Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, реферат
Коренные реформы в сфере образования Республики Узбекистан начались в 1997 году, когда были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, заложившие прочную правовую основу для дальнейшего развития системы образования.
I. Общее описание
II. Текущие проблемы и потребности
– Тенденции и проблемы
– Болонский процесс
III. Участие в программах Европейского Союза
Темпус и Эразмус Мундус
IV. Система высшего образования (схема)
V. Список литературы и веб-сайты
|
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЗБЕКИСТАНЕ
I. Общее описание II. Текущие проблемы и потребности – Тенденции и проблемы – Болонский процесс III. Участие в программах Европейского Союза Темпус и Эразмус Мундус IV. Система высшего образования (схема) V. Список литературы и веб-сайты |
Данный документ отражает мнение Национального офиса Темпус и полномочных органов рассматриваемой страны. Комиссия не может нести ответственность за какое-либо использование содержащейся в документе информации.
I. Общее описание
1. Основные характеристики высшего образования в стране
Законодательство в сфере высшего образования
Коренные реформы в сфере образования Республики Узбекистан начались в 1997 году, когда были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, заложившие прочную правовую основу для дальнейшего развития системы образования. Государственная политика в сфере образования, включая высшее образование, основывается на Конституции Республики Узбекистан, Указах Президента Республики Узбекистан и Постановлениях Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Важность образовательной реформы в Узбекистане должна рассматриваться в особенном демографическом контексте: при общей численности населения 27 миллионов человек более 11 миллионов (41%) составляют граждане в возрасте до 17 лет.
Национальная программа по подготовке кадров (НППК), принятая Олий Мажлисом Республики Узбекистан, представляет собой долгосрочную стратегию по совершенствованию системы образования, развитию непрерывного образования и укреплению двухступенчатой системы высшего образования. Целью программы является радикальное реформирование системы образования, полный пересмотр её идеологических аспектов, а также разработка национальной образовательной системы для подготовки высококвалифицированных специалистов на уровне развитых демократических государств. Развитие международного сотрудничества было определено в качестве одного из механизмов для достижения поставленных целей.
Создана правовая основа для сотрудничества в сфере образования и реализации приоритетных направлений международного сотрудничества, включая создание совместных образовательных учреждений (наподобие действующих филиалов российских вузов, Вестминстерского, Сингапурского и Туринского университетов), а также более широкий обмен научно-педагогическими кадрами и студентами.
В ходе реализации первого этапа НППК (1997-2001гг.) была создана новая правовая, кадровая, научно-методологическая и финансовая база для реформирования и развития системы образования. Согласно Закону «Об образовании» высшее образование предоставляется высшими учебными заведениями (вузами) после 12-летнего обязательного бесплатного образования, получаемого в общеобразовательных школах (9 лет), а затем в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях (3 года).
Начиная с 1997 года сфера высшего образования в Узбекистане регулируется Законом «Об образовании», НППК, соответствующими Указами и Постановлениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, а также Положением о высшем образовании. Каждые 5 лет высшие учебные заведения проходят государственную аттестацию согласно процедуре, утвержденной Кабинетом Министров.
Согласно Закону «Об образовании» качество образования обеспечивается государственными образовательными стандартами (ГОС), в которых содержится подробная информация о структуре и содержании учебной программы, контроле качества подготовки кадров, обязательных компонентах (список учебных дисциплин), результатах обучения и описание компетенций.
Типы программ и степеней высшего образования
В результате реформирования сферы высшего образования полностью осуществлен переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата и магистратуры.
Бакалавриат – это базовое высшее образование с фундаментальными и прикладными знаниями по направлению образования, с продолжительностью обучения не менее 4-х лет.
По завершению бакалавриата выпускники вузов получают степень бакалавра и диплом государственного образца (Bakalavr), который даёт им право начать профессиональную деятельность.
Магистратура – это высшее образование с фундаментальными и прикладными знаниями по конкретной специальности, с продолжительностью обучения не менее 2-х лет после получения степени бакалавра. Выпускники со степенью магистра получают диплом государственного образца (Magistr), который даёт им право заниматься профессиональной деятельностью. Прием в магистратуру проводится на конкурсной основе после завершения бакалавриата. Студенты имеют право выбора специальностей магистратуры, соответствующих направлению образования бакалавриата, по которому они обучались.
Лица, получившие степень бакалавра и магистра имеют право на профессиональную трудовую деятельность или могут продолжить послевузовское образование.
Послевузовское образование осуществляется в два этапа: аспирантура для получения ученой степени кандидата наук (Fanlar nomzodi), докторантура с целью получения ученой степени доктора наук (Fanlar doktori), а также в форме самостоятельного соискательства. Каждый этап предусматривает подготовку и защиту диссертации.
Типы высших учебных заведений
На сегодняшний день в Узбекистане действуют 65 вузов. Высшие учебные заведения являются юридическими субъектами. Существуют следующие типы вузов:
- Университет (Universitet): предоставляет образовательные программы высшего образования (как бакалавриат, так и магистратуру), а также послевузовского образования (аспирантура/докторантура) в широком спектре областей знаний и сферах профессиональной подготовки. В университетах проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования. Всего по стране действуют 22 университета, включая 19 университетов республики и 3 филиала зарубежных университетов.
