Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, реферат
Коренные реформы в сфере образования Республики Узбекистан начались в 1997 году, когда были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, заложившие прочную правовую основу для дальнейшего развития системы образования.
I. Общее описание
II. Текущие проблемы и потребности
– Тенденции и проблемы
– Болонский процесс
III. Участие в программах Европейского Союза
Темпус и Эразмус Мундус
IV. Система высшего образования (схема)
V. Список литературы и веб-сайты
Сфера высшего образования в Узбекистане на сегодняшний день характеризуется продолжением процесса реформирования и дальнейшей реализацией Национальной программы по подготовке кадров. При этом анализируется и обобщается накопленный опыт, учитывается развитие рынка труда и конкретные социально-экономические условия. Созданы все необходимые юридические, кадровые, научно-методические, материально-технические и финансовые условия, обеспечивающие реформирование системы высшего образования. Продолжается структурное реформирование и модернизация содержания высшего образования.
Разрабатываются и внедряются государственные образовательные стандарты, определяющие новые требования к качеству обучения и квалификации выпускников. В ходе разработки нового поколения государственных образовательных стандартов основное внимание уделяется дальнейшей интеграции образования с наукой и производством, а также координации деятельности вузов с требованиями потребителей кадров.
На сегодняшний
день основной целью модернизации
системы высшего образования является
обеспечение качества путем дальнейшего
развития государственных образовательных
стандартов, укрепления структур по оценке
и аккредитации, а также через непрерывный
процесс наращивания потенциала профессорско-
С учетом опыта, приобретенного в ходе реализации НППК, развития рынка труда и изменившихся социально-экономических условий определены следующие приоритетные направления по дальнейшему развитию системы образования:
В Узбекистане имеются предпосылки для внедрения некоторых элементов Болонского процесса, которые помогут системе образования стать частью мирового образовательного сообщества, дадут импульс для расширения конкуренции в образовании.
В связи с объявлением 2010 года «Годом гармонично развитого поколения» были определены следующие приоритетные направления для дальнейшего развития сферы образования:
2. Болонский процесс
Болонская цикловая структура
Уровень внедрения 3-х цикловой структуры, соответствующей Болонскому процессу |
Иная из существующих 3-х цикловых структур |
В Узбекистане своя система образования, состоящая из 3 циклов: 1-й цикл – бакалавриат; 2-й цикл – магистратура, и 3-й цикл – послевузовское образование (аспирантура/докторантура).
Нагрузка/продолжительность обучения студентов по самым распространенным Болонским программам | |||
Программы бакалавриата |
Не соответствует Болонскому процессу |
Программы магистратуры |
Не соответствует Болонскому процессу |
Не соответствует Болонскому процессу
Самые распространенные модели цикловой структуры бакалавриата / магистратуры |
Существующая 3-х цикловая структура, но не соответствующая Болонскому процессу. |
Узбекистан провел реформирование своей структуры высшего образования, заменив предыдущую – новой двухступенчатой системой высшего образования. В настоящее время Узбекистан полностью перешёл на двухступенчатое высшее образование, и новая структура является единой для всех высших учебных заведений (кроме медицинских): не менее 4 лет обучения по программе бакалавриата и не менее 2 лет – по программе магистратуры.
Европейская система перевода зачетных единиц (ЕСПЗ)
Законодательство по ЕСПЗ |
Иная система зачетных единиц. |
Уровень реализации принципов ЕСПЗ |
Иная система зачетных единиц. |
Приложение к диплому (ПД)
Выдача приложений к дипломам |
Иной вид ПД. |
Приложение к диплому (“Diplomga ilova”) выдается на узбекском и английском языках бесплатно.
Национальная квалификационная структура (НКС)
Этап на пути создания Национальной квалификационной структуры |
Официально не начато. | |
X |
1-й этап: Решение принято. Процесс только начался. | |
2-й этап: Согласована цель НКС, и идёт соответствующий процесс, включая обсуждения и консультации. Образован ряд комитетов. | ||
3-й этап: НКС официально принята и начата её реализация. | ||
4-й этап: Осуществляется пересмотр образовательных программ, и процесс близок к завершению. | ||
5-й этап: Полностью выполнен весь процесс, включая подтвержденную совместимость с Национальной квалификационной структурой Европейской зоны высшего образования. |
Классификатор направлений и специальностей высшего образования и государственные образовательные стандарты (ГОС) рассматриваются в качестве НКС, так как они содержат подробную информацию по основным характеристикам, структуре, содержанию и выполнению учебной программы, контролю качества подготовки кадров, обязательным (базовым) компонентам (перечень учебных предметов), результатам обучения и описанию компетенций. Классификатор направлений и специальностей высшего образования постоянно обновляется.
