Адаптивное физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

Адаптивное физическое воспитание — самый массовый вид адаптивной физической культуры, занятия по которому проводятся преимущественно в образовательных учреждениях и являются для занимающихся обязательными, поскольку дисциплина, по которой проводятся эти занятия, включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию регламентировано, как правило, государственными программами или авторскими (инновационными) программами, прошедшими соответствующую экспертизу.

Файлы: 1 файл

Адаптивное физическое воспитание.docx

— 21.55 Кб (Скачать)

Адаптивное физическое воспитание — самый массовый вид адаптивной физической культуры, занятия по которому проводятся преимущественно в образовательных учреждениях и являются для занимающихся обязательными, поскольку дисциплина, по которой проводятся эти занятия, включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию регламентировано, как правило, государственными программами или авторскими (инновационными) программами, прошедшими соответствующую экспертизу. К проведению занятий допускаются только специалисты, имеющие соответствующий уровень образования и квалификации. 
 
В связи с тем, что термин «адаптивная физическая культура» появился в России лишь в 1996 году, а практическая деятельность в области, называемой сегодня в государственных образовательных стандартах и официальных учебниках «адаптивное физическое воспитание», по существу реализуется уже более ста лет, необходимо сделать ряд замечаний по уточнению терминологии в этой области, чтобы исключить возможные и вполне естественные в данной ситуации недоразумения. 
 
Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов. Поэтому все существующие па сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп и т.п., а именно — занятия по физическому воспитанию, занятия по ритмике, уроки по физической культуре и другое — сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть: занятия по адаптивному физическому воспитанию, уроки по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре. 
 
Однако переход на единую терминологию может продолжаться длительное время, поскольку написано и издано большое количество программ, учебников и учебно-методических материалов (пособий, рекомендаций и др.), утверждено много государственных образовательных стандартов, включающих дисциплины, направленные на физическое совершенствование занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья (особенно в сфере образования), в которых адаптивное физическое воспитание представлено как «ритмика», «физическая культура», «физическое воспитание» и т.п. При этом принципиально важным является то, что адаптивное физическое воспитание, осуществляемое в форме занятий или уроков, является обязательным для занимающихся независимо от состояния их здоровья, управляемых и контролируемых государственными органами через государственные образовательные стандарты, программы, учебники, учебно-методические материалы и с помощью таких процедур, как аттестация и аккредитация учреждений, осуществляющих эту деятельность. 
 
В настоящее время адаптивное физическое воспитание в России осуществляется (во всяком случае, должно осуществляться): в системе специального образования — с лицами, имеющими отклонения в развитии; в системе массового образования — с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающихся физическими упражнениями в специальных медицинских группах (отделениях). 
 
Вначале рассмотрим вопросы организации адаптивного физического воспитания в системе специального образования, учреждения которого в зависимости от возраста и тяжести дефекта могут функционировать как в сфере образования, так и в сфере социального обеспечения и здравоохранения. 
 
^ Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования 
 
В соответствии с номенклатурой типов и видов образовательных учреждений, определенных письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.02.1977 г. № 150/14-12 «О наименовании государственных и муниципальных образовательных учреждений», в настоящее время во всех субъектах Российской Федерации специальное образование осуществляется в следующих учреждениях. 
 
^ Дошкольные образовательные учреждения: 
 
— детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; 
 
— детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; 
 
— детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании). 
 
^ Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: 
 
I вид - для неслышащих (глухих); 
 
II вид — для слабослышащих и позднооглохших; 
 
III вид — для незрячих (слепых); 
 
IV вид - для слабовидящих и поздноослепших; 
 
V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи; 
 
VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 
 
VII вид — для детей с задержкой психического развития; 
 
VIII вид — для умственно отсталых детей. 
 
^ Образовательные учреждения начального профессионального образования: специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии. 
 
^ Единственное в мире специализированное учреждение высшего профессионального образования — Московский государственный гуманитарный институт-интернат. 
 
Кроме перечисленных образовательных учреждений специальное допрофессиональное и начальное профессиональное образование реализуются: 
 
— в профессиональных училищах (строительных, швейных, сельскохозяйственных и др.); 
 
— в учебно-курсовых комбинатах (пунктах), учебно-производственных центрах, технических школах, вечерних (сменных) профессиональных училищах. 
 
