Взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом и родителями школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:01, реферат

Краткое описание

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Оглавление

Введение
Документальное обеспечение воспитательного процесса
Функции и содержание работы.
Обязанности классного руководителя
Права классного руководителя
Взаимодействие классного руководителя с педагогами, работающими в классе.
Советы классному руководителю
Рекомендации учителям, работающим в классе
Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи
Формы работы классного руководителя с родителями учащегося
Советы психолога
Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»
Заключение

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 79.43 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Реферат

на  тему:

«Взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом и родителями школьников» 
 
 
 

 

Содержание 

Введение

  1. Документальное обеспечение воспитательного процесса
  2. Функции и содержание работы.
  3. Обязанности классного руководителя
  4. Права классного руководителя
  5. Взаимодействие классного руководителя с педагогами, работающими в классе.
    1. Советы  классному руководителю
    2. Рекомендации учителям, работающим в классе
  6. Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи
    1. Формы работы классного руководителя с родителями учащегося
    2. Советы психолога
    3. Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»

Заключение

Список  используемой литературы 
 

 

Введение 

     В работе почти каждого учителя  есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской  деятельности, другие называют её самой  главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В  классах реализуется забота о  социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное  сплочение коллективов, формируется  соответствующая эмоциональная  атмосфера.

     Организатором деятельности учащихся в классе и  координатором воспитательных воздействий  является классный руководитель. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический  коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

     Неоправданно долго  в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая. Брали за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А. Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.

     В сегодняшней социально-экономической  и культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться  от проблем воспитания, которое, являясь  важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует самого пристального внимания. Появление национального  проекта «Образование» доказывает тот факт, что общество пришло к  осознанию приоритетности в образовании  именно воспитания, которое призвано стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной  в единый процесс обучения и развития».

     В Концепции модернизации российского  образования прописаны важнейшие  задачи воспитания, заключающиеся в  формировании у школьников гражданской  ответственности и правового  самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации  на рынке труда.

     Воспитание  нового поколения представляет собой  отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектировать дружественную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу – обязанность классного руководителя.

     В условиях модернизации российского  образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При  обновлении содержания и организации  педагогического процесса главным  направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон – город – регион.

     Все вышесказанное позволяет сделать  вывод о том, что на классного руководителя возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека. А готов ли классный руководитель к выполнению поставленной задачи?

     С 90-х годов прошлого столетия наблюдается  тенденция определения самим  общеобразовательным учреждением  статуса и содержания деятельности воспитателя в школе.

     Классные  руководители по существующему в  образовательном пространстве законодательству имеют право на свою авторскую  воспитательную программу, сами определяют формы, методы, содержание работы на основании  стоящих целей и задач воспитания.

     В то же время анализ работы классных руководителей (кураторов, воспитателей и т.д.) показал несовершенство документов, регламентирующих сегодня деятельность воспитателя классного коллектива и определяющих результативность его  труда, место и роль в воспитательной системе образовательного учреждения.

     В сегодняшней школе нет единых подходов к функционалу классного  руководителя. Перестали функционировать объединения классных руководителей, недостаточна организационно-методическая помощь классным руководителям со стороны школьной и районной администрации, особенно в вопросах диагностики, прогнозирования и оценки результативности воспитания, установления воспитательных отношений сотрудничества, создания благоприятного морально-психологического климата и др. Серьёзно затрудняют деятельность классного руководителя большие преподавательские нагрузки, высокая или малая наполняемость классов, плохие условия для внеурочной работы, рассогласованность воспитательных институтов современного общества, недостаточная психолого-педагогическая и методическая подготовка.

     Таким образом, система классного руководства  в её современном виде малоэффективна и нуждается в основательном  преобразовании. На что, как нам кажется, требуется обратить самое пристальное  внимание?

     1.     На необходимость внедрения новых технологий общения с ребёнком.

     2.     На отказ от принципа «как можно больше» и к принципу меры «только то следует делать, что необходимо и достаточно для развития детей».

     3.     На развитие личности школьника. 

  1. Документальное  обеспечение воспитательного  процесса
 

  

     В истории развития российской школы  важнейшее место всегда отводилось институту классного руководства. Ведущую роль в формировании и  становлении личности ребёнка, раскрытии  его самобытности, способностей и  потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, даёт именно классный руководитель.

     Классный  руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

     ·     духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры;

     ·     защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

     ·     организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

     ·     организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;

     ·     помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

     ·     координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников;

     ·     создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

     Деятельность  классного руководителя является важнейшим  звеном в воспитательной системе  учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода  к воспитанникам. Обусловлена она  современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его  талантов и создание условий для  нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

     Классный  руководитель (куратор, воспитатель  и т.д.) реализует эти задачи в  своём учебном заведении:

     1) осуществляет непосредственное  наблюдение за индивидуальным  развитием ребёнка, подростка,  девушки, юноши;

     2) содействует созданию оптимальных  условий для формирования каждой  личности;

     3) организует взаимодействие и  сотрудничество всех воспитательных  сил;

     4) вносит необходимые коррективы  в этот процесс, способствуя  свободному и полному проявлению  и развитию способностей воспитанников;

     5) помогает организации всех видов  индивидуальной и коллективной  деятельности, вовлекающей учащихся  в разнообразные коммуникативные  ситуации;

     6) работает над созданием классного  (школьного) клуба и др. коллектива  как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего  социализацию каждого ребёнка.  

  1. Функции и содержание работы
 

 

     1. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя:

     ·     изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;

     ·     изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;

     ·     анализ и оценка уровня воспитанности;

     ·     изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, группы, объединения, клуба и др.;

     2. Прогностическая:

     ·     предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;

     ·     прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;

     ·     прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;

     ·     предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).

Информация о работе Взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом и родителями школьников