Введение в инженерное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:34, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение вопросов имеющих влияние на выбор профессии, как важного звена в становлении человека.
Для достижения цели работы следует выполнить такие задачи:
1. Рассмотреть подходы к проблеме выбора профессии;
2. Изучить факторы влияющие на профессиональный выбор, а именно: личностные характеристики и самооценку как ведущий фактор выбора профессии.

Оглавление

Введение
1. Подходы к проблеме выбора профессии
2.Факторы, влияющие на профессиональный выбор
2.1 Личностные характеристики как фактор выбора профессии
2.2 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Teoria_vybora_professii1konechnyy_variant.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

                                    Заключение  

Выбор профессии - это не одномерный акт, а  процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит  от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической  литературе нет единого взгляда  на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

В ряду основных факторов выбора профессии  психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.

Эти факторы  часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.

В ходе работы над темой контрольной  работы «Выбор профессии как важное звено жизненного и профессионального  становления человека», мы сделали  ряд выводов:

1) В  психолого-педагогической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном определении человека. Такой подход акцентирует внимание на активности субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминирую в этот ответственный период жизни.

2) Количество  свойственных для человека личностных  характеристик очень много, при  выборе профессии не все имеют  большое значение. Некоторые профессии  по отношению к личным качествам  человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности. Подростки при выборе профессии чаще всего ошибаются именно в этом. В результате они даже в благоприятных условиях осваивают эту профессию с трудом, или становятся посредственными специалистами. Подросток должен хорошо знать те особенности будущей профессии, которые тесно связаны с наличием или отсутствием у него каких-то определенных качеств, способностей.

3) Люди, стоящие на пороге профессионального  выбора, обладают особым психологическим  настроем к самопознанию. Для  них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а также мешать вхождению в мир профессий. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя самооценку, а если и делают это, то весьма поверхностно. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к пере6оценке, либо к недооценке своих возможностей. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие личности. 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

Абрамова Г.С. Возрастная психология, - М., 1999.

Возрастная и  педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, - М: Просвещение, 1973.

Климов Е.А. «Психология  профессионального самоопределения», - М.: «Феникс», 1996.

Краткий психологический  словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под  общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – М., 1999.

Крылов Н.И. Подготовка учащихся средних школ к выбору рабочей  профессии. // Вопросы психологии. – 1985. – № 5.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996

Информация о работе Введение в инженерное образование