Взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом и родителями школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:01, реферат

Краткое описание

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Оглавление

Введение
Документальное обеспечение воспитательного процесса
Функции и содержание работы.
Обязанности классного руководителя
Права классного руководителя
Взаимодействие классного руководителя с педагогами, работающими в классе.
Советы классному руководителю
Рекомендации учителям, работающим в классе
Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи
Формы работы классного руководителя с родителями учащегося
Советы психолога
Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»
Заключение

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 79.43 Кб (Скачать)
  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми;
  • общешкольными и классными.

     Родительское  собрание закономерно считается  в среде учителей не менее сложным  «жанром», чем уроки или внеклассная  работа. Здесь встречаются две  стороны – педагоги и родители – для того, чтобы выслушать  друг друга и обсудить основные проблемы третьей. Самой главной стороны  – детей.

     Этапы родительского собрания.

     1 этап. Организация родительского  собрания.

     2 этап. Подготовка сценария и проведение  собрания. Любое собрание должно  включать в себя 5 обязательных  компонентов:

     - Анализ учебных достижений учащихся  класса. 

     - Ознакомление родителей с состоянием  социально-эмоционального климата  в классе.

     - Психолого-педагогическое просвещение.

     - Обсуждение организационных вопросов.

     - Личные беседы с родителями.

     3 этап. Осмысление итогов родительского  собрания. 

     6.2.Советы психологов: 

     
  • Перед началом  собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Длительность собрания не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
  • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

     Не  стоит:

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

     Правила подготовки классного родительского  собрания:

  1. Тема родительского собрания должна быть актуальной для родителей.
  2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
  3. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
  4. общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
  5. родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
  6. родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

     Тематика  родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей  и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

     Общешкольное  родительское собрание проводится два  раза в год. Основной целью общешкольного  родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы. Планированием воспитательного  процесса (дни открытых дверей, дни  самоуправления). Итоги работы за определенный промежуток времени и перспективами  развития школьного обучения в условиях реформирования школы. Так же общешкольные собрания могут носить торжественный  характер, например юбилей школы. Такие  собрания носят глубокий нравственный характер, положительно влияют на родителей. Стимулируют их на изменение педагогической позиции в семье.

     Классное  родительское собрание проводится 4-5 раз  в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного  процесса в классе, планируется и  обсуждается построение воспитательного  процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей  и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского  собрания. 

6.3. Классный руководитель в конфликте «Школа - родители» 

     По-разному  складываются отношения с родителями школы в целом и классного  руководителя в частности. От этого  зависит степень взаимопонимания  и взаимодействия и, в конечном счете  – эффективность воспитательного  процесса, как школьного, так и  домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся. Существует три основных типа отношений, а значит, и три  основных тактики взаимодействия.

  1. Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «я занимаюсь своим делом – школа своим», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут – тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учиться, не нарушает дисциплину – все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитанием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы» содержание и методика воспитывания семьи и школы входят в противоречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, становления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а следовательно – и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).
  3. Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка…», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери), «в учителя идут одни жизненные неудачники и недоучки», «в других школах все гораздо лучше» и т.п. В этих и подобных ситуациях возможна различная степень непонимания, противоречия отношений, противостояния и даже противодействие, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

     Классному руководителю, во внимании и интересах  которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера  в системе отношений «родители  – школа»: хотим или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения  классного руководителя с классом  и коллективом родителей. И поэтому  на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное  отношение, либо скрытую или явную  настороженность, оппозиционность  и даже враждебность.

     Классному руководителю следует немедленно, при  первом же общении с родителями и  детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противостояние и предотвратить  возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей  к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, проявлением внимания к классным делам и личности каждого ученика, культурой общения, заманчивыми перспективами общих дел, широкой эрудированностью и кругозором. Во-вторых, необходимо сразу установить определенные отношения с родителями: на первом же собрании знакомства с родителями раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показать привлекательность своей личности (тактично, ненавязчиво, скромно), вынести на обсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии и тактики воспитания (и школьного, и семейного). Обязательно в конце первого собрания предложить каждому родителю письменно или устно высказать свои суждения по поводу услышанного, замечания, предложения, дополнения, просьбы и рекомендации. При первых контактах очень важна тональность отношений: доброжелательность, культура речи, позитивная эмоциональность, оптимизм по поводу существующих с классом и отдельными учащимися проблем. Такое начало позволит классному руководителю выстроить систему собственных позитивных отношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными, исключительно положительными, бесконфликтными. Такого быть не может, так как в основе этих отношений – жизнь со всеми её радостями и печалями, взлетами и падениями, ровным течением и коллизиями.

     Конфликт  в педагогике и психологии трактуется как несовпадение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждениях, оценки жизненных  явлений, мировоззрении, отношениях к  объектам окружающего мира. Конфликт – это противоречие в диалектическом подходе к явлениям – источник всякого развития. Разрешенный конфликт способствует позитивному развитию, прогрессу – ученика, отношений  в классе и с родителями, Самого педагога. Неразрешенный конфликт усугубляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контакты учителя  и учащихся, родителей и детей. Классный руководитель должен овладеть теорией диалектического противоречия и конфликта (в этом поможет имеющаяся  философская, педагогическая и психологическая  литература). 

 

     Типы  возможных конфликтов в отношениях «классный руководитель ↔ родители» по возрастающей степени глубины и сложности:

  • несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений: книги, кинофильма, спектакля. Похода, музыкального произведения… (такого рода противоречие не затрагивает ни одну из сторон);
  • несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно ребенка (воспитанника), его отдельных поступков и поведения (это противоречие уже затрагивает эмоциональную сферу сторон);
  • спор непродуктивная дискуссия по поводу личностных особенностей ребенка, его жизненной позиции, отношения к нему родителей, содержания и методики учебно-воспитательного процесса в школе (это противоречие затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);
  • ссора прерывание отношений на краткий или более длительный срок – могут привести к более устойчивым конфликтам, даже противодействию (непосещению родительских собраний, подчеркнутому игнорированию требований, жалобам администрации школы и других органов народного образования);
  • разрыв – конфликт, доведенный до крайней точки, когда в отношениях образовалось противостояние, делающее невозможным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка; чаще всего в таком случае родители или классный руководитель ставят вопрос о переводе ребенка в другой класс или в другую школу.

     Первая  группа – причины объективные:

  • различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях, в убеждениях;
  • различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию детей;
  • возрастные и половые различия педагога и родителей;
  • различия в типе отношений к ребенку: в основе отношения родителей – чувство любви и родственные связи. В основе отношения педагога – общественные и общечеловеческие требования;
  • однобокая, односторонняя информированность о ребенке (у родителей из наблюдений в домашних условиях, у педагога – в системе общественных отношений)
  • предъявление завышенных требований родителей – к педагогам, педагогами – к родителям;
  • разница условий, материальных и духовных, для реализации задач воспитания и развития детей (интеллектуального, физического, эстетического, нравственного…).

Информация о работе Взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом и родителями школьников