Высшее образование в Узбекистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, реферат

Краткое описание

Коренные реформы в сфере образования Республики Узбекистан начались в 1997 году, когда были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, заложившие прочную правовую основу для дальнейшего развития системы образования.

Оглавление

I. Общее описание
II. Текущие проблемы и потребности
– Тенденции и проблемы
– Болонский процесс
III. Участие в программах Европейского Союза
Темпус и Эразмус Мундус
IV. Система высшего образования (схема)
V. Список литературы и веб-сайты

Файлы: 1 файл

Высшее образование в узбекистане.doc

— 391.00 Кб (Скачать)

Сфера высшего  образования в Узбекистане на сегодняшний день характеризуется продолжением процесса реформирования и дальнейшей реализацией Национальной программы по подготовке кадров. При этом анализируется и обобщается накопленный опыт, учитывается развитие рынка труда и конкретные социально-экономические условия. Созданы все необходимые юридические, кадровые, научно-методические, материально-технические и финансовые условия, обеспечивающие реформирование системы высшего образования. Продолжается структурное реформирование и модернизация содержания высшего образования.

Разрабатываются и внедряются государственные образовательные стандарты, определяющие новые требования к качеству обучения и квалификации выпускников. В ходе разработки нового поколения государственных образовательных стандартов основное внимание уделяется дальнейшей интеграции образования с наукой и производством, а также координации деятельности вузов с требованиями потребителей кадров.

На сегодняшний  день основной целью модернизации системы высшего образования является обеспечение качества путем дальнейшего развития государственных образовательных стандартов, укрепления структур по оценке и аккредитации, а также через непрерывный процесс наращивания потенциала профессорско-преподавательского состава вузов.

С учетом опыта, приобретенного в ходе реализации НППК, развития рынка труда и изменившихся социально-экономических условий определены следующие приоритетные направления по дальнейшему развитию системы образования:

  • широкое применение новых информационных технологий и современных педагогических методологий;
  • создание общенациональной компьютеризированной образовательной сети всех вузов;
  • разработка новых учебных материалов и обеспечение ими академических лицеев, профессиональных колледжей и вузов;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, особенно в области технических наук (нефтяная, газовая, текстильная промышленность, сельское хозяйство, гражданское строительство, автомобилестроение и др.);
  • усовершенствование форм и методов исследования рынка труда, анализа потребностей в конкретных направлениях и специальностях высшего образования;
  • внедрение системы обеспечения качества.

В Узбекистане имеются предпосылки для внедрения некоторых элементов Болонского процесса, которые помогут системе образования стать частью мирового образовательного сообщества, дадут импульс для расширения конкуренции в образовании.

В связи с  объявлением 2010 года «Годом гармонично развитого поколения» были определены следующие приоритетные направления для дальнейшего развития сферы образования:

  • формирование и обеспечение рационального и эффективного использования материально-технической базы в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, пересмотр направлений образования и специальностей с учетом потребности в специалистах в различных отраслях, усовершенствование государственных образовательных стандартов, учебных программ и учебно-методической литературы;
  • кардинальное улучшение качества обучения в школах, профессиональных колледжах и лицеях, вузах страны за счет широкого внедрения в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных и педагогических технологий, укрепления учебно-лабораторной базы образовательных учреждений современными видами учебного и лабораторного оборудования, компьютерной техникой, а также формирования эффективной системы материального и морального поощрения труда учителей и наставников;
  • дальнейшее развитие, внедрение и освоение современных информационных и коммуникационных технологий, цифровых и широкоформатных телекоммуникационных средств связи и системы Интернета в образовательной сфере и повседневной жизни.

 

 

 

2. Болонский процесс

 

Болонская цикловая структура

 

Уровень внедрения 3-х цикловой структуры, соответствующей Болонскому процессу 

 

Иная из существующих 3-х цикловых структур


В Узбекистане своя система образования, состоящая из 3 циклов: 1-й цикл – бакалавриат; 2-й цикл – магистратура, и 3-й цикл – послевузовское образование (аспирантура/докторантура).  

 

 

Нагрузка/продолжительность  обучения студентов по самым распространенным Болонским программам

Программы бакалавриата

Не соответствует Болонскому процессу 

Программы магистратуры

Не соответствует Болонскому процессу 


Не  соответствует Болонскому процессу 

 

Самые распространенные модели цикловой структуры бакалавриата / магистратуры

 

Существующая 3-х цикловая структура, но не соответствующая Болонскому процессу.


Узбекистан провел реформирование своей структуры высшего образования, заменив предыдущую – новой двухступенчатой системой высшего образования. В настоящее время Узбекистан полностью перешёл на двухступенчатое высшее образование, и новая структура является единой для всех высших учебных заведений (кроме медицинских): не менее 4 лет обучения по программе бакалавриата и не менее 2 лет – по программе магистратуры.

 

Европейская система перевода зачетных единиц (ЕСПЗ)

 

Законодательство  по ЕСПЗ

Иная система зачетных единиц.