- Академия (Akademiya): предоставляет образовательные программы по двум ступеням высшего образования, а также по послевузовскому образованию (аспирантура/докторантура) в конкретных областях знаний и сферах обучения. В Ташкенте расположены три академии: Ташкентская государственная медицинская академия, Государственная налоговая академия и филиал Российской экономический академии им. Плеханова.
- Институт (Institut): предоставляет образовательные программы на уровне бакалавриата и магистратуры, и, как правило, для послевузовского образования (аспирантура/докторантура) в конкретной сфере профессиональной подготовки в пределах одной области знаний. Всего на сегодняшний день действует 41 институт.
Послевузовское
образование (две ученые степени) может
быть получено в высших учебных заведениях
и научно-исследовательских
Законом «Об образовании», принятым в 1997 году, определена правовая основа для создания негосударственных вузов. Учебные заведения такого типа могут функционировать после аккредитации и сертификации в соответствии с установленными процедурами. Для получения аккредитации, негосударственный вуз должен доказать качество предоставляемого образования после завершения, как минимум, одного полного цикла образовательной программы и первого выпуска студентов.
В ходе первого этапа реализации НППК система подготовки кадров с высшим образованием была децентрализована и распределена по регионам.
До провозглашения независимости в стране действовало 42 вуза: почти половина из них находилась в городе Ташкенте (19), остальные были сконцентрированы в Самаркандской (5), Андижанской (4) и Бухарской (3) и др. областях. Было очевидно, что сосредоточие трёх четвертей всех вузов республики в 4 городах не позволяло обеспечивать качество образования для молодого поколения. Был увеличен набор в высшие учебные заведения в областях («вилоятах»). Государственные университеты открылись в каждой области, а также были учреждены новые высшие учебные заведения.
2. Распределение обязанностей
Согласно сложившейся системе управления, руководство сферой образования осуществляет Кабинет Министров, в структуре которого имеется отдел, занимающийся развитием социального сектора в целом и реализацией образовательных реформ, в частности.
В то же время, отдельные вопросы находятся в ведении других центральных государственных органов: финансовая система и плата за обучение (Министерство финансов); материально-техническая база и демографические прогнозы (Министерство экономики). Министерство труда и социального обеспечения отвечает за некоторые программы, направленные на профессиональную подготовку и повышение квалификации работников.
Кабинет Министров отвечает за руководство и реализацию общей стратегии, разработку единой государственной образовательной политики, управление государственными вузами и их образовательными программами, учреждение и реорганизацию учебных заведений, определение процедур по лицензированию, обеспечению качества и аккредитации образовательных учреждений и/или программ, признание и определение зарубежных дипломов, утверждение государственных образовательных стандартов (ГОС), предоставление государственных грантов учебным заведениям, определение квот на прием студентов и назначение ректоров.
Министерство высшего и среднего специального образования (МВССО) является государственным органом, ответственным за развитие высшего и среднего специального образования в стране, подотчетно Кабинету Министров и включает в себя Центр среднего специального, профессионального образования (ССПО) и Центр развития высшего и среднего специального, профессионального образования (ВССПО).
МВССО имеет полномочия издавать нормативно-правовые акты в целях улучшения качества образования.
3. Руководящие органы высших учебных заведений
Каждый вуз возглавляется ректором, который назначается Кабинетом Министров. Ректор отвечает за организацию процесса обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также за контроль и методическое руководство созданным при данном вузе академическим лицеем или прикрепленным к нему профессиональным колледжем.
Структура управления вуза зависит от нескольких показателей:
количества обучающихся, профессорско-
В структуре каждого вуза имеется два органа (Ученый Совет и Попечительский Совет), которые отвечают за основные вопросы деятельности и обеспечивают качество образования. Попечительский Совет является органом общественного управления вуза вне зависимости от типа собственности. В его состав входят представители местных органов власти, предприятий и организаций, СМИ, общественных организаций и профессиональных ассоциаций. Попечительский Совет действует на основании законодательства и Устава вуза.
В каждом высшем учебном заведении формируются факультеты, кафедры, учебные и научные лаборатории и другие подразделения в соответствии c направлениями подготовки и формами обучения.
Как правило, в вузе назначаются пять проректоров: по учебной работе, по науке, по духовности и просветительству (ma’naviyat va ma’rifat), по работе с академическими лицеями и профессиональными колледжами, а также по финансам и экономике.
Проректор по духовности и просветительству отвечает за социальные и культурные вопросы, взаимодействие с родительскими, студенческими и молодежными организациями, спонсорами, общественными структурами и органами местного самоуправления (makhalla). Он/она занимается вопросами организации общественных мероприятий, выставок, спортивных соревнований, конкурсов, выступлений талантливых студентов, и, в целом, воспитанием молодого поколения на основе национальных, общечеловеческих и культурно-исторических традиций.
В каждом вузе действует
первичная организация
4. Финансирование
Правительством республики придается важное и приоритетное значение сфере образования. Это отражается и на распределении ресурсов: государственные расходы на образование в Узбекистане являются относительно высокими. За последние несколько лет они постоянно превышали 10% ВВП, а в 2009 году они составили 10,8%, что является самым высоким показателем не только в Центральной Азии, но и в Европе.