Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, реферат
Коренные реформы в сфере образования Республики Узбекистан начались в 1997 году, когда были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, заложившие прочную правовую основу для дальнейшего развития системы образования.
I. Общее описание
II. Текущие проблемы и потребности
– Тенденции и проблемы
– Болонский процесс
III. Участие в программах Европейского Союза
Темпус и Эразмус Мундус
IV. Система высшего образования (схема)
V. Список литературы и веб-сайты
Сравнительно немалое количество проектов Темпус было реализовано в области управления вузами. Так, например, информационная система управления, созданная в Национальном университете Узбекистана, послужила моделью и была расширена на другие восемь высших учебных заведений в Ташкенте, Бухаре и Гулистане. Семь проектов по управлению вузами внесли свой вклад в развитие международного сотрудничества путем создания в различных регионах страны отделов по международным связям и обучения их сотрудников.
В Ташкентском финансовом институте и в Андижанском инженерно-экономическом институте при участии Торгово-промышленной палаты были открыты отделы по поддержке предпринимательской деятельности. В Ташкентском институте текстильной и легкой промышленности и Наманганском инженерно-экономическом институте были созданы отделы связи с производством и передаче технологий, благодаря чему укрепилось партнерство с текстильной отраслью и Министерством пищевой и легкой промышленности.
Благодаря проектам Темпус в нескольких вузах был создан ряд новых структур: Центры обеспечения качества в Ташкентском аграрном университете и Национальном университете Узбекистана; учебный центр для развития практических клинических навыков в Ташкентской медицинской академии; Центр информационных технологий и лаборатории компьютерного моделирования в Ташкентском автодорожном институте.
Сотрудничество между странами-партнерами в сфере высшего образования укреплялось в рамках шести проектов в области энергетики, управления водными ресурсами, социальной экономики и туризма, пищевой безопасности, управления сельским хозяйством, в которых приняли участие университеты и неакадемические учреждения из Украины, России, Кыргызстана, Казахстана и Туркменистана. Три проекта с участием нескольких стран, отобранных в результате первого конкурса Темпус IV, также будут способствовать усилению регионального сотрудничества. Один из них направлен на продвижение Болонского процесса в странах Центральной Азии и в России.
Министерством высшего и среднего специального образования (МВССО) партнерство вузов с предприятиями было определено в качестве национального приоритета для программы Темпус. Это позволило проектам внести вклад в установление и развитие связей с производственной сферой и обществом в целом: более 25 неакадемических организаций были задействованы в проектных консорциумах.
Большой спрос на выпускников новой магистерской программы по пищевой безопасности является одним из примеров заинтересованности ряда министерств, предприятий и различных учреждений в специалистах, прошедших подготовку в ходе проектов Темпус. Проект по пищевой безопасности позволил также создать и оснастить уникальным оборудованием две учебные лаборатории, на базе которых обучаются студенты и повышают свою квалификацию специалисты предприятий-партнеров.
Три проекта Темпус обеспечили поддержку в укреплении связей между различными уровнями образования, в частности, между высшим и средним специальным, профессиональным образованием. На базе двух учебных центров в Ташкентском государственном педагогическом университете и Ферганском государственном университете были организованы курсы повышения квалификации и переподготовки для преподавательского состава профессиональных колледжей и академических лицеев.
Сотрудничество с европейскими университетами в рамках проектов Темпус способствует, так или иначе, продвижению принципов Болонского процесса. Преподаватели и студенты осознают важность согласования действий и ключевую роль Болонского процесса в международном сотрудничестве.
В целом, программа Темпус внесла значительный вклад в улучшение качества высшего образования. Начиная с 2004 года «обеспечение качества» остаётся стабильным национальным приоритетом для программы Темпус в Узбекистане, что позволило реализовать шесть проектов по улучшению системы управления качеством образования путем разработки методики управления электронными ресурсами, разработки квалификационных требований для технических специальностей, концепции по обеспечению качества в высшем аграрном образовании, развития самостоятельного обучения студентов.
