Взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом и родителями школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:01, реферат

Краткое описание

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Оглавление

Введение
Документальное обеспечение воспитательного процесса
Функции и содержание работы.
Обязанности классного руководителя
Права классного руководителя
Взаимодействие классного руководителя с педагогами, работающими в классе.
Советы классному руководителю
Рекомендации учителям, работающим в классе
Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи
Формы работы классного руководителя с родителями учащегося
Советы психолога
Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»
Заключение

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 79.43 Кб (Скачать)

     Вторая  группа – причины субъективного характера, кроющиеся в личностных особенностях классного руководителя и родителей:

  • личностные качества: особенности протекания психологических процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления, речи), направленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, интересов, убеждений, мировоззрения), способностей (общих и специальных), темперамента, черт характера;
  • история жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую позицию;
  • сложившийся стереотип в понимании воспитания;
  • воспитание как стимулирование развития ребенка, как процесс интуитивный, «как нас воспитывали», «как… наказать, пригрозить, запугать…», как бесконечное морализирование, как книжно-наукообразное (что нередко встречается в семьях с высоким уровнем образования, в педагогических семьях);
  • предшествующие мелкие и крупные, краткие и затяжные конфликты;
  • отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу в школе;
  • недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия, неврастения);
  • вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания);
  • равнодушие к детям, неисполнение прямых родительских или педагогических обязанностей и другие.

     Анализируя  причины и условия появления  конфликтности в отношениях с  родителями, классный руководитель, как  правило, выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину. Знание её позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющие6ся или возникающие конфликты.

     Проведя анализ степени конфликтности своих  отношений с родителями, классный руководитель выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

  • сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;
  • компромисс (действия на основе взаимных уступок);
  • перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к нерешенным проблемам на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);
  • спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;
  • выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;
  • временный отказ от своего требования;
  • привлечь других лиц (директора школы, завуча, учителей-предметников, других членов семей) в качестве «третейского судьи»;
  • выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых необычных формах): в библиотеке, в сквере, дома за чашкой чая;
  • проявление авансированного доверия, Уважения, Надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);
  • конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону, убедительными доводами, доказательными фактами);
  • умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «её глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;
  • использование метода «параллельного действия» А.С. Макаренко умелое приведение примера из литературы, истории, жизни, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;
  • личный пример педагога в умении использовать все перечисленные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития ребенка и классного коллектива.

     Очень важно при организации классным руководителем разрешения конфликтных  ситуаций учитывать необходимые  условия. А в случае их отсутствия следует подумать о возможности  их создания. Основные из них таковы:

  • убежденность обеих сторон в необходимости разрешения конфликта;
  • психолого-педагогическая грамотность, хотя бы на уровне элементарном;
  • этическая образованность, владение, владение нормами культуры поведения, соблюдение правил этикета;
  • психологическое здоровье сторон (в противном случае уместно участие врача-психоневролога, психиатра);
  • скрытость конфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся.

     Таким образом, анализ причин возникновения  конфликтных отношений, их типов, способов выхода из конфликтов с учетом конкретных необходимых условий помогает классному  руководителю управлять ситуацией возникновения, развития, и разрешения конфликта, сделав его источником развития взаимоотношений с родителями, а следовательно – средством повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса. 
 

 

Заключение 

     Проанализировав литературу по данной теме, я смогла выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся. А также педагогические требования, предъявляемые к классному руководителю: высокий моральный авторитет, педагогическое мастерство, широкий культурный кругозор, педагогический такт, любовь и уважение к детям, наличие организаторских способностей, творческий подход к воспитательной работе, повышение квалификации.

     Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна  и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог  регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные  мероприятия, дети уже привыкли к  активной деятельности классного руководителя.

     Функция защиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми из неблагополучных семей и постоянным контролем над социальным положением каждого ученика, а также во взаимодействии с семьями обучающихся и с педагогическим коллективом, работающем с классом.

     Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного  руководителя не остаются только на страницах  учебника, а действуют в современных  школах. Несмотря на всю сложность  и ответственность работы, большинству  педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.

 

Список литературы 

  1. Сергеева  В.П. Классный руководитель в современной  школе. 2-е изд., испр. – М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с.
  2. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. – с. 304.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление)
  4. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая библиотека).
  5. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.
 

   
 
 

Информация о работе Взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом и родителями школьников