Воспитательный процесс в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых -воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.
1. Теоретические основы воспитательной работы в классе.
2. Мероприятия в рамках воспитательного процесса.
3. Концепция воспитательной работы в школе № 42 г.Краснодара

Файлы: 1 файл

курсовая Воспитательный процесс в школе.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

•Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.

•Другие аналитические материалы.

Что касается целей воспитания на уровне классного сообщества, их определяют, отдавая предпочтение тому или иному средству воспитания или создавая комплексную программу воспитания.

Наиболее предпочтительными могут стать:    

•Включение детей в различного рода творческую деятельность.

•Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.

•Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам.

•Включение школьников в современные формы хозяйствования.

•Организация культурно-досуговой деятельности и др.

В плане работы классного руководителя наряду с целями формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели, которые позволяют достичь поставленную цель.

Основными задачами в деятельности педагога могут быть следующие:

•Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе.

•Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

•Создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.

•Создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников.

•Создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.

•Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.

Классный руководитель определяет цели и задачи с учетом целевых установок школы, параллели классов, мнения учащихся и их родителей, исходя из особенностей класса, специфики его жизнедеятельности .

Основные направления воспитательной деятельности классного коллектива необходимо определять, опираясь на Концепцию воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программу воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Классный руководитель должен руководствоваться в своей деятельности методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы на учебный год. В планировании жизнедеятельности класса должны быть задействованы как минимум три стороны: дети, педагоги, родители на основе добровольного согласия. Важно участие в планировании и других людей, которые интересны учащимся.

Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно-ролевого подхода, то в плане могут быть такие разделы (В.Т. Кабуш):

"Я и общество", "Я и природа", "Я и моя школа", "Я и моя семья", "Я и мое Я". В основу планирования можно положить целевые программы: "Учение",  "Общение", "Досуг", "Образ жизни", "Здоровье" или общечеловеческие ценности: земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. Приоритетными направлениями в современной школе Дереклеева Н.И. называет следующие:

"Здоровье", "Взаимодействие", "Нравственность", "Интеллект", "Досуг", "Семья".

При планировании воспитательной работы с учащимися классному руководителю необходимо учитывать следующее:

•Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся.

•Каждое планируемое мероприятие должно решать определенные задачи.

•Начинающий классный руководитель должен внимательно изучить систему мероприятий класса в предыдущие годы.

•В планировании отвести важное место традиционным мероприятиям школы и класса.

•Внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, интересными и развивающими.

•Планирование должно учитывать даты, традиции, связанные с историей страны, города, села, района, самой школы и т.д.

•При выборе форм и способов работы классный руководитель должен отдавать предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и их родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе.

•Важно правильно определить сроки осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение.

Для получения большей результативности воспитательной работы с учащимися и родителями можно предложить им ответить на ряд вопросов с целью изучения их отношения к делам класса. Целесообразно проводить такое исследование не в начале учебного года, а в конце, когда подводятся итоги школьного года, определяются задачи будущей деятельности класса и классного руководителя. Можно, например, предложить учащимся вспомнить все дела класса, в которых они участвовали, а затем попросить определить из этого списка классных дел:

а) самые интересные;  б) самые значимые для ученика; в) самые скучные;  г) самые полезные.

Полученная информация даст возможность классному руководителю заранее предположить, что можно включать в план воспитательной работы.

 

2.                  Мероприятия в рамках воспитательного процесса.

 

Остановимся на таких важных воспитательных мероприятиях, как классный час и информационный час.

Классный час- это воспитательное мероприятие, специфика которого в том, что он есть форма прямого общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но это не урок. Это разговор "по душам" и уточнение ценностей, это совместное переживание случившегося, это полезная информация, которую нельзя получить на уроках, это сбор коллектива для выработки плана участия класса в общешкольном мероприятии, это психологический тренинг по каким-либо проблемам общения и т.д. Классные часы можно систематизировать следующим образом:

•классный час - организованный, как способ коллективного планирования дела;

•классный час - как разрешение возможного конфликта;

•классный час - плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за четверть;

•классный час - как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся;

•система классных часов для реализации определенной образовательной программы ("Познай себя", "Общение и этикет", "Права гражданина и человека", "Основы семейного мира", "Азы рыночной экономики" и др.).

