Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.
Введение…………………………………………………………………3.
1. Задачи физического воспитания…………………………………….4.
2. Средства физического воспитания……………………………….....6.
3. Методические принципы физического воспитания………………..9.
4. Формы организации двигательной деятельности…………………14.
Список литературы…………………………………………………….38.
Изучение показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе двигательной деятельности показало ее постепенное возрастание в начале занятия, последующее нарастание с достижением наиболее высокого уровня в основной части и постепенное снижение к окончанию занятия. Это определяется, с одной стороны, деятельностью системы кровообращения и работоспособностью организма; с другой -особенностями протекания психических процессов - внимания, сосредоточенности, скорости реакций и в связи с этим наибольшей точности движений.
Изменения,
происходящие в организме и психике
в течение занятия, осуществляются
под контролем центральной
Физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Задачи и содержание вводно-подготовительной части физкультурного занятия. Ее особенности определяются поставленными задачами и содержанием основной части занятия. Поэтому в одном случае она может быть только вводной, а в другом - вводно-подготовительной. Задачи этой части заключаются в формировании у детей интереса и в создании эмоциональной настроенности на занятие, в проверке степени готовности, в том числе внимания, уточнении некоторых двигательных навыков и постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, ориентировке в пространстве и в коллективе. Они не требуют много времени на выполнение. К таким упражнениям относятся строевые - различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием направления, смена ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т.п.; ходьба различных видов, в том числе в целях профилактики плоскостопия на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и др., подвижные игры на внимание типа "Наоборот", "Летает - не летает".
Заканчивается вводная часть построением в три-четыре колонны, круг, врассыпную и т.п., что служит переходом к обучению детей общеразвивающим упражнениям в начале основной части занятия. Продолжительность этой части в младшей группе - от 2 до 4 минут, в средней - от 3 до 5 минут, в старших группах - от 4 до 6 минут.
Если первая часть занятия планируется как вводно-подготовительная, тогда вначале даются указанные выше упражнения, а потом общеразвивающие, которые строятся только на повторении и вариациях уже знакомых упражнений. Их задача - подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера с достаточно высокой физической нагрузкой. В этом случае основная часть занятия начинается с обучения детей основным движениям.
Продолжительность вводно-подготовительной части в младших группах - от 3 до 4 минут, в средней - от 4 до б минут, в старших - от 5 до 10 минут.
Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия в одном случае намечаются задачи по обучению детей сначала общеразвивающим упражнениям, а затем основным движениям и воспитанию психофизических качеств; в другом случае - упражнениям в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.
Учитывая,
что оптимальная психическая
работоспособность у детей
Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц рук и плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения дыхания (например, разведение рук в стороны и сведение их перед грудью и др.). Вторыми - упражнения для туловища, укрепления мышц спины и развития гибкости позвоночника (прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево - вращение туловища). Третьими - упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая стопу (приседание, поднимание ноги, согнутой в колене, и др.). При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.
После этого переходят к обучению основным движениям, из которых одно может быть для детей новым, а другие - находиться на этапах совершенствования.
В подготовительной к школе группе, по данным Ю. Рауцкиса, на одном физкультурном занятии целесообразно планировать от двух до четырех упражнений в основных движениях. Одно из них является ведущим, требующим особого внимания воспитателя; остальные подбираются из числа уже известных детям в целях повторения и совершенствования (например, прыжки в сочетании с метанием и ползанием или метание в сочетании с ходьбой и бегом и т.п.); при этом учитывается степень интенсивности движений. Наиболее эффективно сочетание упражнений высокой степени интенсивности с упражнениями низкой или средней степени интенсивности. Таким образом достигается разнообразие деятельности детей и варьирование степени напряжения, что обеспечивает необходимый уровень работоспособности ребенка.
Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, в значительной степени повышает функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, для которой характерны быстрые, целеустремленные движения.
Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающим упражнениям в младших группах - от 15 до 18 минут, в средней - от 20 до 22 минут, в старших - от 25 до 28 минут. Без обучения общеразвивающим упражнениям ее длительность в младшей группе - 8-12 минут, в средней - 12-15 минут, в старших - 15-20 минут.
