Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, реферат
Коренные реформы в сфере образования Республики Узбекистан начались в 1997 году, когда были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, заложившие прочную правовую основу для дальнейшего развития системы образования.
I. Общее описание
II. Текущие проблемы и потребности
– Тенденции и проблемы
– Болонский процесс
III. Участие в программах Европейского Союза
Темпус и Эразмус Мундус
IV. Система высшего образования (схема)
V. Список литературы и веб-сайты
По завершению образовательной программы бакалавриата выпускники получают академическую степень «бакалавр» и диплом государственного образца, который даёт им право начать профессиональную деятельность. Необходимо отметить, что студенты имеют право выбора специальностей магистратуры, соответствующих направлению образования бакалавриата, по которому они обучались. Получателям академической степени «магистр» выдаётся диплом государственного образца, который даёт им право работать по конкретной специальности. Магистры также могут продолжить послевузовское образование в аспирантуре. Студенты, обучавшиеся по государственному гранту, должны отработать не менее 3 лет в государственных организациях или учреждениях.
11. Профессорско-преподавательский состав
Согласно информации
МВССО (2009 г.) на сегодняшний день общее
число профессорско-
К профессорско-
Для назначения на должность преподавателя
в любом высшем учебном заведении специалист
с высшим образованием должен быть отобран
на конкурсной основе; конкурсы проводятся
каждые пять лет. Замещение всех должностей
профессорско-
В целях стимулирования
и повышения ответственности профессорско-
12. Научно-исследовательская деятельность
Роль высших
учебных заведений в научно-
В Узбекистане создана система организации научно-исследовательской работы, предусматривающая конкретные меры по привлечению одаренных студентов, аспирантов и докторантов к научно-исследовательской работе во всех вузах. Действующая структура обеспечивает необходимые условия для участия молодого поколения в научно-исследовательской работе и использования интеллектуального потенциала молодых специалистов в деле дальнейшего развития общества и экономики.
В целях обеспечения действенной интеграции вузовской и академической науки, эффективного использования научного потенциала и ресурсов высших образовательных и научно-исследовательских учреждений, активного привлечения одаренной молодежи из числа студентов к вузовской и академической науке, МВССО и Академией наук принято и внедрено в практику совместное «Положение о привлечении студентов к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам и их стимулировании».
Научно-исследовательская деятельность и внедрение инноваций в отраслях национальной экономики являются одними из самых важных направлений дальнейшей модернизации высшего образования.
МВССО разработало ряд мер по осуществлению и содействию реализации задач, предусмотренных вышеуказанными документами, включая создание базы данных запланированных, текущих и завершенных инновационных проектов всех вузов Узбекистана. Одним из эффективных путей укрепления взаимодействия между вузами, научными учреждениями и производственными предприятиями является регулярное участие вузов в Республиканской ярмарке инновационных идей, технологий и проектов.
Высшие учебные заведения вносят ценный вклад в развитие науки в Узбекистане. Научные исследования проводятся на основе государственных грантов и хозяйственных договоров с соответствующими отраслевыми предприятиями и организациями. Комитет по координации развития науки и технологий предоставляет на конкурсной основе гранты для инновационных проектов
Начиная с 2006 года в рамках программы педагогических грантов «Фонд Форума» преподавателям и научным сотрудникам оказывается содействие в реализации инновационных проектов в сфере образования.
13. Сотрудничество вузов и предприятий
При разработке нового поколения государственных образовательных стандартов основное внимание уделяется интеграции науки, образования и производства, а также улучшению координации деятельности вузов с требованиями работодателей к кадрам. С целью укрепления сотрудничества между вузами и предприятиями было установлено двухстороннее партнерство между высшими учебными заведениями и производственным сектором в соответствующих отраслях экономики Узбекистана. Благодаря укреплению связей вузы получают содействие в обновлении и усовершенствовании учебных программ с учетом требований работодателей из производственного сектора, а также новейших научно-технологических разработок.
В настоящее время вузы переходят к более активному взаимодействию с предприятиями, как в направлении улучшения и пересмотра учебных программ и планов в соответствии с нуждами местных потребителей, так и с учетом перспективного регионального и общегосударственного развития. Маркетинговые отделы вузов имеют возможность предлагать новые области и программы обучения с учетом анализа потребностей местного рынка труда и консультаций с ключевым персоналом в секторе экономики. Данные предложения рассматриваются на уровне вуза, разрабатываются новые программы с оформлением соответствующего ГОСа, указанием количества выпускников. Предложения по введению новых программ на уровне бакалавриата и магистратуры вносятся на рассмотрение МВССО и Кабинета Министров. Решение о введении новой образовательной программы основывается на потребностях местного рынка труда и конкретной области знаний с учетом имеющихся возможностей и уровня квалификации преподавательского состава на соответствующих кафедрах и факультетах.
