Высшее образование в Узбекистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, реферат

Краткое описание

Коренные реформы в сфере образования Республики Узбекистан начались в 1997 году, когда были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, заложившие прочную правовую основу для дальнейшего развития системы образования.

Оглавление

I. Общее описание
II. Текущие проблемы и потребности
– Тенденции и проблемы
– Болонский процесс
III. Участие в программах Европейского Союза
Темпус и Эразмус Мундус
IV. Система высшего образования (схема)
V. Список литературы и веб-сайты

Файлы: 1 файл

Высшее образование в узбекистане.doc

— 391.00 Кб (Скачать)

Более 70% государственных  расходов на образование приходится на долю общего среднего и среднего специального профессионального образования, что свидетельствует о приоритете государственной политики по осуществлению НППК с учетом  демографической ситуации в стране и реализации общенациональной программы развития школьного образования (принятой в 2004 году).

С внедрением в 1999 году новой  системы финансирования государственных  бюджетных организаций поощряется более гибкое и эффективное использование внебюджетных средств, самофинансирование и привлечение частных и иностранных инвестиций.

Сектор образования  в Узбекистане в основном финансируется  из государственного бюджета на трёх уровнях: центральном, областном и местном. Высшие учебные заведения, созданные при них академические лицеи, а также институты повышения квалификации учителей в областях, финансируются из республиканского бюджета.

В связи с тем, что количество студентов-контрактников представляет значительную долю в общем числе студентов, внебюджетные фонды составляют более половины всех расходов на систему высшего образования.

В соответствии с установленной процедурой вузы определяют бюджет (на основе данных предыдущего  года), который затем представляется на рассмотрение МВССО. Общий бюджет обобщается и передается в Министерство финансов, которое принимает решение об общем финансировании и отправляет обратно в МВССО для последующего распределения окончательных цифр между вузами. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан средства, полученные от студентов-контрактников, не уменьшают объем финансирования из бюджета и могут быть использованы исключительно для нужд образовательного учреждения после утверждения МВССО. Внебюджетные фонды университетов и институтов диверсифицируются за счет следующих источников: контрактов студентов (обучение оплачивается родителями или спонсорами), доходов от предоставления в аренду помещений вузов и организации краткосрочных курсов преподавателями вузов. Внебюджетные средства могут быть использованы, в основном, для дальнейшего улучшения материально-технической базы.      

5. Вклад студентов и финансовая поддержка

Прием студентов в вузы Узбекистана осуществляется на основе государственных грантов (бюджетная основа) и индивидуальных контрактов (платно-контрактная основа).

В начале каждого учебного года Министерством финансов Республики Узбекистан определяются размеры оплаты за обучение для всех уровней и специализаций.

В 2009-2010 учебном году размер оплаты за обучение в бакалавриате на контрактной основе варьировал от 678 евро до 1123 евро за год.

Размер оплаты за обучение в магистратуре на контрактной основе варьировал от 748 евро до 1239 евро за год.

Студентам, обучающимся по государственным образовательным грантам, предоставляются стипендии в размерах, устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Самые одаренные студенты могут претендовать на государственные именные стипендии.

В 2001 году была введена новая процедура, согласно которой все студенты (кроме иностранцев) получают стипендию, независимо от того, учатся ли они на грантовой или контрактной основе. Данная инициатива направлена на социальную защиту всех студентов и обеспечение их ежемесячными стипендиями, стимулируя тех, кто учится успешно.

Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана» (Фонд Форум), учрежденный в феврале 2004 года для поддержки национальной науки, культуры, образования и спорта, ежегодно предоставляет образовательные гранты ста молодым людям, поступившим в какой-либо вуз на платно-контрактной основе, но не имеющим возможности оплатить своё обучение. Такие образовательные гранты покрывают их плату за обучение на один учебный год, и могут быть продлены на следующий год при достижении студентом хороших результатов в учебе. «Фонд Форум» также предоставляет более ста специальных стипендий одаренным студентам 3-х и 4-х курсов вузов Узбекистана, которые отбираются ежегодно на конкурсной основе. Студенты пользуются льготными месячными проездными на транспорт. Иногородним студентам предоставляется бесплатное проживание в студенческих общежитиях при вузах.

