Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, реферат
Коренные реформы в сфере образования Республики Узбекистан начались в 1997 году, когда были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, заложившие прочную правовую основу для дальнейшего развития системы образования.
I. Общее описание  
II. Текущие проблемы и потребности  
– Тенденции и проблемы  
– Болонский процесс
III. Участие в программах Европейского Союза 
Темпус   и  Эразмус Мундус
IV. Система высшего образования (схема) 
V. Список литературы и веб-сайты
Сфера высшего образования в Узбекистане на сегодняшний день характеризуется продолжением процесса реформирования и дальнейшей реализацией Национальной программы по подготовке кадров. При этом анализируется и обобщается накопленный опыт, учитывается развитие рынка труда и конкретные социально-экономические условия. Созданы все необходимые юридические, кадровые, научно-методические, материально-технические и финансовые условия, обеспечивающие реформирование системы высшего образования. Продолжается структурное реформирование и модернизация содержания высшего образования.
Разрабатываются и внедряются государственные образовательные стандарты, определяющие новые требования к качеству обучения и квалификации выпускников. В ходе разработки нового поколения государственных образовательных стандартов основное внимание уделяется дальнейшей интеграции образования с наукой и производством, а также координации деятельности вузов с требованиями потребителей кадров.
На сегодняшний 
день основной целью модернизации 
системы высшего образования является 
обеспечение качества путем дальнейшего 
развития государственных образовательных 
стандартов, укрепления структур по оценке 
и аккредитации, а также через непрерывный 
процесс наращивания потенциала профессорско-
С учетом опыта, приобретенного в ходе реализации НППК, развития рынка труда и изменившихся социально-экономических условий определены следующие приоритетные направления по дальнейшему развитию системы образования:
В Узбекистане имеются предпосылки для внедрения некоторых элементов Болонского процесса, которые помогут системе образования стать частью мирового образовательного сообщества, дадут импульс для расширения конкуренции в образовании.
В связи с объявлением 2010 года «Годом гармонично развитого поколения» были определены следующие приоритетные направления для дальнейшего развития сферы образования:
2. Болонский процесс
Болонская цикловая структура
Уровень внедрения 3-х цикловой структуры, соответствующей Болонскому процессу  | 
  
   
 Иная из существующих 3-х цикловых структур  | 
В Узбекистане своя система образования, состоящая из 3 циклов: 1-й цикл – бакалавриат; 2-й цикл – магистратура, и 3-й цикл – послевузовское образование (аспирантура/докторантура).
Нагрузка/продолжительность обучения студентов по самым распространенным Болонским программам  | |||
Программы бакалавриата  | 
  Не соответствует Болонскому процессу  | 
  Программы магистратуры  | 
  Не соответствует Болонскому процессу  | 
Не соответствует Болонскому процессу
Самые распространенные модели цикловой структуры бакалавриата / магистратуры  | 
  
   
 Существующая 3-х цикловая структура, но не соответствующая Болонскому процессу.  | 
Узбекистан провел реформирование своей структуры высшего образования, заменив предыдущую – новой двухступенчатой системой высшего образования. В настоящее время Узбекистан полностью перешёл на двухступенчатое высшее образование, и новая структура является единой для всех высших учебных заведений (кроме медицинских): не менее 4 лет обучения по программе бакалавриата и не менее 2 лет – по программе магистратуры.
Европейская система перевода зачетных единиц (ЕСПЗ)
Законодательство по ЕСПЗ  | 
  Иная система зачетных единиц.  | 
Уровень реализации принципов ЕСПЗ  | 
  Иная система зачетных единиц.  | 
Приложение к диплому (ПД)
Выдача приложений к дипломам  | 
  Иной вид ПД.  | 
Приложение к диплому (“Diplomga ilova”) выдается на узбекском и английском языках бесплатно.
Национальная квалификационная структура (НКС)
| 
   
 
 
