Введение в инженерное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:34, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение вопросов имеющих влияние на выбор профессии, как важного звена в становлении человека.
Для достижения цели работы следует выполнить такие задачи:
1. Рассмотреть подходы к проблеме выбора профессии;
2. Изучить факторы влияющие на профессиональный выбор, а именно: личностные характеристики и самооценку как ведущий фактор выбора профессии.

Оглавление

Введение
1. Подходы к проблеме выбора профессии
2.Факторы, влияющие на профессиональный выбор
2.1 Личностные характеристики как фактор выбора профессии
2.2 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Teoria_vybora_professii1konechnyy_variant.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

                   Белорусский национальный технический университет

          Приборостроительный факультет

      Кафедра  «Конструирования и производство приборов» 
       

                      Гр. 113521 
                       
                       
                       
                       
                       
                       

              Реферат

          на тему: «Теория выбора профессии»

      по дисциплине «Введение в инженерное образование» 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                    Разработала: Чугункова Ю. А. 
                     

                    Проверил: Габец В. Л. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

              Минск, 2011

            Содержание  

Введение

1. Подходы к проблеме выбора профессии

2.Факторы, влияющие на профессиональный выбор

  2.1 Личностные характеристики как фактор выбора профессии

  2.2 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Введение 

Актуальность  вопроса. В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Целью нашей работы является изучение вопросов имеющих влияние на выбор профессии, как важного звена в становлении человека.

Для достижения цели работы следует выполнить такие задачи:

1. Рассмотреть подходы к проблеме выбора профессии;

2. Изучить факторы влияющие на профессиональный выбор, а именно: личностные характеристики и самооценку как ведущий фактор выбора профессии.

Аналитический обзор: Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии: 1) Чебышева В.В., Галкина О.И., В.Джайде выделяют пассивный, самостоятельный и решенный типы профессионального выбора; 2) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы; 3) Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским психотерапевтом Э.Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве; 4) По мнению Д.Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можно рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию; 5) Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда, развиваемая с начала 70-х годов, выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался; 6) В своей теории компромисса с реальностью Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течении длительного периода.

Материалы и методы: В качестве материала для исследований были использованы исследования авторов, ранее изучавших эту тему. В работе использовались аналитические и теоретические, описательные методы исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             1. Подходы к проблеме выбора профессии 

Существуют  различные варианты определения  понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, соотнесения  их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить – не поле перейти», - говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий.

В целом  по итогам развития ребенка в школе  результатом педагогического руководства  его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьникам (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Всё это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию (а не так, что «меня заставили»).

В психологической  литературе существуют разнообразные  подходы к определению психологических  факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии  как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии – социально заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии.

Наиболее  продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших  событий в целостном жизненном  определении человека. Выбор профессии  связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального  самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни. Такой подход построен на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать акцент на временном аспекте – на прошлом и будущем человека. Такой подход также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этот ответственный период жизни.

Рассматривая  выбор профессии как систему  субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.

Традиционно общая схема описания профессии  подразумевает 4 аспекта:

    • социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);
    • производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);
    • санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);
    • психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).
 
 
 
 
 

      2. Факторы, влияющие на профессиональный выбор 

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция  старших, семьи:

Очень часто родители предоставляют ребёнку  полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

2) позиция  сверстников: дружеские отношения  старшеклассников уже очень крепки  и влияние их на выбор профессии  не исключено. Именно позиции  микрогруппы может стать решением  в профессиональном самоопределении

3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.): Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

4) личные  профессиональные и жизненные планы:

 В  поведении и жизни человека  представления о ближайшем и  отдалённом будущем играют очень  важную роль. Профессиональный план  или образ, мысленное представление,  его особенности зависят от  склада ума и характера, опыта  человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

5) способности  и их проявления:

 способности,  таланты учащегося старших классов  необходимо рассматривать не  только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

6) притязание  на общественное признание; 

7) информированность  о той или иной профессиональной  деятельности;

8) склонности.

Выбор профессии отражает определённый уровень  личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.

2.1 Личностные характеристики как фактор выбора профессии

В ряду основных факторов выбора профессии  психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические  механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.

Эти факторы  часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно  назвать объективными) включает в  себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

К.М. Гуревич  выделил 3 типа профессий в связи  с определением требований, предъявляемых  к работнику:

  1. профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;
  2. профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности;
  3. профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).
 

В нашей  работе мы будем рассматривать личностные характеристики как факторы выбора профессии. К личностным характеристикам  относятся:

Информация о работе Введение в инженерное образование