Среднее профессиональное и высшее профессиональное образование обучающиеся получают в специальных средних образовательных учреждениях и в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения как среднего, так и высшего профессионального образования. 
 
К системе специального образования относятся и так называемые классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) классы, которые в последние годы открываются в массовой школе, особенно широко для детей с задержкой психического развития. 
 
Помимо перечисленных в системе специального образования функционируют и другие образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии и ограниченными возможностями здоровья, куда относятся: 
 
- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторно-лесная школа, санаторная школа-интернат, санаторный детский дом); 
 
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной (ППМС) помощи (ППМС — центры диагностики и консультирования, сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации и профориентации, лечебной педагогики и дифференцированного обучения); 
 
- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и отклонениями в развитии (специальная общеобразовательная школа, специальное профессиональное училище). 
 
Учреждения специального образования реализуют основные и дополнительные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образова- 
 
ния, которые регламентируются государственными образовательными стандартами. 
 
Во всех перечисленных образовательных и профессионально образовательных программах предусмотрены занятия по адаптивному физическому воспитанию, как правило не менее двух раз в неделю. Они реализуются в форме физкультурных занятий и занятий ритмикой (в дошкольных образовательных учреждениях); уроков по физической культуре и ритмике (в школах); лекций, практических и методических занятий по физической культуре (в вузе). Кроме того, предусмотрены занятия адаптивным физическим воспитанием в режиме учебного дня. 
 
При разработке содержательного компонента стандарта образования дошкольников в области физической культуры были выделены три направления требований к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении как в рамках основного образования, так и дополнительных образовательных услуг: 
 
— образовательная программа физического совершенствования дошкольников; 
 
— условия, способствующие реализации потребности детей в движении; 
 
— профессиональная компетентность педагогов, организующих двигательную деятельность дошкольников. 
 
Программа должна предусматривать проведение физкультурных занятий не менее двух раз в неделю, физкультурных досугов — 1 раз в месяц, физкультурных праздников — 1 раз в сезон. Продолжительность физкультурных занятий в разных возрастных группах различная -от 20 минут в младшей группе, до 35 минут — в подготовительной. 
 
Необходимо отметить, что если для нормально развивающихся дошкольников существует большое количество программ физического совершенствования, количество которых постоянно увеличивается*, то для детей с отклонениями в развитии есть только единичные рекомендации и немногочисленные научные исследования. Так, например, в настоящее время в дошкольных учреждениях могут использоваться следующие программы: комплексные — «Программа обучения и воспитания в детском саду» 1985 года, программы «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие»; парциальные (оздоровительные, специализированные по физической культуре) — «Здоровье», «Здоровый дошкольник»; парциальные специализированные — «Старт», «Программа по физкультуре от 3 до 17 лет»; программы дополнительного образования — «Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений, «Путешествие в Олимпию» (Филиппова СО., Овечкина Т.А., 2004). 
 
Что же касается организации адаптивного физического воспитания в дошкольных учреждениях (физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом и интеллектуальном развитии), то здесь авторы подчеркивают, что такая работа имеет свои особенности, а деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей (Овечкина Т.С., Филиппова С.О., 2004). 
 
До настоящего времени окончательно не решен вопрос по поводу программного обеспечения адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: нужны ли отдельные программы по адаптивному физическому воспитанию детей с отклонениями в развитии для каждого вида нозологии [как это имеет место в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I—VIII видов] или достаточно использовать имеющиеся, перечисленные программы для нормально развивающихся детей с учетом характера заболеваний детей с ограниченными возможностями здоровья, показаний и противопоказаний к тем или иным двигательным нагрузкам и физическим упражнениям. 
 
Сложившаяся ситуация объясняется тем, что в нашей стране до 90-х годов прошлого века по отношению к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам в возрасте от рождения до 7 лет доминировал так называемый лечебный подход, когда проблемами этих детей занимались преимущественно медицинские работники, которые использовали традиционные медицинские технологии: фармакологическое и хирургическое лечение, физиотерапевтические процедуры, лечебную физическую культуру и массаж. 
 
В то же время хорошо известно, что первичные нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из традиционного образовательного процесса, к нарушению связи с культурой как источником развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. А это, в свою очередь, приводит к возникновению вторичных нарушений развития, социальной недостаточности, возникновению потребности в обходных путях, других способах, инструментах «врастания в культуру», то есть в специальном образовании. 
 