В июле 2001 года была введена новая система предоставления кредитов на обучение, которая дала возможность большему количеству студентов поступить в вузы по всей стране. Кредиты на обучение выдаются гражданам Республики Узбекистан, которые успешно прошли тестирование и поступили в вуз на контрактной основе. Для детей-сирот и инвалидов кредиты предоставляются на беспроцентной основе, для студентов из малообеспеченных семей - с 50% скидкой.

6. Лицензирование, обеспечение  качества и аккредитация учебных  заведений и/или программ.  

Государственный центр тестирования (ГЦТ) при Кабинете Министров Республики Узбекистан (учрежденный в мае 1994 года), уполномочен осуществлять государственную аттестацию всех образовательных учреждений Узбекистана, независимо от их статуса и вида собственности. Основными задачами ГЦТ являются:

  • организация проверок и обеспечение контроля качества образования и обучения объективностью оценок тестов и рейтинговых баллов;
  • организация и проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, определение рейтинга образовательных учреждений;
  • осуществление экспертизы государственных образовательных стандартов и государственных требований, а также, на их основе, учебных планов и программ по всем видам образования для их утверждения в установленном порядке.

Государственная аккредитация и аттестация учебных заведений организуется и проводится в соответствии с «Положением о проведении государственной аккредитации учебных заведений Республики Узбекистан».

Аккредитация образовательных учреждений проводится ГЦТ. Аттестация является основной формой государственного контроля при оценке учебного заведения, и определяет соответствие содержания, уровня и качества подготовки кадров государственным образовательным стандартам и требованиям.

Государственная аккредитация состоит из признания соответствия деятельности учебного заведения критериям  и требованиям государственных  образовательных стандартов и представления права выдачи его выпускникам документа об образовании утвержденного государственного образца.

Аттестация учебных  заведений также организуется и проводится Государственным центром тестирования. Учебное заведение проходит аттестацию по плану один раз в 5 лет. Во время аттестации комплексно анализируется деятельность учебного заведения последних трех лет по видам образования согласно установленным критериям.

После рассмотрения и утверждения Кабинетом Министров отчёт по итогам аттестации направляется в администрацию вуза для его дальнейшего обсуждения на Ученом Совете и принятия соответствующих мер.

Государственный центр тестирования также отвечает за нострификацию/официальное признание дипломов об образовании всех уровней. Учитываются международные и двухсторонние соглашения, государственные образовательные стандарты и нормативно-правовая документация. В случае получения дипломов в рамках межгосударственных соглашений или правительственных программ официальное признание дипломов происходит автоматически.

Лицензирование  негосударственных образовательных  учреждений осуществляется на основе «Положения о лицензировании деятельности негосударственных образовательных учреждений». Лицензии выдаются негосударственным образовательным учреждениям отдельно на каждый вид образования, включая высшее образование. Решения о выдаче и аннулировании лицензий, приостановлении и прекращении их действия принимаются Комиссией по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений Кабинета Министров. Лицензия на право осуществления деятельности образовательных учреждений выдается сроком на 5 лет.

 

7. Прием в вузы

Ежегодно Кабинет  Министров Республики Узбекистан издаёт соответствующее Постановление «О приеме в высшие образовательные учреждения» с информацией о порядке приема, квотах и т.д.

В 2009/2010 учебном году общая квота приема по подготовке бакалавров составила 57 305 человек (включая 19 775 человек по государственным грантам и 37 550 человек – на платно-контрактной основе); магистров 5 647 человек (1 559 и 4 088 соответственно).

Государственный центр тестирования отвечает за проведение тестирования и разработку тестовых материалов. Узбекистан входит в десятку стран, использующих современную систему тестирования, основывающуюся на многовариантном выборе. Тестирование проводится 1 августа по всей стране для всех типов высших учебных заведений. Тестирование требует от абитуриентов глубокого знания и понимания предметов, четкой логики и других соответствующих навыков.

