Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.
Введение…………………………………………………………………3.
1. Задачи физического воспитания…………………………………….4.
2. Средства физического воспитания……………………………….....6.
3. Методические принципы физического воспитания………………..9.
4. Формы организации двигательной деятельности…………………14.
Список литературы…………………………………………………….38.
Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры.
В практике физического воспитания качественные характеристики оцениваются по внешним проявлениям без применения специальной аппаратуры.
3. Принципы физического воспитания
Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются его закономерности, правила и требования, предъявляемые к воспитателю, определяют деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоничному развитию. Физическое воспитание строится на основе как общепедагогических дидактических принципов, так и специальных, которые отражают специфические закономерности физического воспитания.
Перечислим основные из этих принципов:
всестороннее и гармоничное развитие личности;
связь физической культуры с жизнью;
оздоровительная направленность физического воспитания;
непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
цикличное построение занятий;
возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Общепедагогические принципы
Принцип осознанности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф. Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений. Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии.
Осознавая
оздоровительное воздействие
Принцип активности предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип систематичности и
Ежедневные,
систематически проводимые формы организации
двигательной деятельности в сочетании
с закаливающими мероприятиями
приучают ребенка соблюдать
Усвоение движений, формирование двигательных навыков невозможно без их повторения. Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. Только в результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.
Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении - в разнообразных вариантах - разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий.
Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И.П. Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.
Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения предполагают соблюдение принципа преемственности от одной ступени обучения к другой.
Принцип наглядности, соблюдение которого необходимо для связи чувствительного восприятия с мышлением, способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.
Непосредственная
наглядность выражается в показе
педагогом разучиваемого
Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.
При разучивании новых движений принцип наглядности реализуется путем безукоризненного, красивого, четкого показа, т.е. непосредственной зрительной наглядности. Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.
Принцип доступности и
Педагог подбирает упражнения, которые, соответствуя функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносят ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.
По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему, стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности, а также в распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упражнений также способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.
Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений, т.е. такое распределение материала, которое основано на связи каждого последующего занятия с предыдущими.
Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и корректирует его всестороннее развитие.
Принципы, отражающие закономерности физического воспитания
Принцип непрерывности - один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность занятий и преемственность между ними, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип позволяет развивать морфофункциональные свойства организма, которые совершенствуются, подчиняясь "законам упражнения". Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы функциональных нагрузок -от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, который выражает поступательный характер системы физических упражнений, гарантирует их развивающий эффект и обуславливает усиление и обновление воздействий упражнений в процессе физического воспитания. Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходят волнообразно, что и обеспечивает развивающе-тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.
Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности, который заключается в повторяющейся последовательности занятий, позволяющей повысить тренированность, улучшить физическую подготовленность ребенка.
Двигательные умения и навыки ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются на основепринципа возрастной адекватности процесса физического воспитания, т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, которое осуществляется в единстве и направлено на всестороннее: физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной
В дошкольных учреждениях используются разнообразные способы обучения:
фронтальный - направлен на одновременное осознанное выполнение двигательных действий всеми участвующими в этом процессе детьми;
групповой - дает небольшой группе детей возможность самостоятельно упражняться в знакомых движениях, а воспитателю позволяет подбирать разные задания для небольших групп детей;
индивидуальный - позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему задание.
Использование различных способов обучения обеспечивает принцип оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения, что способствует эффективному решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми.
Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.
4. Формы организации двигательной деятельности
Физкультурные занятия
Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту, а также всестороннему развитию личности.
Оздоровительные
задачи решаются на занятиях путем
разносторонней двигательной деятельности
детей, содействующей повышению
всех функциональных процессов в
организме, улучшению его
Воспитательно-образовательные задачи решаются путем формирования в процессе занятий морально-волевых черт личности ребенка, сообщения элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитания правильных двигательных навыков и физических качеств.
Занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисциплинированных детей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро, уверенно и в соответствии с поставленной задачей, а также проявлять нравственные качества и творчество.
Физкультурные
занятия проводятся осенью, зимой
и весной как в помещении, так
и на воздухе. В летнее время (за исключением
дождливых дней) все занятия организуются
на воздухе, на физкультурной площадке.
Занятия в помещении и на воздухе
взаимосвязаны: они позволяют комплексно
решать все оздоровительные и
воспитательно-образовательные
Занятия, проводимые в помещении, требуют обязательного соблюдения оздоровительно-гигиенических условий (открытые окна или фрамуги, облегченные костюмы и обувь), что обеспечивает правильность, красоту и точность движений, воспитывает общую культуру движений. Занятия могут проходить с различными предметами и в сопровождении музыки.
Занятия
на воздухе оказывают максимально
оздоровительный эффект, так как
позволяют выполнять движения на
большом пространстве, усиливают
физическую нагрузку, предоставляют
широкие возможности для
Содержание занятий составляют физические упражнения, обозначенные в Программе для каждой возрастной группы. При проведении различных по содержанию занятий необходимо решать указанные задачи, соблюдать четкую последовательность реализации Программы, а также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура
занятия заключается в
Информация о работе Задачи физического воспитания дошкольников