 
 Этап на пути создания Национальной квалификационной структуры  | 
  Официально не начато.  | |
X  | 
  1-й этап: Решение принято. Процесс только начался.  | |
2-й этап: Согласована цель НКС, и идёт соответствующий процесс, включая обсуждения и консультации. Образован ряд комитетов.  | ||
3-й этап: НКС официально принята и начата её реализация.  | ||
4-й этап: Осуществляется пересмотр образовательных программ, и процесс близок к завершению.  | ||
5-й этап: Полностью выполнен весь процесс, включая подтвержденную совместимость с Национальной квалификационной структурой Европейской зоны высшего образования.  | 
Классификатор направлений и специальностей высшего образования и государственные образовательные стандарты (ГОС) рассматриваются в качестве НКС, так как они содержат подробную информацию по основным характеристикам, структуре, содержанию и выполнению учебной программы, контролю качества подготовки кадров, обязательным (базовым) компонентам (перечень учебных предметов), результатам обучения и описанию компетенций. Классификатор направлений и специальностей высшего образования постоянно обновляется.
Национальная система обеспечения качества
Национальный орган по обеспечению качества  | ||
Название  | 
  Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан  | |
Год учреждения  | 
  1994г.  | |
Статус  | 
  Орган, подчиняющийся правительству  | |
Главные «объекты» оценки  | 
  Учебные заведения и программы  | |
Компетенция органа  | 
  Как государственные, так и негосударственные высшие учебные заведения  | |
Главный результат оценки  | 
  X  | 
  Принятие решения о разрешении учебному заведению/программе функционировать/обучать на определенных уровнях/проводить научные исследования и т.д.  | 
X  | 
  Предоставление рекомендаций по улучшению качества в конкретных направлениях.  | |
Официальное признание дипломов и степеней
Ратификация Лиссабонской Конвенции по официальному признанию  | 
  
   
 Нет  | 
  |
Принятие национальных законов/нормативных актов, необходимых для выполнения Лиссабонской Конвенции по официальному признанию  | 
  
   
 
 Нет  | 
  |
Органы, отвечающие за официальное признание иностранных дипломов и степеней с целью академического обучения в стране  | 
  
   
 Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан  | |
Органы, отвечающие за официальное признание иностранных дипломов и степеней с целью трудоустройства в стране  | 
  
   
 Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Министерство труда и социальной защиты  | |
III. Участие в программах ЕС
ТЕМПУС
Узбекистан участвует в программе Темпус с 1994 года.
1. Статистика
Количество проектов, в которых участвовало одно или несколько учебных заведений по стране (как координатор, исполнитель или партнер)
ТЕМПУС I и II  | 
  ТЕМПУС III  | 
  ТЕМПУС IV  | ||
1990-1999  | 
  2000-2006  | 
  2008  | 
  2009  | |
Общеевропейские проекты (ОЕП)  | 
  11  | 
  26  | 
  1  | 
  3  | 
Компакт- проекты (краткосрочные)  | 
  6  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
Структурные и дополнительные мероприятия (СДМ)  | 
  0  | 
  14  | 
  2  | 
  1  | 
Всего  | 
  17  | 
  40  | 
  3  | 
  4  | 
Высшие учебные заведения с наибольшим уровнем участия в программе Темпус в ходе реализации первой, второй и третьей стадии (1990-2006 гг.)
Название вуза  | 
  Всего  | 
  Количество проектов  | |
СЕП  | 
  СДМ  | ||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА  | 
  11  | 
  8  | 
  3  | 
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  | 
  7  | 
  6  | 
  1  | 
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  | 
  7  | 
  6  | 
  1  | 
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  | 
  7  | 
  6  | 
  1  | 
БУХАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  | 
  6  | 
  4  | 
  2  | 
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ  | 
  5  | 
  4  | 
  1  | 
2. Влияние программы ТЕМПУС
Программа Темпус в Узбекистане, будучи единственной программой, обеспечивающей долгосрочное интенсивное сотрудничество между университетами и улучшение их материально-технической базы, оказала существенное влияние на общий процесс интернационализации высшего образования. Важно отметить, что бóльшая часть международного содействия направлена на развитие среднего специального профессионального образования республики в связи его ключевой ролью в Национальной программе по подготовке кадров.
Совместные европейские проекты по разработке учебных программ были особенно важны благодаря их непосредственному вкладу в реализацию НППК, и, в частности, во внедрение двухступенчатой системы высшего образования.
В последние годы проекты Темпус обеспечили содействие в разработке новых учебных программ и курсов на уровне бакалавриата и магистратуры, в основном по техническим направлениям и прикладным технологиям в соответствии требованиям местного рынка труда путем непосредственного участия в проектах представителей предприятий, отраслевых министерств, Торгово-промышленной палаты и других неакадемических учреждений.
В некоторых проектах, помимо запланированных, были достигнуты дополнительные результаты. Например, в Ташкентском государственном педагогическом университете, благодаря активной роли местных партнеров курсы переподготовки для руководящего состава вузов создали основу для создания и внедрения новой магистерской программы по управлению образовательными учреждениями, а также введения факультативного курса для студентов всех факультетов.