В пределах квот по приему, ежегодно устанавливаемых  Кабинетом Министров, высшие учебные  заведения принимают решение  о приеме студентов в вуз в  зависимости от количества набранных ими баллов по итогам тестирования. Абитуриенты, набравшие максимальное количество баллов, зачисляются в вуз по государственному гранту, а далее по мере убывания баллов - на платно-контрактной основе. Плата за обучение на контрактной основе, как правило, вносится родителями, компаниями или организациями.

При определении  квот по государственному заказу на будущих  специалистов, учитываются, в частности, следующие приоритетные направления экономики Узбекистана:

- агропромышленный комплекс

- сектор энергетики

- телекоммуникации

- химическая промышленность

- пищевая промышленность.

Продолжается  неуклонный рост престижа высшего образования. Так, например, за период с 2000 по 2010 год общее количество студентов, обучающихся в вузах, увеличилось более чем на 150%. На сегодняшний день общее количество студентов составляет 289 700 человек (включая 276 500 бакалавров и 13 200 магистров).

Прием в магистратуру происходит в таком же порядке: выделяются квоты на студентов, обучающихся на госбюджетной основе (для набравших наибольшее количество баллов), а также квоты для студентов-контрактников. Желающие обучаться в магистратуре должны пройти письменный экзамен (ежегодно проводимый в период с 1 по 15 августа) по одному предмету в зависимости от области специализации, а также экзамен по «Теории и практике построения демократического общества».

Обладатели Президентской стипендии и других государственных именных стипендий принимаются в магистратуру по государственному гранту без каких-либо вступительных экзаменов.

8. Структура учебного года

Структура учебного года, включая продолжительность  семестров, экзаменационных сессий и каникул, устанавливается Министерством высшего и среднего специального образования республики.

Учебный год начинается 2 сентября и продолжается до конца июня. Он состоит из двух семестров:

- 1-й семестр  – с начала сентября до конца января;

- 2-й семестр – с начала февраля до конца июня, хотя продолжительность семестра может зависеть от статуса вуза или ступени обучения.

9. Содержание учебной программы

Непрерывность и связь между общим средним, средним специальным, профессиональным и высшим образованием является важным аспектом в обеспечении качества высшего образования. На данный момент государственные образовательные стандарты (ГОСы) были обновлены для 269 направлений бакалавриата и 845 специальностей магистратуры. Качество высшего образования обеспечивается государственными образовательными стандартами, которые устанавливают минимальные требования для каждого образовательного уровня, определяют основные характеристики, структуру, содержание и выполнение учебных программ, обеспечивают контроль качества подготовки кадров и устанавливают обязательные (базовые) компоненты (т.е. список учебных предметов).

Учебные программы утверждаются как на государственном, так и на институциональном уровне. Согласно Закону «Об образовании» высшим учебным заведениям разрешается выбирать свои собственные учебные программы, учебники и методы обучения. Учебный процесс в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами и регулируется учебной программой и учебным расписанием.

10. Оценка, успеваемость, получение дипломов и степеней

В течение учебного года проводятся несколько промежуточных оценок знаний бакалавров и магистров по каждому учебному предмету, изучаемому в ходе семестра. Во всех типах вузов Узбекистана в 1999 г. была введена рейтинговая система (минимум – 56 баллов, максимум - 100). Система предусматривает определение  академических часов для самостоятельного обучения студентов, а также оценку знаний студентов в конце каждого семестра. При этом используется следующая рейтинговая схема: 86-100 баллов - отлично (5); 71-85 - хорошо (4); 56-70 – удовлетворительно (3); менее 55 - неудовлетворительно. 

На основании  результатов оценки принимается решение о переводе успешно завершивших учебу студентов на следующий год образовательной программы. Перевод на следующий год обучения невозможен, если не выполнены требования годовой учебной программы.

Для завершения обучения во всех типах вузов выпускники должны сдать обязательные итоговые государственные экзамены при участии работодателей, у которых имеется возможность оценить соответствие и качество подготовки студентов. Для окончания бакалавриата студенты также должны защитить свою итоговую квалификационную работу. Магистрам необходимо подготовить и защитить свои диссертации.

Информация о работе Высшее образование в Узбекистане