Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа
У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых -воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.
1. Теоретические основы воспитательной работы в классе.
2. Мероприятия в рамках воспитательного процесса.
3. Концепция воспитательной работы в школе № 42 г.Краснодара
Для того чтобы классному руководителю спланировать работу с отдельными группами учащихся, необходимо объединение некоторых учащихся класса в группы по определенным критериям. Например, пассивных, не желающих принимать участия в общественной жизни учащихся, классный руководитель должен привлекать к жизни коллектива, найти им дело по душе. Формирование активной жизненной позиции классный руководитель будет осуществлять через постоянную поддержку и поощрение, выполнение посильных поручений.
Одной из задач классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды. Основными направлениями в работе с родителями следует считать:
•педагогическое просвещение родителей;
•коррекцию семейного воспитания;
•совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей;
•защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:
•организацию секций, кружков, клубов, студий;
•совместные творческие дела;
•помощь в укреплении материально-технической базы;
•работу органов самоуправления;
•шефство над неблагополучными семьями, подростками.
В работе с родителями классным руководителем могут использоваться разнообразные формы:
•массовые (родительские собрания, родительский лекторий, конференции, практикумы, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, трудовые дела и др.);
•групповые (родительский комитет, совет класса, клуб общения, тренинг родительского взаимодействия, консультация, практические занятия, беседа и др.);
Дифференцированный подход в работе классным руководителем строится на группировке семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее энтузиасты всегда находятся. Часто это - спортсмены, тренеры, которые организуют какие-либо спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры. Кружки могут работать и вне школы. Мамы могут возглавить кружки и клубы, например, такие, как "Хозяюшка", "Рукодельница", и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Например, возможно проведение вечера-встречи "Увлечения нашей семьи", "Свободное время - для души с пользой" и т.д., на которых демонстрируются какие-то поделки, сувениры, коллекции - все то, чем увлекается семья в свободное время.
Неоценимая помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек, вечеров.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в педагогический коллектив, но не менее педагогов заинтересованы в успешной работе школы. Родители - социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Родители могут создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Это, например, родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие органы. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, готовит и проводит совместную работу по воспитанию детей класса, анализирует, подводит итоги работы школы и семьи.
Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе позволяет классному руководителю на основе анализа информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса определять целесообразность педагогической деятельности.
Таким образом, объектами исследования состояния и эффективности воспитательной работы в классе могут быть избраны:
а) развитие личности учащихся;
б) формирование классного коллектива:
в) наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
В данной работе классному руководителю следует воспользоваться диагностическими разработками ученых.
Эффективность воспитательной работы определяют: .
•уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);
•уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.);
•разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса : походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п.;
•постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности, школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;
•уровень развития классного коллектива (его сплоченность: поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе;
активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов);
•степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);
•контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;
•глубина и серьезность работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания, оказания им поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;
•комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и в школе.
В арсенале современного педагога - богатые и разнообразные методики научного исследования: педагогические, психологические, социологические и др. Они стали доступны педагогу и с введением в школе психологической службы. Классный руководитель должен выбрать те или иные методики в зависимости от цели изучения учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса, группируя их по своему усмотрению, превращая их в методы воспитательного воздействия. В изучении классного коллектива классному руководителю также помогут школьные документы: классный журнал, медицинские карты учащихся, личные дела, сведения у школьного психолога, социального педагога.
Для оформления разделов плана необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы структуры плана. Например, раздел плана "Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе" можно оформить в виде таблицы, отразив предмет изучения, методы и приемы изучения, сроки изучения, субъект изучения.
Школа в субботний день недели должна стать "школой выбора" для психологической, физической, эмоциональной разгрузки учащихся.
Этот день является днем для деятельности учащихся по различным направлениям:
•мероприятия оздоровительно-физкультурной направленности;
•с учетом системы, традиций, возможностей школы;
•с учетом календаря праздников, знаменательных дней, традиционных дней, акций, обрядов белорусского народа;
•кружки, секции, клубы, органы самоуправления, детские и молодежные организации;
•"трудовая школа";
•"открытая социальная система";
•и т.д.
При организации шестого школьного дня недели необходимо руководствоваться методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организационно-содержательному наполнению шестого школьного дня недели.
Планируя работу с учащимися и их родителями на субботние дни важно учесть:
- пожелания детей и родителей;
- общешкольные дела;
- планирование дел по параллелям;
- классные мероприятия;
- групповые (кружки, секции, объединения по интересам, театр, органы самоуправления, творческие группы по подготовке КТД и т.п.);
- детские организации и союзы;
- индивидуальную работу;
- работу специалистов школ, служб;
- работу внешкольных учреждений воспитания и обучения.
При этом использовать для работы: спортзалы, компьютерные классы, кафе, спортивные площадки, мастерские, комнату отдыха (для детей начальной школы), библиотеку и т.д.
В перспективный план воспитательной работы наряду с указанными выше разделами могут быть включены и другие разделы. Каждый классный руководитель вправе избрать свой вариант планирования. На основе перспективного плана работы на учебный год классный руководитель составляет план работы на четверть, месяц с указанием конкретных дат и времени проведения планируемых дел, организаторов проводимых мероприятий.
Организационно-воспитательная работа с учащимися должна планироваться и проводиться за пределами учебных занятий. Классные и информационные часы должны проводиться классным руководителем в соответствии с расписанием или дополнительным графиком их проведения. Рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели в соответствии с тарификацией, должно отражаться еженедельно в классном журнале на соответствующей странице. Приведем образец страницы в классном журнале на 2003/2004 учебный год для учета организационно-воспитательной работы:
Учет организационно-воспитательной работы
Дата проведения | Содержание работы | Количество часов |
23.04.2007г
| Классный час на тему: Моя роль в семье, взаимоотношения с родителями |
2 часа |
10.05.2007г | Мероприятие: «Соревнование по бегу» |
3 часа |
19.05.2007г | Информационный час «Мир за неделю» | 1 час |