- С.10-12.

14. Дозорова Т.А. Совершенствовать экономический механизм хозяйствования в аграрном секторе АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – №7.- С.8-10.

15. Топсахалова Ф.М. Основные направления развития агропромышленного комплекса в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2009. – №2.-С.17-19.
16. Сидоренко В., Федотов Э. Государственное регулирование аграрной сферы экономики России // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2009. - №6.- С.13-15.

17. Бондина Н. Оценка эффективности использования материальных ресурсов в аграрной сфере экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2009. - №3.- С.10-13.

18. Барышников Н. Роль бюджета в развитии аграрного сектора // Экономист. – 2005. - №5.- С.20-22.

19. Липски С. Новое в законодательной базе аграрного сектора // Экономист. – 2009. – №7.- С.14-15.

20. Борхунов Н. Стратегия развития сельского хозяйства. // Экономика сельского хозяйства России. – 2009. - №8.- С.9-11.
21. Гордеев А. Необходима комплексная долговременная программа развития сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. – 2007. – №6.-С.7-9.

22. Ильин А.Е. Формирование доходов работников сельского хозяйства // Аграрная наука. – 2010. - №5.- С.12-15.
23. Петриков А. Задачи развития в аграрном секторе // Экономист. – 2010. - №3.- С.14-16.

24. Ушачёв А. Социально – экономические проблемы развития АПК России // Экономика и управление. – 2010. - №4.- С.18-20.
25. Огарков С. Причины кризиса в сельском хозяйстве и направления его оздоровления // АПК: экономика, управление. – 2009. – №5.- С.17-18.

 

 



Информация о работе Аграрная политика России