- организационными;
- текущими
или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными
и классными.
Родительское
собрание закономерно считается
в среде учителей не менее сложным
«жанром», чем уроки или внеклассная
работа. Здесь встречаются две
стороны – педагоги и родители
– для того, чтобы выслушать
друг друга и обсудить основные проблемы
третьей. Самой главной стороны
– детей.
Этапы
родительского собрания.
1
этап. Организация родительского
собрания.
2
этап. Подготовка сценария и проведение
собрания. Любое собрание должно
включать в себя 5 обязательных
компонентов:
-
Анализ учебных достижений учащихся
класса.
-
Ознакомление родителей с состоянием
социально-эмоционального климата
в классе.
-
Психолого-педагогическое просвещение.
-
Обсуждение организационных вопросов.
-
Личные беседы с родителями.
3
этап. Осмысление итогов родительского
собрания.
6.2.Советы
психологов:
- Перед началом
собрания «оставить за дверью» плохое
настроение.
- Длительность
собрания не более 1,5 часов.
- Самый приятный
звук для человека – его имя. Положите
перед собой список с именами и отчествами
родителей.
- Перед началом
родительского собрания объявите вопросы,
которые планируете обсудить.
- Не забудьте
золотое правило педагогического анализа:
начинать с позитивного, затем говорить
о негативном, завершать разговор предложениями
на будущее.
- Предупредите
родителей, что не вся информация может
стать достоянием детей.
- Поблагодарите
всех, кто нашел время придти (особенно
отцов).
- Дайте понять
родителям, что вы хорошо понимаете, как
трудно ребенку учиться.
- В личной
беседе оценивайте успехи детей относительно
их возможностей.
- Доведите
до родителей мысль, что «плохой ученик»
не означает «плохой человек».
- Родитель
должен уйти с собрания с ощущением, что
он может помочь своему ребенку.
Не
стоит:
- Осуждать
присутствующих родителей за неявку в
прошлые разы.
- Сравнивать
успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Давать негативную
оценку всему классу.
- Переоценивать
значение отдельных предметов.
- Избирать
для общения назидательный тон.
Правила
подготовки классного родительского
собрания:
- Тема родительского
собрания должна быть актуальной для родителей.
- Родительское
собрание должно проводиться в удобное
для родителей время.
- План проведения
родительского собрания должен быть им
известен.
- общение классного
руководителя и родителей должно быть
тактичным и выдержанным.
- родительское
собрание не должно навешивать ярлыков.
- родительское
собрание должно быть педагогически полезным
и хорошо подготовленным.
Тематика
родительских собраний определяется классным
руководителем на основе изучения целей
и задач работы школы с родителями
и исходя из запросов родителей класса.
Общешкольное
родительское собрание проводится два
раза в год. Основной целью общешкольного
родительского собрания является знакомство
с целями и задачами работы школы.
Планированием воспитательного
процесса (дни открытых дверей, дни
самоуправления). Итоги работы за определенный
промежуток времени и перспективами
развития школьного обучения в условиях
реформирования школы. Так же общешкольные
собрания могут носить торжественный
характер, например юбилей школы. Такие
собрания носят глубокий нравственный
характер, положительно влияют на родителей.
Стимулируют их на изменение педагогической
позиции в семье.
Классное
родительское собрание проводится 4-5 раз
в учебном году. На классном родительском
собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного
процесса в классе, планируется и
обсуждается построение воспитательного
процесса, определяются стратегические
линии сотрудничества родителей
и школы, подводятся итоги работы
за год. Обсуждение успеваемости учащихся
не должно стать главным аргументом
в организации и проведении родительского
собрания.
6.3.
Классный руководитель
в конфликте «Школа -
родители»
По-разному
складываются отношения с родителями
школы в целом и классного
руководителя в частности. От этого
зависит степень взаимопонимания
и взаимодействия и, в конечном счете
– эффективность воспитательного
процесса, как школьного, так и
домашнего. От этого зависит позиция,
стратегия и тактика в работе
классного руководителя с родителями
учащихся. Существует три основных
типа отношений, а значит, и три
основных тактики взаимодействия.
- Ситуация,
когда родители полностью, всецело принимают
и понимают школу. Столь благоприятная
ситуация складывается, если родители
стремились определить ребенка именно
в эту школу. В этой ситуации родители,
как правило, полностью принимают все
требования, способствуют их выполнению
детьми, с удовольствием помогают в организации
учебно-воспитательного процесса.
- Ситуация,
когда родители нейтрально, а порой и равнодушно
относятся к школе, что объясняется разными
причинами, разной позицией родителей:
«я занимаюсь своим делом – школа своим»,
«в дела школы вмешиваться не надо: если
позовут – тогда прихожу», «мой ребенок
хорошо учиться, не нарушает дисциплину
– все идет нормально». К этой группе семей
относятся и родители, воспитанием детей
не занимающиеся (по разным причинам).
В этой ситуации чаще всего родители принимают
все, что исходит от школы, не вмешиваются
ход учебно-воспитательного процесса,
не мешают школе, но и существенной помощи
не оказывают. Процесс семейного воспитания
строят (либо пускают на самотек) по собственному
усмотрению, руководствуясь своей жизненной
и педагогической позицией, своими методами
и приемами. При отсутствии взаимопонимания
и взаимодействия школы и семьи ребенок
чаще всего попадает в своеобразные «педагогические
ножницы» содержание и методика воспитывания
семьи и школы входят в противоречие, которое
усугубляется по мере взросления ребенка,
становления его жизненной позиции, развития
его критериев оценки жизненных явлений,
а следовательно – и критического отношения
к воспитателям (родителям и педагогам).