Национальная система обеспечения качества
Национальный орган по обеспечению качества | ||
Название |
Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан | |
Год учреждения |
1994г. | |
Статус |
Орган, подчиняющийся правительству | |
Главные «объекты» оценки |
Учебные заведения и программы | |
Компетенция органа |
Как государственные, так и негосударственные высшие учебные заведения | |
Главный результат оценки |
X |
Принятие решения о разрешении учебному заведению/программе функционировать/обучать на определенных уровнях/проводить научные исследования и т.д. |
X |
Предоставление рекомендаций по улучшению качества в конкретных направлениях. |
Официальное признание дипломов и степеней
Ратификация Лиссабонской Конвенции по официальному признанию |
Нет |
|
Принятие национальных законов/нормативных актов, необходимых для выполнения Лиссабонской Конвенции по официальному признанию |
Нет |
|
Органы, отвечающие за официальное признание иностранных дипломов и степеней с целью академического обучения в стране |
Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан | |
Органы, отвечающие за официальное признание иностранных дипломов и степеней с целью трудоустройства в стране |
Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Министерство труда и социальной защиты |
III. Участие в программах ЕС
ТЕМПУС
Узбекистан участвует в программе Темпус с 1994 года.
1. Статистика
Количество проектов, в которых участвовало одно или несколько учебных заведений по стране (как координатор, исполнитель или партнер)
ТЕМПУС I и II |
ТЕМПУС III |
ТЕМПУС IV | ||
1990-1999 |
2000-2006 |
2008 |
2009 | |
Общеевропейские проекты (ОЕП) |
11 |
26 |
1 |
3 |
Компакт- проекты (краткосрочные) |
6 |
0 |
0 |
0 |
Структурные и дополнительные мероприятия (СДМ) |
0 |
14 |
2 |
1 |
Всего |
17 |
40 |
3 |
4 |
Высшие учебные заведения с наибольшим уровнем участия в программе Темпус в ходе реализации первой, второй и третьей стадии (1990-2006 гг.)
Название вуза |
Всего |
Количество проектов | |
СЕП |
СДМ | ||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА |
11 |
8 |
3 |
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ |
7 |
6 |
1 |
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
7 |
6 |
1 |
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
7 |
6 |
1 |
БУХАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ |
6 |
4 |
2 |
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ |
5 |
4 |
1 |
2. Влияние программы ТЕМПУС
Программа Темпус в Узбекистане, будучи единственной программой, обеспечивающей долгосрочное интенсивное сотрудничество между университетами и улучшение их материально-технической базы, оказала существенное влияние на общий процесс интернационализации высшего образования. Важно отметить, что бóльшая часть международного содействия направлена на развитие среднего специального профессионального образования республики в связи его ключевой ролью в Национальной программе по подготовке кадров.
Совместные европейские проекты по разработке учебных программ были особенно важны благодаря их непосредственному вкладу в реализацию НППК, и, в частности, во внедрение двухступенчатой системы высшего образования.
В последние годы проекты Темпус обеспечили содействие в разработке новых учебных программ и курсов на уровне бакалавриата и магистратуры, в основном по техническим направлениям и прикладным технологиям в соответствии требованиям местного рынка труда путем непосредственного участия в проектах представителей предприятий, отраслевых министерств, Торгово-промышленной палаты и других неакадемических учреждений.
В некоторых проектах, помимо запланированных, были достигнуты дополнительные результаты. Например, в Ташкентском государственном педагогическом университете, благодаря активной роли местных партнеров курсы переподготовки для руководящего состава вузов создали основу для создания и внедрения новой магистерской программы по управлению образовательными учреждениями, а также введения факультативного курса для студентов всех факультетов.