Задачи и содержание заключительной части занятия. Следующая за игрой заключительная часть включает ходьбу в интенсивном темпе с постепенным замедлением, способствующую снижению общей возбужденности и приведению пульса в норму. В процессе ходьбы дети могут сделать несколько дыхательных упражнений. В некоторых случаях ходьба может быть заменена малоподвижной игрой с участием всех детей (например, "Найди и промолчи", "Принеси, что тебе понравится" или игра хороводного типа). По окончании ходьбы или заменяющей ее игры подводится краткий итог занятия, и дети переходят к другой деятельности. Длительность заключительной части занятия в младших группах - от 2 до 3 минут, в средней и старших - от 3 до 4 минут.
Продолжительность
всего занятия в младших
Как
уже было сказано, в процессе физкультурного
занятия одновременно с развитием
двигательных навыков у детей
формируются психофизические
Физкультурные занятия могут проводиться в игровой форме, представляющей целостную сюжетную ситуацию, знакомую детям (например, "Прогулка", "Путешествие", "Следопыты", "Спортсмены" и т.д.). Последовательность двигательных действий в этих играх должна соответствовать структуре физкультурного занятия, учитывать возможности детей данной возрастной группы, на основании чего и определяется степень физической нагрузки. Такие занятия требуют творческой разработки и эмоционально-образной методики руководства.
Исследования
показали необходимость проведения
регулярных физкультурных занятий
на воздухе в течение круглого
года (Л. Карманова, В.Фролов, Г. Юрко). Они
содействуют функциональному
Занятия на воздухе также состоят из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Особенностью занятий, по данным В. Фролова и Г. Юрко, является многократное использование бега в различных темпах - быстрого, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет на повышение функциональных возможностей организма и общей выносливости.
Вводно-подготовительная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким шагом с высоким подниманием колен, приставным шагом и т.п.) - это помогает улучшить технику движения, укрепить мышцы ног, скорректировать осанку. После ходьбы дети строятся в колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.
В
основной части выполняются
В заключительной части дается бег в медленном темпе с переходом на ходьбу с выполнением дыхательных упражнений.
Таким образом обеспечивается и освоение программного материала, и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их к лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.
Подбор физических упражнений для занятий определяется планом работы, составленным на основе Программы. Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей, состояние здоровья каждого ребенка, общий уровень развития, приобретенные двигательные навыки, индивидуально-типологические особенности детей, время года, условия проведения занятий, а также предыдущую деятельность детей, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.
Разработку плана очередного занятия предваряет тщательный анализ предшествующего. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущем занятии, результаты, выражающиеся в реакции детей и фиксируемые в конце занятия (степень усвоения всеми и каждым нового программного материала; прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие дополнительных упражнений, облегченных вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей, индивидуальных занятий и т.п.).
Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их единая целенаправленность обеспечивают стройную систему, определяющую последовательность выполнения постепенно усложняющихся задач, прохождение Программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основе анализа предыдущего занятия прежде всего определяются задачи основной части: обучение детей новым упражнениям или повторение и совершенствование уже знакомых (указываются конкретные физические упражнения). После этого уточняются упражнения для вводной и заключительной частей занятий.
Воспитатель использует различные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
При фронтальном способе детям предлагают одинаковые для всех упражнения, которые выполняются одновременно. Применение фронтального способа целесообразно в любой части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям или совершенствовании уже известных. Этот способ эффективен для формирования у детей согласованности действий, объединения их в решении общих для всех задач, непосредственного контакта воспитателя со всеми детьми, а также повышения моторной плотности занятия.
В процессе разучивания и уточнения деталей упражнения дети могут быть распределены на небольшие группы, действующие поочередно. Воспитатель получает возможность проследить выполнение упражнения одной или двумя группами: при этом остальные дети наблюдают за действиями своих товарищей и слушают пояснения, замечания воспитателя.
Кроме того, используется поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно - поточно. Для обеспечения как можно большего числа повторений могут быть организованы два и даже три потока. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений по кругу, станционно (например, пролезть в обруч, пройти, выпрямившись, по скамейке, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик, разбежаться и прыгнуть с разбега в длину).
Применение поточного способа выполнения физических упражнений целесообразно с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Следует отметить особую значимость этого способа при совершенствовании упражнений и меньшую - при их начальном разучивании. Непрерывность поточного движения иногда не позволяет воспитателю исправлять неточности двигательного действия - он следит за каждым ребенком и может дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать замечание. Вместе с тем применение поточного способа при совершенствовании двигательных навыков способствует совершенствованию психофизических качеств детей: быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве.
Информация о работе Задачи физического воспитания дошкольников