Развитие умственной одаренности младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель : выявить эффективные условия, способствующие развитию умственной одаренности у детей.
Задачи:
1 изучение психолого - педагогической литературы по теме исследования.
2 Изучить особенности одаренных детей младшего школьного возраста
3 Подобрать диагностики для выявления детской одаренности.
4 рассмотреть формы организации учебной деятельности умственно одаренными детьми

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития умственной одаренности младших школьников в учебно-воспитательном процессе………………………………6
1.1 Сущность понятий «одаренность», « одаренный ребенок» и «умственная одаренность»………………………………………………………………………6
1.2 Возрастных особенностей младшего школьного возраста … …………...13
Глава 2. Деятельность педагога направленная на развитие умственной одаренности младших школьников в учебно-воспитательном процессе…...20
2.1 Формы организации учебной деятельности умственно одаренных детей……………………………………………………………………………..20
2.2 Формы работы с умственно одаренными учащимися…………………....28
Заключение…………………………………………………………………..…..35
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 182.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: Развитие умственной одаренности младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития умственной одаренности младших школьников в учебно-воспитательном процессе………………………………6

1.1 Сущность понятий «одаренность», « одаренный ребенок» и  «умственная одаренность»………………………………………………………………………6

1.2 Возрастных особенностей младшего школьного возраста … …………...13

Глава 2. Деятельность педагога направленная на развитие умственной одаренности  младших школьников в учебно-воспитательном процессе…...20

2.1 Формы организации учебной деятельности умственно одаренных детей……………………………………………………………………………..20

2.2 Формы работы с умственно одаренными учащимися…………………....28

Заключение…………………………………………………………………..…..35

Список литературы………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбранная мною тема актуальна на данный момент т.к. в новых условиях, переживаемых нашим обществом, изучение интеллекта и психологических механизмов интеллектуальной одаренности становится одним из приоритетных научных направлений. Во-первых, интеллектуальные способности людей являются существенным резервом человеческой цивилизации, актуализация которых может резко повысить качество любых общественных реформ. Во-вторых, одним из решающих факторов экономического развития в современных условиях оказывается интеллектуальное производство, а важнейшей формой собственности - собственность интеллектуальная. В третьих, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. В четвертых, только работа интеллекта может обеспечить возможность появления нового знания.

Хочется отметить работы ученых занимавшихся проблемами развития детской одаренности. Среди них известный психолог, доктор психологических наук, Н.Лейтес. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской,  А.И. Савенков

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж.Гилфорд, Дж.Рензулли, П.Торренс, А.Таннебаум и другими. В изучении данного вопроса мы опирались на таких столпов русской, советской психологии, как Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин и ряд других.

Раскрывая данную проблему рассмотрим такие понятия: одаренность, одаренный ребенок и младший школьный возраст.

   На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В советской психологии, прежде всего трудами ученых С.Л.Рубинштейна и Б.Теплова сделана попытка классификации понятий «способность», «одаренность» и «талант» по единому основанию — успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности. Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого зависит возможность успеха в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки − врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, а также от условий жизнедеятельности человека и его воспитания.

Природа дает каждому задатки особого рода, если они не развиваются, наступает "замораживание" задатков - таков механизм гибели любой одаренности.

Задача учителя в практической работе с детьми не только вооружение его знаниями, умениями, навыками, учитывая возрастные особенности, закономерностей педагогического развития ребенка, а также выявление и развитие их одаренности с помощью современных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения.

Объект исследования:  учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования:  процесс развития умственной одаренности у младших школьников.

Цель : выявить эффективные условия, способствующие развитию умственной одаренности  у детей.

Задачи:

1 изучение психолого - педагогической  литературы  по теме исследования.

2 Изучить особенности одаренных детей младшего школьного возраста

3 Подобрать диагностики для выявления детской одаренности.

4   рассмотреть формы организации учебной деятельности умственно одаренными детьми

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, научное исследование.

Глава1. Теоретические основы развития умственной одаренности младших школьников в учебно-воспитательном процессе

 

1.1 Сущность понятий «одаренность» , « одаренный ребенок» и  «умственная одаренность»

 

Учение об одаренности в исследованиях прошлых времен развивалось относительно автономно по отношению к философским учениям. Несмотря на то, что психика и такие ее проявления, как гениальность, считались явлениями мистическими, уже в древности ученые задумывались над тем, где помещаются ум и душа. Одни полагали, что управляет всем сердце, другие считали хранительницей души диафрагму. В средние века материальным субстратом психики уже считали головной мозг. Предполагалось, что у мозга есть три желудочка; первый — воспринимает, второй — мыслит, третий — запоминает. В более поздние времена эти представления получили развитие в разработке карт и схем мозга.[17,с. 21 ]

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Поэтому большинство ученных называют одаренность генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяется как конечный итог (результат развития), как и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. И подобно тому, как квалификационный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалификационное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант. Это простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом  пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и психологии. [1, c.5]

Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в обучении. В одаренные попадали дети, которые оказывались в числе нескольких процентов имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, составляемые на основе тестов: высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к вопросу, какие же виды одаренности выпали из поля зрения исследователей и практиков.

Уже в 20-е гг. психологи выделяли так называемые специальные таланты. К ним относили «технический, коммерческий, научно-академический, художественный, социальный (политического деятеля, педагога и др.)»

В 30-е гг. стали раздаваться голоса специалистов, возражавших против исключительного использования тестов интеллекта для выявления одаренных детей. Действительность настойчиво напоминала об ограниченности ориентации только на интеллект. Например, в случае творческих достижений требуются нестандартный подход, оригинальность, за которыми стоят успешная переработка и организация нового материала или опыта. Тесты же интеллекта не содержат заданий, раскрывающих сформированность упомянутых процессов.

Со временем и накоплением опыта определение одаренности становится все более широким. Так, одаренность стали определять как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Следует отметить, что в 1972 г. в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются американские специалисты до настоящего времени.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто профессионально подготовленными людьми выявлены как обладающие, в силу выдающихся способностей, потенциалом к высоким достижениям. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности, конкретные академические способности; творческое, или продуктивное, мышление; лидерские способности; художественные и исполнительские искусства; психомоторные способности.

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «Одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С. И. Ожегова «Одаренный» определяется как талантливый, а «талантливый» определяется как обладающий талантом. «Талант», в свою очередь, – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» – природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование – как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов подчеркивается, что талант (гр. talanton) – выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта. Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстников. Данный подход довольно уязвим, и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя такое понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел.

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Известный специалист в области детской одаренности, Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально – педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

Другой специалист в области психологии интеллекта, М. А. Холодная, утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативные», «компетентные», «талантливые», «мудрые».

Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей.

Информация о работе Развитие умственной одаренности младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы