Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:34, реферат
Целью нашей работы является изучение вопросов имеющих влияние на выбор профессии, как важного звена в становлении человека.
Для достижения цели работы следует выполнить такие задачи:
1. Рассмотреть подходы к проблеме выбора профессии;
2. Изучить факторы влияющие на профессиональный выбор, а именно: личностные характеристики и самооценку как ведущий фактор выбора профессии.
Введение
1. Подходы к проблеме выбора профессии
2.Факторы, влияющие на профессиональный выбор
2.1 Личностные характеристики как фактор выбора профессии
2.2 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
Заключение
Список использованной литературы
1) способности (общие и специальные);
2) физическое развитие;
3) волевые качества;
4) интересы;
5) склонности;
6) самооценка, самосознание;
7) характер;
8) темперамент;
9) приспособляемость и т.д.
Способности
– индивидуально
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.
Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:
1) профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности;
2) 2-ой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы;
3) заключается
в преодолении отрицательного
влияния темперамента
4) основной
и наиболее универсальный путь
приспособления темперамента к
требованиям деятельности –
Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм); 3) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Любая
профессия предъявляет
Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью.
2.2 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
Самооценка
одно из необходимых условий
Процесс
профессионального
Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к самому себе.
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.
Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.
1) Телесное
выделение себя из окружающего
мира начинается в
2) Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой», в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами Я-концепции человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие черты, и открывают для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы ботинки и т.д. По мере того, как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать свое поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей опрелениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т.е. принимает их как собственные ценности. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
3) В
школьном возрасте происходит
существенное изменение «Я-
Способность
видеть себя отличными от других людей,
обладающих определенными свойствами,
составляет «Я-образ». Самоуважение означает
видение себя человеком, способным
достигать успеха в том, что является
для него важным.
В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях, которое соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
4) В
отрочестве и юности
Самооценка
в значительной степени определяют социальную
адаптацию личности, является регулятором
поведения и деятельности. Само формирование
самооценки происходит в процессе деятельности
и межличностного взаимодействия. На формирование
самоуважения и самооценки влияют многие
факторы, действующие уже в раннем детстве
– отношение родителей, положение среди
сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя
мнение о себе окружающих людей, человек
формирует самооценку себя, причем любопытно,
что человек вначале учится оценивать
других, а потом уже оценивать себя. И лишь
к 14-15 годам подросток овладевает умениями
самоанализа, самонаблюдения и рефлексии,
анализирует достигнутые собственные
результаты и тем самым оценивает себя.
Сложившаяся у человека самооценка может
быть адекватной (человек правильно, объективно
оценивает себя) либо неадекватно завышенной
или неадекватно заниженной. А это, в свою
очередь, будет влиять на уровень притязаний
личности, который характеризует степень
трудности тех целей, к которым стремится
человек и достижение которых представляется
ему привлекательным и возможным.
В психологии
самооценка рассматривается как
феномен самопознания. Самопознание
– это осознание человеком
самого себя, своего «Я». Осознать самого
себя – значит дать отчет себе относительно
своих сил, возможностей, личных качеств
уровня их развития. В профессиональном
самоопределении личности самооценка
– оценка, которую человек дает самому
себе, своим возможностям, соответствующим
или несоответствующим специфике профессии.
Самооценка, как и любое психическое образование,
формируется прижизненно.