Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:21, реферат
Адаптивное физическое воспитание — самый массовый вид адаптивной физической культуры, занятия по которому проводятся преимущественно в образовательных учреждениях и являются для занимающихся обязательными, поскольку дисциплина, по которой проводятся эти занятия, включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию регламентировано, как правило, государственными программами или авторскими (инновационными) программами, прошедшими соответствующую экспертизу.
Адаптивное физическое воспитание 
— самый массовый вид адаптивной 
физической культуры, занятия по которому 
проводятся преимущественно в образовательных 
учреждениях и являются для занимающихся 
обязательными, поскольку дисциплина, 
по которой проводятся эти занятия, включена 
в федеральные компоненты государственных 
образовательных стандартов. Содержание 
занятий по адаптивному физическому воспитанию 
регламентировано, как правило, государственными 
программами или авторскими (инновационными) 
программами, прошедшими соответствующую 
экспертизу. К проведению занятий допускаются 
только специалисты, имеющие соответствующий 
уровень образования и квалификации. 
 
В связи с тем, что термин «адаптивная 
физическая культура» появился в России 
лишь в 1996 году, а практическая деятельность 
в области, называемой сегодня в государственных 
образовательных стандартах и официальных 
учебниках «адаптивное физическое воспитание», 
по существу реализуется уже более ста 
лет, необходимо сделать ряд замечаний 
по уточнению терминологии в этой области, 
чтобы исключить возможные и вполне естественные 
в данной ситуации недоразумения. 
 
Адаптивное физическое воспитание (как 
вид адаптивной физической культуры) — 
это физическое воспитание (как вид физической 
культуры) для лиц с отклонениями в состоянии 
здоровья, включая, разумеется, и инвалидов. 
Поэтому все существующие па сегодняшний 
день формы физического воспитания, предназначенные 
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, 
для лиц с отклонениями в развитии, для 
лиц с ограниченными возможностями здоровья, 
для инвалидов всех возрастов и нозологических 
групп и т.п., а именно — занятия по физическому 
воспитанию, занятия по ритмике, уроки 
по физической культуре и другое — сегодня 
правильнее относить к формам адаптивного 
физического воспитания и называть: занятия 
по адаптивному физическому воспитанию, 
уроки по адаптивному физическому воспитанию 
или уроки по адаптивной физической культуре. 
 
Однако переход на единую терминологию 
может продолжаться длительное время, 
поскольку написано и издано большое количество 
программ, учебников и учебно-методических 
материалов (пособий, рекомендаций и др.), 
утверждено много государственных образовательных 
стандартов, включающих дисциплины, направленные 
на физическое совершенствование занимающихся 
с отклонениями в состоянии здоровья (особенно 
в сфере образования), в которых адаптивное 
физическое воспитание представлено как 
«ритмика», «физическая культура», «физическое 
воспитание» и т.п. При этом принципиально 
важным является то, что адаптивное физическое 
воспитание, осуществляемое в форме занятий 
или уроков, является обязательным для 
занимающихся независимо от состояния 
их здоровья, управляемых и контролируемых 
государственными органами через государственные 
образовательные стандарты, программы, 
учебники, учебно-методические материалы 
и с помощью таких процедур, как аттестация 
и аккредитация учреждений, осуществляющих 
эту деятельность. 
 
В настоящее время адаптивное физическое 
воспитание в России осуществляется (во 
всяком случае, должно осуществляться): 
в системе специального образования — 
с лицами, имеющими отклонения в развитии; 
в системе массового образования — с лицами, 
имеющими отклонения в состоянии здоровья 
и отнесенными к категории занимающихся 
физическими упражнениями в специальных 
медицинских группах (отделениях). 
 
Вначале рассмотрим вопросы организации 
адаптивного физического воспитания в 
системе специального образования, учреждения 
которого в зависимости от возраста и 
тяжести дефекта могут функционировать 
как в сфере образования, так и в сфере 
социального обеспечения и здравоохранения. 
 
^ Организация адаптивного физического 
воспитания в 
системе специального образования 
 
В соответствии с номенклатурой типов 
и видов образовательных учреждений, определенных 
письмом Министерства общего и профессионального 
образования Российской Федерации от 
17.02.1977 г. № 150/14-12 «О наименовании государственных 
и муниципальных образовательных учреждений», 
в настоящее время во всех субъектах Российской 
Федерации специальное образование осуществляется 
в следующих учреждениях. 
 