 

Уровень реализации принципов ЕСПЗ

Иная система зачетных единиц.


 

 

Приложение к диплому (ПД)

 

Выдача  приложений к дипломам

Иной вид ПД.


Приложение к диплому (“Diplomga ilova”) выдается на узбекском и английском языках бесплатно.

 

Национальная квалификационная структура (НКС)

 

 

 

 

 

Этап  на пути создания Национальной квалификационной  структуры 

 

Официально не начато.

X

1-й этап: Решение принято. Процесс только начался.

 

2-й этап: Согласована цель НКС, и идёт соответствующий процесс, включая обсуждения и консультации. Образован ряд комитетов.

 

3-й этап: НКС официально принята и начата её реализация.

 

4-й этап: Осуществляется пересмотр образовательных программ, и процесс близок к завершению. 

 

5-й этап: Полностью выполнен весь процесс, включая подтвержденную совместимость с Национальной  квалификационной  структурой  Европейской зоны высшего образования. 


Классификатор направлений и специальностей высшего образования и государственные образовательные стандарты (ГОС) рассматриваются в качестве НКС, так как они содержат подробную информацию по основным характеристикам, структуре, содержанию и выполнению учебной программы, контролю качества подготовки кадров, обязательным (базовым) компонентам (перечень учебных предметов), результатам обучения и описанию компетенций. Классификатор направлений и специальностей высшего образования постоянно обновляется.

 

Национальная система обеспечения качества 

 

Национальный  орган по обеспечению качества

Название

Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Год учреждения

1994г.

Статус

Орган, подчиняющийся правительству

Главные «объекты» оценки

Учебные заведения  и программы

Компетенция органа

Как государственные, так и негосударственные высшие учебные заведения

Главный результат оценки

X

Принятие решения  о разрешении учебному заведению/программе  функционировать/обучать на определенных уровнях/проводить научные исследования и т.д.

X

Предоставление  рекомендаций по улучшению качества в конкретных направлениях.  


 

Официальное признание дипломов и степеней

 

Ратификация Лиссабонской Конвенции по официальному признанию

 

Нет

 

Принятие национальных законов/нормативных актов, необходимых для выполнения Лиссабонской Конвенции по официальному признанию  

 

 

Нет

 

Органы, отвечающие за официальное признание  иностранных дипломов и степеней с целью академического обучения в стране   

 

Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан 

Органы, отвечающие за официальное признание  иностранных дипломов и степеней с целью трудоустройства в  стране   

 

Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Министерство труда и социальной защиты


 

III. Участие в программах ЕС

 

ТЕМПУС

 

Узбекистан участвует  в программе Темпус с 1994 года.

 

1. Статистика

 

Количество  проектов, в которых участвовало одно или несколько учебных заведений по стране (как координатор, исполнитель или партнер)

 

 

ТЕМПУС I и II

ТЕМПУС III

ТЕМПУС IV

1990-1999

2000-2006

2008

2009

Общеевропейские проекты (ОЕП)

11

26

1

3

Компакт- проекты (краткосрочные)

6

0

0

0

Структурные и  дополнительные мероприятия (СДМ)

0

14

2

1

Всего

17

40

3

4


 

 

Высшие  учебные заведения с наибольшим уровнем участия в программе Темпус в ходе реализации первой, второй и третьей стадии   (1990-2006 гг.)  

 

Название вуза

Всего

Количество  проектов

СЕП

СДМ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА 

11

8

3

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   

7

6

1

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ    

7

6

1

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ      

7

6

1

БУХАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

6

4

2

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ

5

4

1


 

 

2. Влияние программы ТЕМПУС

 

Программа Темпус в Узбекистане, будучи единственной программой, обеспечивающей долгосрочное интенсивное сотрудничество между университетами и улучшение их материально-технической базы, оказала существенное влияние на общий процесс интернационализации высшего образования. Важно отметить, что бóльшая часть международного содействия направлена на развитие среднего специального профессионального образования республики в связи его ключевой ролью в Национальной программе по подготовке кадров.

Совместные европейские проекты по разработке учебных программ были особенно важны благодаря их непосредственному вкладу в реализацию НППК, и, в частности, во внедрение двухступенчатой системы высшего образования.

В последние  годы проекты Темпус обеспечили содействие в разработке новых учебных программ и курсов на уровне бакалавриата и магистратуры, в основном по техническим направлениям и прикладным технологиям в соответствии требованиям местного рынка труда путем непосредственного участия в проектах представителей предприятий, отраслевых министерств, Торгово-промышленной палаты и других неакадемических учреждений.

В некоторых  проектах, помимо запланированных, были достигнуты дополнительные результаты. Например, в Ташкентском государственном педагогическом университете, благодаря активной роли местных партнеров курсы переподготовки для руководящего состава вузов создали основу для создания и внедрения новой магистерской программы по управлению образовательными учреждениями, а также введения факультативного курса для студентов всех факультетов.

Информация о работе Высшее образование в Узбекистане