Проведенные Институтом коррекционной педагогики РАО исследования убедительно показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно предупредить появление новых специальных потребностей, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка и снижение уровня его социальной недостаточности. Получены данные, доказывающие, что грамотно организованная ранняя (с первых недель жизни) комплексная коррекция нарушений в развитии открывает для 25-27% детей возможность полноценного включения в общий образовательный поток (Малофеев Н.Н., 2003). Учеными этого института разработана система коррекционно-развивающих игр, которые могут использоваться в ходе индивидуальных занятий с детьми первого полугодия жизни как в условиях семейного воспитания, так и в условиях специального учреждения (дома ребенка) (Разенкова Ю.А., Выродова, И.А.). 
 
Именно поэтому в концепции реформирования системы специального образования важнейшей стратегической задачей является создание единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства (в том числе коррекционно-педа-гогического) и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. 
 
Одним из шагов в этом направлении можно считать рекомендацию Министерства здравоохранения Российской Федерации* о включении в структуру учреждений, осуществляющих медико-социальную и психологическую реабилитацию детей-инвалидов на региональном и местном уровне, «школ адаптивной физической культуры», основными задачами которых является проведение оздоровительно-развивающих, коррекционных и профилактических занятий, как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом. 
 
Учитывая, что в системе здравоохранения в настоящее время действуют более 200 медицинских учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения и кабинеты, и 248 домов ребенка, в которых детям оказывают реабилитационную помощь, школы адаптивной физической культуры могут сыграть важную роль во внедрении адаптивного физического воспитания детей с самого раннего возраста. 
 
Как показано в исследованиях Д.Ф. Мосунова (2000), М.Н. Лосевой (2001) и др., одним из эффективнейших направлений адаптивного физического воспитания является использование физических упражнений в водной среде и технологий гидрореабилитации. 
 
Одним из перспективных направлений внедрения адаптивного физического воспитания в практику является работа специалистов по адаптивной физической культуре (тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов) в так называемых группах кратковременного пребывания, открываемых в специальных дошкольных образовательных учреждениях (например, в детских садах компенсирующего вида) для детей, посещающих обычные детские сады или воспитывающихся дома. 
 
В группах кратковременного пребывания дети могут получать необходимую коррекционную помощь с первого года жизни (в том числе и в области адаптивной физической культуры) силами квалифицированных специалистов. Дети, обучающиеся в группах кратковременного пребывания, включаются в списочный состав данного учреждения, а на группу распространяется традиционный статус. Такие группы позволяют включить в образовательный процесс детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии, которые не могут посещать даже специальное образовательное учреждение и воспитываются дома. Это открывает для таких детей перспективы более успешной социализации. 
 
В отличие от дошкольных образовательных учреждениях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии система организации адаптивного физического воспитания давно сформировалась и постоянно совершенствуется. 
 
Для каждого вида специальных (коррекционных) школ разработано не одно поколение программ по физической культуре. Так, в специальных школах VIII вида в настоящее время действует восьмая программа, первая из которых появилась в 1950 году. 
 
В начальных классах адаптивное физическое воспитание реализуется при изучении детьми двух дисциплин — ритмики и физической культуры, на которые выделяется по 1 часу и по 2 часа в неделю соответственно, а в последующих классах — при изучении физической культуры по 2 часа в неделю. 
 
Помимо уроков физической культуры, программы по этой дисциплине для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII вида предусмотрены физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки, физкультурные паузы, дополнительные занятия во второй половине дня. 
 
Для специальных учреждений среднего профессионального образования с целью осуществления адаптивного физического воспитания обучающихся рекомендуются программы по физической культуре специальных (коррекционных) школ, что во многих случаях оправдано. 
 
Что же касается единственного в мире специального высшего учебного заведения — Московского государственного гуманитарного института-интерната, то программа по физической культуре, предусмотренная государственными образовательными стандартами по всем без исключения специальностям высшего профессионального образования, для студентов с поражением функций опорно-двигательного аппарата, которые там обучаются, находится в стадии разработки, и занятия проводятся по индивидуальным планам преподавателей этого вуза. 
 
В настоящее время дети, подростки, молодежь с отклонениями в состоянии здоровья обучаются и в системе массового образования, о чем пойдет речь в следующем разделе.


Информация о работе Адаптивное физическое воспитание