Взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом и родителями школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:01, реферат

Краткое описание

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Оглавление

Введение
Документальное обеспечение воспитательного процесса
Функции и содержание работы.
Обязанности классного руководителя
Права классного руководителя
Взаимодействие классного руководителя с педагогами, работающими в классе.
Советы классному руководителю
Рекомендации учителям, работающим в классе
Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи
Формы работы классного руководителя с родителями учащегося
Советы психолога
Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»
Заключение

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 79.43 Кб (Скачать)

     •  способности классного руководителя занять лидерскую позицию в педагогической команде.  

    1. Советы  классному руководителю
  

 Ознакомьтесь  с характеристикой классного  коллектива и его списочным составом заблаговременно.

  • С первых дней обучения в классе организуйте работу ученического актива.
  • Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы.
  • Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
  • Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.

     Вселяйте  в каждого ученика уверенность  в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка  и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

Памятка кл. руководителю 5 х классов  
   
 
 
 
    1. Рекомендации  учителям, работающим в классе
 
  • Необходимо  согласовать требования всех учителей-предметников.
 
  • Уделять особое внимание организации учебного процесса:
  • готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
  • правильность оформления тетради, различных видов работ;
  • требования к ведению дневника.
  • Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
 
    • начинать  уроки со звонком;
 
    • готовиться  к уроку на перемене;
 
    • прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
 
    • поднятая  рука - это сигнал вопроса или  ответа;
 
    • отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске. Урок заканчивается  со звонком, не задерживаем детей.
 
  • Домашнее  задание не оставляем на самый  конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
 
  • Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
 
  • Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов  деятельности, включать физкультминутку.
  • На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
 
  • Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
 
  • Особое  внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
 
  • Учащиеся  должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
 
  • Не используйте  дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
 
  • Введите правило  среди учащихся помогать больным, приносить  им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
 
  • Задача  учителя - знать затруднения в  усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
 
  • Не забывайте: «Ученик и учитель союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
  
 
 

     6. Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи 

     Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего  и дольше всего – люди. Из них  на первом месте – родители и  педагоги.

     Индивидуальность  ребенка изначально формируется  в семье. Воспитательная работа школы  не может строиться без учета  этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых  результатов.

     Необходимость организовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа  должна сама справляться профессионально  со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы  в семье ему были созданы благоприятные  условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного  воспитания, и воспитательные результаты школы не «стирались» семьей. Чтобы  не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его  развитие.

     В общем виде назначение работы школы  с родителями учащихся состоит в  создании единой (вместе с коллективом  класса и школы) воспитывающей среды, в которой бы считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для  воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей»1.

     Педагогический  коллектив школы, и классный руководитель в частности, более осведомлен в  отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии. Более компетентен в вопросах психологии, педагогики, эстетики, права... Поэтому может оказать помощь в нестандартных ситуациях семейного воспитания: в условиях многодетной семьи и семьях с единственным ребенком, в неполных семьях (материнских или отцовских), в семьях повышенной психологической конфликтности, в разрешении проблем и противоречий семейного воспитания, в преодолении его ошибок. 

    1. Формы работы классного  руководителя с родителями учащегося
 

     По  своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект  воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию  и тактику взаимодействия школы  и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области  педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке  воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя.

     Нельзя  забывать о том, что семейное воспитание – дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полое право на собственную  педагогическую позицию, свой стиль  и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к  педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому  классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя  учебно-воспитательного процесса, осуществляемого  школой. Для него работа с родителями – одна из его забот, а именно – создание воспитывающей среды  для оптимального развития учащихся. Кроме того, статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребенка в случаях  лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического  насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права  классного руководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным, и уголовно-процессуальным).

     Согласно  воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного  руководителя:

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  4. корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
  5. взаимодействие с общественными организациями родителей.

     Раскроем  более подробно каждую из этих функции.

     Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований. Общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями изыскиваются возможные пути реализации этой программы в семейном воспитании. Все проблемы классный руководитель держит в поле зрения родителей на протяжении всего учебного года, корректируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родителями.

     Психолого-педагогическое просвещение. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее, исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе. В школе накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Применяются практические формы психолого-педагогического просвещения родителей:

  • народные Университеты;
  • школьный лекторий;
  • школьные и классные тематические конференции для родителей;
  • родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов;
  • поклассное просвещение родителей;
  • индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические);
  • различного рода читательские конференции, обзоры, и выставки литературы для родителей.

     Вовлечение  родителей в совместную с детьми деятельность – эта форма широко практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Некоторые формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности.

     Участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем  – походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы. Подготовка и школьных лагерей труда и отдуха, дальних походов высокой категории сложности, поездок по городам страны. Участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации. Ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности. Участие в работе Советов школы, школьных и классных родительских комитетов. Оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы со своими предприятиями, фирмами. Участие родителей в подготовке праздника Последнего звонка, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я – спортивная семья».

     Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся – первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким- либо формам внеурочной деятельности). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период, профилактика формирования вредных привычек. Помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи профилактика правонарушений. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся: аморальными и противоправными; вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей – эта работа ведется совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования.

     Взаимодействие  с общественными  организациями родителей- с родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Женскими Советами воинских организаций и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетентность может входить:

  • оказание материальной помощи школе, отдельным семьям и учащимся;
  • связь с административными и правоохранительными органами;
  • коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
  • помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
  • участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).

     Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя, способствуют созданию нормальной воспитывающей  среды для организации школьного  воспитательного процесса.

     2.2. Одной из главных и наиболее  распространенных форм со всеми  родителями является родительское  собрание.

     Родительские  собрания могут быть:

Информация о работе Взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом и родителями школьников