^ Дошкольные образовательные учреждения: 
 
— детский сад компенсирующего вида с 
приоритетным осуществлением квалифицированной 
коррекции отклонений в физическом и психическом 
развитии воспитанников; 
 
— детский сад присмотра и оздоровления 
с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, 
профилактических и оздоровительных мероприятий 
и процедур; 
 
— детский сад комбинированного вида 
(в состав комбинированного детского сада 
могут входить общеразвивающие, компенсирующие 
и оздоровительные группы в разном сочетании). 
 
^ Специальные (коррекционные) общеобразовательные 
учреждения I—VIII видов для обучающихся, 
воспитанников с отклонениями в развитии: 
 
I вид - для неслышащих (глухих); 
 
II вид — для слабослышащих и позднооглохших; 
 
III вид 
— для незрячих (слепых); 
 
IV вид - для слабовидящих и поздноослепших; 
 
V вид — для детей с тяжелыми нарушениями 
речи; 
 
VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного 
аппарата; 
 
VII вид — для детей с задержкой психического 
развития; 
 
VIII вид — для умственно отсталых детей. 
 
^ Образовательные учреждения начального 
профессионального образования: специальное 
(коррекционное) профессиональное училище 
для детей и подростков с отклонениями 
в развитии. 
 
^ Единственное в мире специализированное 
учреждение высшего профессионального 
образования — Московский государственный гуманитарный 
институт-интернат. 
 
Кроме перечисленных образовательных 
учреждений специальное допрофессиональное 
и начальное профессиональное образование 
реализуются: 
 
— в профессиональных училищах (строительных, 
швейных, сельскохозяйственных и др.); 
 
— в учебно-курсовых комбинатах (пунктах), 
учебно-производственных центрах, технических 
школах, вечерних (сменных) профессиональных 
училищах. 
 
Среднее профессиональное и высшее профессиональное 
образование обучающиеся получают в специальных 
средних образовательных учреждениях 
и в различных формах интеграции в учреждениях 
общего назначения как среднего, так и 
высшего профессионального образования. 
 
К системе специального образования относятся 
и так называемые классы компенсирующего обучения и специальные 
(коррекционные) классы, которые в 
последние годы открываются в массовой 
школе, особенно широко для детей с задержкой 
психического развития. 
 
Помимо перечисленных в системе специального 
образования функционируют и другие образовательные 
учреждения для детей с отклонениями в 
развитии и ограниченными возможностями 
здоровья, куда относятся: 
 
- оздоровительные образовательные учреждения 
санаторного типа для детей, нуждающихся 
в длительном лечении (санаторно-лесная 
школа, санаторная школа-интернат, санаторный 
детский дом); 
 
- образовательные учреждения для детей, 
нуждающихся в психолого-педагогической 
и медико-социальной (ППМС) помощи (ППМС 
— центры диагностики и консультирования, 
сопровождения, психолого-педагогической 
реабилитации и коррекции, социально-трудовой 
адаптации и профориентации, лечебной 
педагогики и дифференцированного обучения); 
 
- специальные учебно-воспитательные учреждения 
для детей и подростков с девиантным поведением 
и отклонениями в развитии (специальная 
общеобразовательная школа, специальное 
профессиональное училище). 
 
Учреждения специального образования 
реализуют основные и дополнительные 
образовательные программы дошкольного, 
начального общего, основного общего, 
среднего (полного) общего образования, 
а также начального, среднего и высшего 
профессионального образова- 
 
ния, 
которые регламентируются государственными 
образовательными стандартами. 
 
Во всех перечисленных образовательных 
и профессионально образовательных программах 
предусмотрены занятия по адаптивному 
физическому воспитанию, как правило не 
менее двух раз в неделю. Они реализуются 
в форме физкультурных занятий и занятий 
ритмикой (в дошкольных образовательных 
учреждениях); уроков по физической культуре 
и ритмике (в школах); лекций, практических 
и методических занятий по физической 
культуре (в вузе). Кроме того, предусмотрены 
занятия адаптивным физическим воспитанием 
в режиме учебного дня. 
 
При разработке содержательного компонента 
стандарта образования дошкольников в 
области физической культуры были выделены 
три направления требований к организации 
физкультурно-оздоровительной работы 
в дошкольном учреждении как в рамках 
основного образования, так и дополнительных 
образовательных услуг: 
 
— образовательная программа физического 
совершенствования дошкольников; 
 
— условия, способствующие реализации 
потребности детей в движении; 
 
— профессиональная компетентность педагогов, 
организующих двигательную деятельность 
дошкольников. 
 