Высшим учебным
заведениям, расположенным в различных
областях республики, участие в проектах
Темпус помогло не только установить сотрудничество
с европейскими партнерами, но и наладить
связи с другими вузами республики. Так,
например, четыре сельскохозяйственных
вуза в Ташкенте, Андижане, Самарканде
взаимодействовали в проектах по сельскохозяйственной
экономике, экологии и управлению водными
ресурсами. Шесть вузов из разных регионов
республики, успешно внедрив внутреннюю
систему обеспечения качества в рамках
одного проекта, в настоящее время продолжили
сотрудничество по разработке модели
университета «исследования-наука-
Будучи программой равноправного и взаимовыгодного партнерства, Темпус является первым шагом на пути развития дальнейшего международного сотрудничества. После окончания финансирования Темпус партнерские связи между вузами республики и европейскими университетами поддерживаются путем взаимного обмена преподавателями и студентами, совместной научной деятельности, участия в конференциях, издания совместных публикаций и т.д.
Министерством высшего и среднего специального образования признается значительное влияние программы Темпус на процессы модернизации высшего образования в целом, включая вклад в улучшение материально-технической базы вузов, обеспечение современным компьютерным и лабораторным оборудованием, а также разработку современных учебных материалов и учебников.
Эразмус Мундус
«Эразмус Мундус» (2009-2013гг.) – это программа по международному сотрудничеству и обмену в области высшего образования. Программа работает по трем направлениям:
Направление 1 – Совместные магистерские и докторские программы Эразмус Мундус
Совместные программы Эразмус Мундус осуществляются консорциумами высших учебных заведений Европейского Союза (ЕС) и (с 2009г.) других регионов мира. Они предоставляют комплексный курс и совместные дипломы после обучения или проведенного исследования в двух или более вузах. Совместные магистерские и докторские программы отбираются на ежегодной основе в ходе конкурса заявок. На данный момент действуют 116 магистерских и 13 докторских программ, предлагающих студентам и научным сотрудникам со всего мира образовательные стипендии ЕС.
Направление 2 – Партнерство Эразмус Мундус (бывшая программа «Окно внешнего сотрудничества»)
Программа партнерства Эразмус Мундус
объединяет университеты Европы с вузами
других регионов мира. Партнерство совместно
управляет обменом учащихся между двумя
соответствующими регионами на уровне
бакалавриата, магистратуры, аспирантуры,
докторантуры, а также стажировками профессорско-
Направление 3 – Проекты Эразмус Мундус по усилению привлекательности образования
Данное направление ставит своей целью усиление привлекательности Европейского высшего образования по всему миру. Заявки на участие могут подавать вузы (и другие ключевые участники сектора высшего образования).
Для
дополнительной информации: http://eacea.ec.europa.eu/
Количество студентов/преподавателей, участвующих в программе
Эразмус Мундус - Совместные Степени (Направление 1)
2005/2006 |
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
2009/2010 |
2010/ 2011 | |
Студенты |
1 |
9 |
5 |
6 |
10 |
3 |
Научные сотрудники |
- |
- |
1 |
- |
2 |
X |
Граждане Узбекистана в первый раз приняли участие в этой программе в 2005-2006 годы (студенты) и в 2007-2008 годы (преподавательский состав).
Эразмус Мундус - Партнерство (Направление 2)
2006/2007 |
2007/2008 | |
Бакалавриат |
15 |
16 |
Магистратура |
10 |
15 |
Аспирантура |
9 |
18 |
Докторантура |
6 |
6 |
Профессорско- |
11 |
13 |
Всего |
51 |
68 |
Учреждения, участвующие в программе
Название учреждения |
Направление 1 - Совместные программы |
Направление 2 - Партнерство |
Направление 3 - Проекты по привлекательности образования |
БУХАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ |
X |
||
БУХАРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЧАСТНЫХ ГОСТИНИЦ И ТУРИЗМА |
X |
||
ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА |
X |
||
ХОРЕЗМСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ.МАМУНА |
X |
||
МИНИСТЕРСТВО ВССО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН |
X |
||
ННО «ЭКО-ОАЗИС» |
X |
||
ТАШКЕНТСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ |
X |
||
ТАШКЕНТСКИЙ ИНСТИТУТ ИРРИГАЦИИ И МЕЛИОРАЦИИ |
X |
||
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
X |
||
УРГЕНЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ |
X |
||
АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКИСТАНА |
X |
||
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ТАШКЕНТЕ («WIUT») |
x |
IV. Система высшего образования
См. английскую
версию документа http://eacea.ec.
V. Список литературы и веб-сайты