Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:18, курсовая работа
Цель : выявить эффективные условия, способствующие развитию умственной одаренности у детей.
Задачи:
1 изучение психолого - педагогической литературы по теме исследования.
2 Изучить особенности одаренных детей младшего школьного возраста
3 Подобрать диагностики для выявления детской одаренности.
4 рассмотреть формы организации учебной деятельности умственно одаренными детьми
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития умственной одаренности младших школьников в учебно-воспитательном процессе………………………………6
1.1 Сущность понятий «одаренность», « одаренный ребенок» и «умственная одаренность»………………………………………………………………………6
1.2 Возрастных особенностей младшего школьного возраста … …………...13
Глава 2. Деятельность педагога направленная на развитие умственной одаренности младших школьников в учебно-воспитательном процессе…...20
2.1 Формы организации учебной деятельности умственно одаренных детей……………………………………………………………………………..20
2.2 Формы работы с умственно одаренными учащимися…………………....28
Заключение…………………………………………………………………..…..35
Список литературы………………………………
Также и нужна внеурочная работа с умственно одаренными детьми. Возможны такие формы внеурочной работы Формы работы с одаренными учащимися: творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; кружки по интересам; конкурсы; интеллектуальный марафон; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам.
В связи с этим определим условия успешной работы с одаренными учащимися.Это осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.[23]
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Вывод
Рассмотрев этот вопрос мы выявили три формы организации учебной деятельности это Индивидуальный способ организации обучения. Структура се состоит из двух основных способов учебной работы,
выделенных В. К. Дьяченко: работа ученика с педагогом и работа
ученика с источником знаний. Как несложно заметить, в данном
случае исключаются возможности работы ученика в группе и взаимное обучение учеников друг другом. Несложно понять, что
только одно это существенно обедняет учебную деятельность и не
может не сказаться негативно на ее результатах.
Коллективная форма организации учебной деятельности эта форма
организации позволяет постоянно каждому из учащихся брать на
себя заботу о других детях, направляя их в исследовании самых
разных учебных проблем, помогая освоить ту или иную тему.
Благодаря этому существенно меняются отношения в борьбе за
первенство в группе. Это дает возможность каждому ребенку
подвигаться со своей собственной скоростью − быстрее или медленнее, чем все остальные.
И классно-урочная форма организации обучения.
Хорошо известно что условиях классно−урочной системы более высокий темп обучения одних детей по сравнению с другими не поощряется. Педагоги уже в начале XX в. много критиковали классно-
урочную систему и предпринимали усилия по созданию альтернативных форм организации обучения.
Заключение
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Интеллектуальная или "умственная" одаренность была первой, привлекшей внимание исследователей.
Определения ее многообразны:
умственная продуктивность,
"Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни" (В.Штерн),
"произвольно избранный процент людей, занимающих верхний край фенотипического, поведенческого параметра интеллекта" (Матюшкин, Сиск).
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что однозначного понимания данных терминов нет. Можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий.
Выявление одаренных детей продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).В условиях использования традиционных психометрических тестов многие признаки одаренности ребенка в силу особенностей процедуры тестирования игнорируются. С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг. Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. Итак, процедуры выявления одаренных детей должны быть экологически с точки зрения специфики детской одаренности и своеобразия признаков одаренного ребенка. Следует подчеркнуть, что имеющиеся вероятные методы идентификации одаренности весьма сложны и требуют высокой квалификации и специального обучения.
Рассмотрели основные формы организации учебной деятельности это Индивидуальный способ организации обучения. Структура се состоит из двух основных способов учебной работы, выделенных В. К. Дьяченко: работа ученика с педагогом и работа ученика с источником знаний. Как несложно заметить, в данном случае исключаются возможности работы ученика в группе и взаимное обучение учеников друг другом. Несложно понять, что только одно это существенно обедняет учебную деятельность и не может не сказаться негативно на ее результатах.
Коллективная форма организации учебной деятельности эта форма
организации позволяет постоянно каждому из учащихся брать на
себя заботу о других детях, направляя их в исследовании самых
разных учебных проблем, помогая освоить ту или иную тему.
Благодаря этому существенно меняются отношения в борьбе за
первенство в группе. Это дает возможность каждому ребенку
подвигаться со своей собственной скоростью - быстрее или медленнее, чем все остальные.
И классно-урочная форма организации обучения. Хорошо известно что условиях классно-урочной системы более высокий темп обучения одних детей по сравнению с другими не поощряется. Педагоги уже в начале XX в. много критиковали классно-урочную систему и предпринимали усилия по созданию альтернативных форм организации обучения.
Одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то жен время чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство.
Одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления. Учитель должен стремится создавать условия для развития и находить пути решения проблем стоящих на пути образования.
Список литературы
1 Савенков А.И.Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.М.: Издательский центр «Академия», 2000.232 с.
2 Лейтес Н.С.Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.М.: Издательский центр «Академия», 2001.301 с.
3 Принципы и методы выявления одаренных детей. http://depedu.tyumen-city.ru
4 Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
5 Савенков А.И.Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность домашнее обучение/ Ярославль: Академия развития, 2002.352 с.
6 Рабочая концепция одаренности Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), http://www.eaicy-dar.ru
7 Принципы и методы выявления одаренных детей. http://depedu.tyumen-city.ru
8 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.,2001
9 Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.; Воронеж, 2004.
10 Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. МПСИ 2008. 480 с.
11 Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
12 Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.
13 Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М., 2001.
14 Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. – М., 2004. – 264 с.
15 Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Под ред. Шумаковой Н.Б. – М., 2006. – 240 с.
16 Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности – М.: Акад. Проект, 2006 – 144 с.
18 Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
19 Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность М.: Просвещение, 2001. 136 С.
20 Финогенова О.Н. «Интеллектуальная и академическая одаренность»
Железногорск, Краевой центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью "Школа Космонавтики" http://www.old.kspu.ru
21 Психология. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Учебник для ССУЗов_2003 -2-е изд. -464с.
22 Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учебник для спуд. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил
23Работа с одаренными детьми. В.А.Коренева 2011 http://nsportal.ru
41