Программа должна предусматривать проведение 
физкультурных занятий не менее двух раз 
в неделю, физкультурных досугов — 1 раз в месяц, 
физкультурных праздников — 1 раз в сезон. 
Продолжительность физкультурных занятий 
в разных возрастных группах различная 
-от 20 минут в младшей группе, до 35 минут 
— в подготовительной. 
 
Необходимо отметить, что если для нормально 
развивающихся дошкольников существует 
большое количество программ физического 
совершенствования, количество которых 
постоянно увеличивается*, то для детей 
с отклонениями в развитии есть только 
единичные рекомендации и немногочисленные 
научные исследования. Так, например, в 
настоящее время в дошкольных учреждениях 
могут использоваться следующие программы: 
комплексные — «Программа обучения и 
воспитания в детском саду» 1985 года, программы 
«Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие»; 
парциальные (оздоровительные, специализированные 
по физической культуре) — «Здоровье», 
«Здоровый дошкольник»; парциальные специализированные 
— «Старт», «Программа по физкультуре 
от 3 до 17 лет»; программы дополнительного 
образования — «Оздоровительно-развивающая 
программа по танцевально-игровой гимнастике 
для дошкольных учреждений, «Путешествие 
в Олимпию» (Филиппова СО., Овечкина Т.А., 
2004). 
 
Что же касается организации адаптивного 
физического воспитания в дошкольных 
учреждениях (физкультурно-оздоровительной 
работы с детьми, имеющими отклонения 
в физическом и интеллектуальном развитии), 
то здесь авторы подчеркивают, что такая 
работа имеет свои особенности, а деятельность 
педагога отличается специфичностью, 
обусловленной характером заболевания 
детей (Овечкина Т.С., Филиппова С.О., 2004). 
 
До настоящего времени окончательно не 
решен вопрос по поводу программного обеспечения 
адаптивного физического воспитания в 
дошкольных образовательных учреждениях: 
нужны ли отдельные программы по адаптивному 
физическому воспитанию детей с отклонениями 
в развитии для каждого вида нозологии 
[как это имеет место в специальных (коррекционных) 
образовательных учреждениях I—VIII видов] 
или достаточно использовать имеющиеся, 
перечисленные программы для нормально 
развивающихся детей с учетом характера 
заболеваний детей с ограниченными возможностями 
здоровья, показаний и противопоказаний 
к тем или иным двигательным нагрузкам 
и физическим упражнениям. 
 
Сложившаяся ситуация объясняется тем, 
что в нашей стране до 90-х годов прошлого 
века по отношению к детям с отклонениями 
в развитии, детям-инвалидам в возрасте 
от рождения до 7 лет доминировал так называемый 
лечебный подход, когда проблемами этих 
детей занимались преимущественно медицинские 
работники, которые использовали традиционные 
медицинские технологии: фармакологическое 
и хирургическое лечение, физиотерапевтические 
процедуры, лечебную физическую культуру 
и массаж. 
 
В то же время хорошо известно, что первичные 
нарушения в развитии приводят к «выпадению» 
ребенка из традиционного образовательного 
процесса, к нарушению связи с культурой 
как источником развития специфических 
человеческих способностей и способов 
деятельности. А это, в свою очередь, приводит 
к возникновению вторичных нарушений 
развития, социальной недостаточности, 
возникновению потребности в обходных 
путях, других способах, инструментах 
«врастания в культуру», то есть в специальном 
образовании. 
 
Проведенные Институтом коррекционной 
педагогики РАО исследования убедительно 
показывают, что удовлетворение особых 
образовательных потребностей в раннем 
возрасте способно предупредить появление 
новых специальных потребностей, обеспечить 
максимальную реализацию реабилитационного 
потенциала ребенка и снижение уровня 
его социальной недостаточности. Получены 
данные, доказывающие, что грамотно организованная 
ранняя (с первых недель жизни) комплексная 
коррекция нарушений в развитии открывает 
для 25-27% детей возможность полноценного 
включения в общий образовательный поток 
(Малофеев Н.Н., 2003). Учеными этого института 
разработана система коррекционно-развивающих 
игр, которые могут использоваться в ходе 
индивидуальных занятий с детьми первого 
полугодия жизни как в условиях семейного 
воспитания, так и в условиях специального 
учреждения (дома ребенка) (Разенкова Ю.А., 
Выродова, И.А.). 
 
Именно поэтому в концепции реформирования 
системы специального образования важнейшей 
стратегической задачей является создание 
единой государственной системы раннего 
выявления отклонений в развитии, раннего 
вмешательства (в том числе коррекционно-педа-гогического) 
и консультирования семей, воспитывающих 
детей с отклонениями в развитии. 
 