Стимулируются тесные связи между предприятиями и вузами через прямые соглашения о сотрудничестве и создание филиалов кафедр (в основном, в сфере технических наук) на заводах и предприятиях. В целом, такие филиалы отвечают за организацию производственной практики студентов и преподавателей на предприятиях, разработку программ обучения на предприятии; подготовку и проведение совместных лекций с коллегами-производственниками; разработку непрерывных программ обучения для работников предприятий.
Организация производственной практики студентов используется в образовательных программах как самый эффективный путь к интеграции образования и производства. Более того, наблюдается тенденция к упрощению процесса обучения студентов по индивидуальным учебным планам.
В целях стимулирования вузов республики к внедрению современных моделей и подходов по дальнейшей интеграции образования с производством и наукой на протяжении нескольких лет в рамках программы Темпус реализуются два национальных приоритета: «партнерство между вузами и предприятиями» и «треугольник знаний». Проекты Темпус в этих направлениях оказали содействие в создании в вузах Узбекистана отделов cвязи с производством, учебных и научно-производственных лабораторий, а также центров развития карьеры.
14. Международное сотрудничество
Развитие международного сотрудничества было определено в качестве одного из механизмов достижения целей Национальной программы по подготовке кадров.
Международное сотрудничество является одной из самых динамично развивающихся сфер в сфере высшего образования Узбекистана, что свидетельствует о приоритетности процесса интернационализации высшего образования. Благодаря межправительственным соглашениям имеются широкие возможности обучения за рубежом. Международное сотрудничество осуществляется в следующих направлениях (на основании данных МВССО):
Министерством высшего и среднего специального образования подписаны соглашения о сотрудничестве с Российской Федерацией, Малайзией, Египтом, Индией, Польшей, Грецией, Италией и т.д.
Каждый год МВССО проводит отбор следующего количества студентов для обучения в зарубежных вузах: Российская Федерация – 50, Китай – 40, Япония – 20, Малайзия – 10, Словакия – 2, Чехия – 5, Южная Корея – 10, Египет – 20.
Студенты из других стран могут обучаться в вузах Узбекистана на контрактной основе, следуя порядку приёма в вузы, определенному ГЦТ. Согласно данным МВССО (2009 г.) в вузах Узбекистана обучаются более 300 иностранных студентов на всех уровнях высшего образования. В настоящее время в высших учебных заведениях республики преподают более 40 иностранных преподавателей.
Широкомасштабное международное сотрудничество внесло значительный вклад в улучшение качества образовательного процесса и повышение квалификации преподавателей. В соответствии с Законом «Об образовании» вузы имеют право устанавливать сотрудничество с зарубежными университетами и создавать совместные высшие образовательные учреждения.
В настоящее время в республике успешно действуют Международный Вестминстерский университет в Ташкенте, филиалы Российской экономической академии им. Плеханова, Московского государственного университета им. Ломоносова, Российского университета нефти и газа им. Губкина, Сингапурского института развития менеджмента и Туринского политехнического университета.
Международное сотрудничество высших учебных заведений республики с зарубежными университетами из 45 стран по всему миру закреплено подписанием двухсторонних соглашений. Интенсивное сотрудничество с университетами Европейского Союза осуществляется в рамках программ Темпус и «Эразмус Мундус: Окно внешнего сотрудничества». МВССО поддерживает тесные контакты с посольствами Республики Узбекистан за рубежом и посольствами других стран в Ташкенте. Тесное взаимодействие со следующими международными организациями (работающими в сфере высшего образования) обеспечивает стабильную основу для плодотворного межуниверситетского сотрудничества: Азиатский банк развития (АБР), Японское агентство по международному сотрудничеству (JICA), Немецкая служба академических обменов (DAAD), Британский совет, Корейское агентство по международному сотрудничеству (KOICA), Институт Гёте, Всемирный банк, Немецкое общество по техническому сотрудничеству (GTZ), ЮНЕСКО, Французский культурный центр им. Виктора Гюго и др.
II. Текущие проблемы и потребности
1. Тенденции и задачи
Как отмечено выше, единая политика в сфере образования изложена в Национальной программе по подготовке кадров, которая закрепляет двухступенчатую систему высшего образования и определяет конкретные области для развития и обеспечения действенности новой системы.
Начиная с 1997 года были разработаны и осуществляются следующие целевые программы: обучение, переподготовка и повышение квалификации педагогического состава; поддержка одаренной молодежи; управление системой образования; интеллектуальное и нравственное развитие, культурная и социальная жизнь студентов; контроль качества и конкурентоспособность кадров; взаимодействие между образованием, наукой и производством; поддержка образования и научно-исследовательской деятельности.