- Ситуация
неприязненных, конфликтных, противоречивых
отношений родителей и школы, если изначально
либо в процессе последующего общения
возникают коллизии типа: «педагоги не
понимают моего ребенка…», «школа с предубеждением
относится к моему сыну (дочери), «в учителя
идут одни жизненные неудачники и недоучки»,
«в других школах все гораздо лучше» и
т.п. В этих и подобных ситуациях возможна
различная степень непонимания, противоречия
отношений, противостояния и даже противодействие,
«борьбы» двух сторон: скрытые и явные
конфликты, жалобы в высшие инстанции,
письма в газеты. Разумеется, в этих условиях
нарушается нормальный ход учебно-воспитательного
процесса в школе, не в выигрыше и домашнее
воспитание детей.
Классному
руководителю, во внимании и интересах
которого взаимоотношения с родителями
класса, небезразлична атмосфера
в системе отношений «родители
– школа»: хотим или не хотим,
она неизменно является фоном, на
котором строятся собственные отношения
классного руководителя с классом
и коллективом родителей. И поэтому
на первой же встрече с родителями
классный руководитель ощущает либо
безоговорочное и быстрое принятие
всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное
отношение, либо скрытую или явную
настороженность, оппозиционность
и даже враждебность.
Классному
руководителю следует немедленно, при
первом же общении с родителями и
детьми «снять» перенесенное с общешкольных
масштабов явное или намечающееся
противостояние и предотвратить
возможное противодействие. Как? Во-первых,
через формирование отношения детей
к своей личности: первыми интересными
и полезными уроками и внеклассными делами,
проявлением внимания к классным делам
и личности каждого ученика, культурой
общения, заманчивыми перспективами общих
дел, широкой эрудированностью и кругозором.
Во-вторых, необходимо сразу установить
определенные отношения с родителями:
на первом же собрании знакомства с родителями
раскрыть свою жизненную и педагогическую
позицию, показать привлекательность
своей личности (тактично, ненавязчиво,
скромно), вынести на обсуждение наиболее
острые классные проблемы для выработки
общей стратегии и тактики воспитания
(и школьного, и семейного). Обязательно
в конце первого собрания предложить каждому
родителю письменно или устно высказать
свои суждения по поводу услышанного,
замечания, предложения, дополнения, просьбы
и рекомендации. При первых контактах
очень важна тональность отношений: доброжелательность,
культура речи, позитивная эмоциональность,
оптимизм по поводу существующих с классом
и отдельными учащимися проблем. Такое
начало позволит классному руководителю
выстроить систему собственных позитивных
отношений с родителями. И это не значит,
что эти отношения будут ровными, исключительно
положительными, бесконфликтными. Такого
быть не может, так как в основе этих отношений
– жизнь со всеми её радостями и печалями,
взлетами и падениями, ровным течением
и коллизиями.
Конфликт
в педагогике и психологии трактуется
как несовпадение, несходство во взглядах,
точках зрения, убеждениях, оценки жизненных
явлений, мировоззрении, отношениях к
объектам окружающего мира. Конфликт
– это противоречие в диалектическом
подходе к явлениям – источник
всякого развития. Разрешенный конфликт
способствует позитивному развитию,
прогрессу – ученика, отношений
в классе и с родителями, Самого
педагога. Неразрешенный конфликт усугубляет
неприязненные взаимоотношения, нарушает
нормальный учебно-воспитательный процесс,
разрушает наметившиеся контакты учителя
и учащихся, родителей и детей.
Классный руководитель должен овладеть
теорией диалектического противоречия
и конфликта (в этом поможет имеющаяся
философская, педагогическая и психологическая
литература).
Типы
возможных конфликтов в отношениях
«классный руководитель ↔ родители» по
возрастающей степени глубины и сложности:
- несогласие,
несовпадение мнений и оценок относительно
жизненных явлений: книги, кинофильма,
спектакля. Похода, музыкального произведения…
(такого рода противоречие не затрагивает
ни одну из сторон);
- несогласие,
несовпадение мнений и оценок относительно
ребенка (воспитанника), его отдельных
поступков и поведения (это противоречие
уже затрагивает эмоциональную сферу
сторон);
- спор непродуктивная
дискуссия по поводу личностных особенностей
ребенка, его жизненной позиции, отношения
к нему родителей, содержания и методики
учебно-воспитательного процесса в школе
(это противоречие затрагивает жизненную
и педагогическую позицию тех и других);
- ссора прерывание
отношений на краткий или более длительный
срок – могут привести к более устойчивым
конфликтам, даже противодействию (непосещению
родительских собраний, подчеркнутому
игнорированию требований, жалобам администрации
школы и других органов народного образования);
- разрыв –
конфликт, доведенный до крайней точки,
когда в отношениях образовалось противостояние,
делающее невозможным дальнейшее сотрудничество
в воспитании ребенка; чаще всего в таком
случае родители или классный руководитель
ставят вопрос о переводе ребенка в другой
класс или в другую школу.
Первая
группа – причины
объективные:
- различия
в уровне образования и культуры, мировоззрении,
ценностных ориентациях, в убеждениях;
- различия
в уровне психолого-педагогической, этической,
эстетической подготовленности к воспитанию
детей;
- возрастные
и половые различия педагога и родителей;
- различия
в типе отношений к ребенку: в основе отношения
родителей – чувство любви и родственные
связи. В основе отношения педагога –
общественные и общечеловеческие требования;
- однобокая,
односторонняя информированность о ребенке
(у родителей из наблюдений в домашних
условиях, у педагога – в системе общественных
отношений)
- предъявление
завышенных требований родителей – к
педагогам, педагогами – к родителям;
- разница условий,
материальных и духовных, для реализации
задач воспитания и развития детей (интеллектуального,
физического, эстетического, нравственного…).