Одной из форм воспитательной работы с классом является информационный час по формированию у учащихся политической культуры и коммуникативных умений, собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить полученные на уроках знания, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения. Главное назначение информационного часа в современной школе - усиление идейной направленности воспитательной работы с учащимися. При этом классному руководителю необходимо руководствоваться Планом мероприятий Министерства образования "О совершенствовании воспитательной, информационно-пропагандистской и физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования на 2002-2003 годы".

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

•Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.

•Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов.

Классный руководитель при подготовке информационного часа должен знать:

•Информационный час должен быть актуальным, и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной.

•Информационный час должен быть мобильным. Информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся, должна быть интересной и ненавязчивой.

•Информация, которую предлагают дети и классный руководитель, должна быть оперативной и неизвестной всем в классе. Если педагог хочет заранее знать, что приготовили учащиеся, с чем они хотят выступать, он может заранее побеседовать с учащимися один на один.

•Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы).

Основными формами работы во время информационного часа могут стать:

•газетные сообщения; пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

•работа со словарем и справочной литературой;

•работа с политической картой мира и глобусом;

•комментированное чтение газетных и журнальных материалов; формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них; просмотр и обсуждение телематериалов.

Формами проведения информационных часов могут быть:

•викторина (обзорная и тематическая); информационный ринг;

•конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов; пресс - конференция;

•встречи с интересными людьми и редакционными коллегиями;

•праздники газет и журналов; вечера вопросов и ответов;

•дискуссии;

•путешествие во времени (история создания газет и журналов);

•рекламная акция.

Индивидуальная работа с учащимися - работа по развитию индивидуальности, которая предусматривает изучение классным  руководителем личности школьника и пути ее преобразования, педагогического воздействия на личность школьника в целях корректировки влияний на школьника и коллектив при взаимодействии с педагогами, родителями, специалистами. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка. Опора на положительное - главный принцип в индивидуальной работе с учащимися. Вовлечение воспитанника в процесс совершения морально-ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение воспитанников в коллективную, творческую общественно- полезную деятельность.

Программа действий классного руководителя по реализации индивидуального подхода к воспитаннику может быть, представлена следующими этапами:

1. Изучение личности ребенка, выявление причин отклонений в поведении подростка.

2. Выбор методов и форм нравственной переориентации личности воспитанника, разработка программы деятельности по реализации индивидуального подхода.

3. Работа с воспитанником по разработанной программе.

Изучение личности учащегося проводится с помощью ряда методик: наблюдения, анкетирования, беседы, интервью, обобщения независимых характеристик, изучения и анализа школьной документации, анализа поступков и деятельности в различных ситуациях, видах деятельности.

Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы классного руководителя и с целью коррекции поведения школьников являются:

•Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития.

•Оказание помощи в организации положительных связей в школе и вне ее.

•Помощь в налаживании взаимоотношений в семье подростка.

•Привлечение учащегося к общественной работе, в кружки познавательного характера, к занятиям в спортивных секциях, в различных видах общественного труда и т.д.

•Направление на обследование, лечение (с согласия родителей).

•Тактичный контроль за соблюдением режима, выполнением требований педагогов, общественных заданий.

•Поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением.

•Постепенное приобщение учащихся к роли организатора в общественной работе.

•Оказание при необходимости помощи подростку в учебной работе.

•Нейтрализация   отрицательного влияния ровесников или взрослых на подростка, разрушение нежелательных связей.

•Установление межличностных контактов с каждым ребенком.

•Создание условий для развития личности учащегося.

•Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями, другими членами школьного сообщества, выполнении норм поведения в школе и вне ее.

•Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологическими и другими службами с целью проектирования развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном, физическом развитии их личности.

•Содействие воспитанникам в деядеятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию.

•Диагностика результатов обучения, воспитания, развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.

Классными руководителями могут использоваться различные формы и способы индивидуальной работы: приемы и методы диагностики, изучение материалов медицинского и психологического обследования школьника, создание индивидуальных карт, характеристик, воспитанников, оформление карты увлечений и интересов, ведение дневника достижений учащихся, индивидуальные консультации и беседы, педконсилиум, кружок "Познай себя", разработка и осуществление плана коррекционной работы.

Информация о работе Воспитательный процесс в школе