Одним из шагов в этом направлении можно 
считать рекомендацию Министерства здравоохранения 
Российской Федерации* о включении в структуру 
учреждений, осуществляющих медико-социальную 
и психологическую реабилитацию детей-инвалидов 
на региональном и местном уровне, «школ 
адаптивной физической культуры», основными 
задачами которых является проведение 
оздоровительно-развивающих, коррекционных 
и профилактических занятий, как по отношению 
к основному дефекту, так и сопутствующему 
заболеванию, а также по отношению к вторичным 
нарушениям, обусловленным основным дефектом. 
 
Учитывая, что в системе здравоохранения 
в настоящее время действуют более 200 медицинских 
учреждений, в структуру которых входят 
реабилитационные отделения и кабинеты, 
и 248 домов ребенка, в которых детям оказывают 
реабилитационную помощь, школы адаптивной 
физической культуры могут сыграть важную 
роль во внедрении адаптивного физического 
воспитания детей с самого раннего возраста. 
 
Как показано в исследованиях Д.Ф. Мосунова 
(2000), М.Н. Лосевой (2001) и др., одним из эффективнейших 
направлений адаптивного физического 
воспитания является использование физических 
упражнений в водной среде и технологий 
гидрореабилитации. 
 
Одним из перспективных направлений внедрения 
адаптивного физического воспитания в 
практику является работа специалистов 
по адаптивной физической культуре (тренеров-преподавателей 
и инструкторов-методистов) в так называемых 
группах кратковременного пребывания, 
открываемых в специальных дошкольных 
образовательных учреждениях (например, 
в детских садах компенсирующего вида) 
для детей, посещающих обычные детские 
сады или воспитывающихся дома. 
 
В группах кратковременного пребывания 
дети могут получать необходимую коррекционную 
помощь с первого года жизни (в том числе 
и в области адаптивной физической культуры) 
силами квалифицированных специалистов. 
Дети, обучающиеся в группах кратковременного 
пребывания, включаются в списочный состав 
данного учреждения, а на группу распространяется 
традиционный статус. Такие группы позволяют 
включить в образовательный процесс детей 
со сложными (комплексными) нарушениями 
в развитии, которые не могут посещать 
даже специальное образовательное учреждение 
и воспитываются дома. Это открывает для 
таких детей перспективы более успешной 
социализации. 
 
В отличие от дошкольных образовательных 
учреждениях в специальных (коррекционных) 
образовательных учреждениях I—VIII видов 
для обучающихся, воспитанников с отклонениями 
в развитии система организации адаптивного 
физического воспитания давно сформировалась 
и постоянно совершенствуется. 
 
Для каждого вида специальных (коррекционных) 
школ разработано не одно поколение программ 
по физической культуре. Так, в специальных 
школах VIII вида в настоящее время действует 
восьмая программа, первая из которых 
появилась в 1950 году. 
 
В начальных классах адаптивное физическое 
воспитание реализуется при изучении 
детьми двух дисциплин — ритмики и физической 
культуры, на которые выделяется по 1 часу 
и по 2 часа в неделю соответственно, а 
в последующих классах — при изучении 
физической культуры по 2 часа в неделю. 
 
Помимо уроков физической культуры, программы 
по этой дисциплине для специальных (коррекционных) 
образовательных учреждений I—VIII вида 
предусмотрены физкультурно-оздоровительные 
мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика 
до учебных занятий, физкультурные минутки, 
физкультурные паузы, дополнительные 
занятия во второй половине дня. 
 
Для специальных учреждений среднего 
профессионального образования с целью 
осуществления адаптивного физического 
воспитания обучающихся рекомендуются 
программы по физической культуре специальных 
(коррекционных) школ, что во многих случаях 
оправдано. 
 
Что же касается единственного в мире 
специального высшего учебного заведения 
— Московского государственного гуманитарного 
института-интерната, то программа по 
физической культуре, предусмотренная 
государственными образовательными стандартами 
по всем без исключения специальностям 
высшего профессионального образования, 
для студентов с поражением функций опорно-двигательного 
аппарата, которые там обучаются, находится 
в стадии разработки, и занятия проводятся 
по индивидуальным планам преподавателей 
этого вуза. 
 
В настоящее время дети, подростки, молодежь 
с отклонениями в состоянии здоровья обучаются 
и в системе массового образования, о чем 
пойдет речь в следующем разделе.