Задачи физического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3.
1. Задачи физического воспитания…………………………………….4.
2. Средства физического воспитания……………………………….....6.
3. Методические принципы физического воспитания………………..9.
4. Формы организации двигательной деятельности…………………14.
Список литературы…………………………………………………….38.

Файлы: 1 файл

Курсавая работа готовая.docx

— 72.76 Кб (Скачать)

Важными средствами формирования выразительности  движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры.

В практике физического воспитания качественные характеристики оцениваются по внешним  проявлениям без применения специальной  аппаратуры.

3. Принципы физического воспитания

Принципы  физического воспитания, в соответствии с которыми складываются его закономерности, правила и требования, предъявляемые  к воспитателю, определяют деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоничному развитию. Физическое воспитание строится на основе как общепедагогических дидактических принципов, так и специальных, которые отражают специфические закономерности физического воспитания.

Перечислим  основные из этих принципов:

всестороннее  и гармоничное развитие личности;

связь физической культуры с жизнью;

оздоровительная направленность физического воспитания;

непрерывность и систематичность чередования  нагрузок и отдыха;

постепенность наращивания развивающих, тренирующих  воздействий;

цикличное построение занятий;

возрастная  адекватность направлений физического  воспитания.

Общепедагогические принципы

Принцип осознанности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф. Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений. Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии.

Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает  пространственную терминологию, осознанно  выбирает рациональный способ двигательного  действия, придумывает комбинации движений, их варианты, организует знакомые игры и придумывает свои.

Принцип активности предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают реализацию принципа систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность структуры физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Ежедневные, систематически проводимые формы организации  двигательной деятельности в сочетании  с закаливающими мероприятиями  приучают ребенка соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение  систематических занятий снижает  функциональные возможности его  организма и уровень физической подготовленности.

Усвоение  движений, формирование двигательных навыков невозможно без их повторения. Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. Только в результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.

Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении - в  разнообразных вариантах - разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении  упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных  занятий.

Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И.П. Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.

Стратегия и тактика систематического и  последовательного обучения предполагают соблюдение принципа преемственности от одной ступени обучения к другой.

Принцип наглядности, соблюдение которого необходимо для связи чувствительного восприятия с мышлением, способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.

Непосредственная  наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного  действия. Опосредованная наглядность  представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих более яркое  и точное представление о выполняемом  действии.

Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к  физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает  двигательные способности.

При разучивании новых движений принцип  наглядности реализуется путем  безукоризненного, красивого, четкого  показа, т.е. непосредственной зрительной наглядности. Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывают оздоровительное воздействие на его органы и системы, поэтому завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагога умения определять меру доступного, которая зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения. Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом.

Педагог подбирает упражнения, которые, соответствуя функциональным и приспособительным  возможностям детского организма, не наносят  ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы  доступного для ребенка материала  расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.

По  мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые  к нему, стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка  нагрузок, которые постепенно усложняются  в различных формах двигательной деятельности, а также в распределении  программного материала на занятиях. Использование подготовительных и  подводящих упражнений также способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.

Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений, т.е. такое распределение материала, которое основано на связи каждого  последующего занятия с предыдущими.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей  обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и корректирует его всестороннее развитие.

Принципы, отражающие закономерности физического воспитания

Принцип непрерывности - один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность занятий и преемственность между ними, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип позволяет развивать морфофункциональные свойства организма, которые совершенствуются, подчиняясь "законам упражнения". Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы функциональных нагрузок -от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, который выражает поступательный характер системы физических упражнений, гарантирует их развивающий эффект и обуславливает усиление и обновление воздействий упражнений в процессе физического воспитания. Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходят волнообразно, что и обеспечивает развивающе-тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.

Упорядочению  процесса физического воспитания способствует принцип цикличности, который заключается в повторяющейся последовательности занятий, позволяющей повысить тренированность, улучшить физическую подготовленность ребенка.

Двигательные  умения и навыки ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности  организма развиваются на основепринципа возрастной адекватности процесса физического воспитания, т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Важнейшее значение в системе физического  воспитания имеет принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, которое осуществляется в единстве и направлено на всестороннее: физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка. Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д. Оздоровительная направленность физических упражнений и всех форм двигательной деятельности ребенка непременно должна осуществляться под строгим врачебным контролем.

В дошкольных учреждениях используются разнообразные способы обучения:

фронтальный - направлен на одновременное осознанное выполнение двигательных действий всеми участвующими в этом процессе детьми;

групповой - дает небольшой группе детей возможность самостоятельно упражняться в знакомых движениях, а воспитателю позволяет подбирать разные задания для небольших групп детей;

индивидуальный - позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему задание.

Использование различных способов обучения обеспечивает принцип оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения, что способствует эффективному решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми.

Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную  направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют  любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

4. Формы организации двигательной деятельности

Физкультурные занятия

Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту, а также всестороннему развитию личности.

Оздоровительные задачи решаются на занятиях путем  разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению  всех функциональных процессов в  организме, улучшению его жизнедеятельности  в оптимальных гигиенических  и закаливающих условиях.

Воспитательно-образовательные  задачи решаются путем формирования в процессе занятий морально-волевых  черт личности ребенка, сообщения элементарных знаний и терминов из области физкультуры  и спорта, воспитания правильных двигательных навыков и физических качеств.

Занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисциплинированных детей, хорошо ориентирующихся  в окружающих условиях, умеющих действовать  целенаправленно, быстро, уверенно и  в соответствии с поставленной задачей, а также проявлять нравственные качества и творчество.

Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой  и весной как в помещении, так  и на воздухе. В летнее время (за исключением  дождливых дней) все занятия организуются на воздухе, на физкультурной площадке. Занятия в помещении и на воздухе  взаимосвязаны: они позволяют комплексно решать все оздоровительные и  воспитательно-образовательные задачи. Условия проведения занятий определяют их специфику.

Занятия, проводимые в помещении, требуют  обязательного соблюдения оздоровительно-гигиенических  условий (открытые окна или фрамуги, облегченные костюмы и обувь), что обеспечивает правильность, красоту  и точность движений, воспитывает  общую культуру движений. Занятия  могут проходить с различными предметами и в сопровождении  музыки.

Занятия на воздухе оказывают максимально  оздоровительный эффект, так как  позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают  физическую нагрузку, предоставляют  широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.

Содержание  занятий составляют физические упражнения, обозначенные в Программе для  каждой возрастной группы. При проведении различных по содержанию занятий  необходимо решать указанные задачи, соблюдать четкую последовательность реализации Программы, а также учитывать  возрастные и индивидуальные особенности  детей.

Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений, определяемом поставленными задачами и особенностями работоспособности  нервной системы и всего организма  ребенка на каждом отдельном этапе  возрастного развития. Контроль за динамикой организма ребенка и его психики на занятии - одна из основных обязанностей воспитателя: от этого зависит эффективность процесса обучения и воспитания.

Информация о работе Задачи физического воспитания дошкольников