Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности проявления чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие и воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы.
2. Изучить особенности воспитания патриотизма у дошкольников.
3. Выявить факторы, влияющие на развитие чувства патриотизма у дошкольников.
4. Выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное воспитание у дошкольников чувства патриотизма.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-5
Глава 1
Психолого-педагогические основы патриотического воспитания дошкольников
1.1 Сущность патриотического воспитания……………………...6-13
1.2 Особенности детей дошкольного возраста (психологические, физические особенности)………………………………………………13-21
1.3. Методические рекомендации по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма……………………………………………………..20-29
Глава 2
Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.
2.1 Методы и средства патриотического воспитания дошкольников в образовательном учреждении…………………………………..30-33
2.2 Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения…………....34-37
Заключение…………………………………………………………….…38-39
Использованная литература…………………………………………….40-42
Приложение………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая № 1.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

К концу дошкольного  детства ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками и т.д.

Итак, решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:

- «позитивный центризм»  (отбор наиболее актуальных для  ребенка этого возраста знаний);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный  подход к каждому ребенку, максимальный  учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

-рациональное сочетание  разных видов деятельности, адекватный  возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

-деятельностный подход;

-развивающий характер  обучения, основанный на детской  активности.

При этом планировать  данную работу наиболее целесообразно  по темам (например, «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей,  а по некоторым темам – проведение праздников.

Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, но изменяется их содержание, объем познавательного материала и его сложность, а, следовательно, и длительность изучения темы.

Следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Так, отбор материала  и систематизацию знаний детей следует  осуществлять с учетом уровня умственных способностей дошкольников, развития их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д.

В процессе работы по патриотическому  воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо. Наблюдения в окружающем мире обогащают и стимулируют детское художественное творчество.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей  является приобщение их к труду, формирование ответственности за его результаты (природоохранные акции «Поможем птицам Зимой»).

Работа по патриотическому  воспитанию детей связана и с  их физическим развитием, т.к.  будущие  граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими.

Таким образом, комплексный  подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

Не менее  важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь  с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с родителями [23, с.416].

Эта работа по-прежнему актуальна  и особенно трудна, в настоящее  время. Она требует большого такта  и терпения, т.к. во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Родители должны стать  непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они  могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании  местных национально-культурных и трудовых традиций и т.п.

Большое значение имеют  семейные экскурсии в музей, к  памятникам истории и культуры, а  также на предприятия, в учреждениям  района, города; организация на основе увиденного выставок, экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т.д.

Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые  собраны детьми вместе с родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни  и событиях прошлого, но и как  мемориальный и реликвенный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и т.д.

Следует отметить, что  это направление работы требует  от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

В наши дни наблюдается  значительное усиление интереса людей  к своей родословной – семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, социальные, религиозные, географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях.

Таким образом, при правильно организованной и совместной работе воспитателей и родителей можно воспитать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине, семейным традициям, к своим историческим корням.

 

 

           Глава 2.

Программа патриотического  воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.

2.1. Методы и формы патриотического воспитания дошкольников в образовательном учреждении.

Вопросы патриотического  воспитания всегда очень сложны. Недаром  советский педагог В.А.Сухомлинский говорил, что «воспитание гражданина – одна из сложных проблем не только теории , но и практики педагогического процесса»[34,с.243].

Чтобы воспитать в  человеке чувство гордости за свою страну, Родину, надо с детства научить  его любить то, что его окружает и, прежде всего, город, где он родился и живёт. Любовь к Родине является приоритетом в воспитании подрастающего поколения всех времён и эпох. Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну – задача каждого педагогического коллектива ДОУ. От педагогов, зависит, как раскрыть ребёнку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.

Что значит для ребёнка  – дошкольника «любить Родину?»:

- знать всё о ней  ( по- настоящему можно любить  только то, что хорошо знакомо, знания помогают объективно оценивать и осознавать достоинства своей страны и гордиться ею);

- уважать (уважение и почитание Отчизны, её культуры, традиций, достижений прошлого и современности);

- жалеть (понимать и принимать её сегодняшнюю, в старину на Руси было принято говорить «жалею» вместо слова «любить»);

- действовать (приобретать социальный опыт поведения);

- осознавать себя частью  страны, своего народа.

В дошкольном возрасте процесс  познания у ребёнка происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности , и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию.

Мы предположили, что  на развитие и формирование патриотической сферы детей в группе детского сада будет положительно влиять создание специальных условий: разработанная и реализованная нами развивающая программа для детей (игровая, изобретательная, чтение), а также включение методов познавательной активности, разработка и проведение семинаров с педагогами, проведение родительских собраний, изготовление папок – передвижек по теме.

В ходе изучения теоретического материла по теме «Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения», была определена следующую цели практической работы:

-раскрыть психолого-педагогические  условия, обеспечивающие эффективное  развитие и воспитание у детей  дошкольного возраста чувства  патриотизма.

-объединение усилий  детского сада и семьи в  развитии дошкольников чувства  патриотизма.

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим, и интересным для ребёнка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребёнка любви к родному краю, городу.

Методы работы с родителями:

1. Консультация для  родителей на тему: «Необходимость  воспитания у детей чувства патриотизма».

2.Проект воспитания  чувства патриотизма у детей  дошкольного возраста через интегрированные занятия по коммуникации и социализации и другие виды деятельности.

Формы работы с семьёй:

-Посещение семьи ребенка

-День открытых дверей - дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

-Беседы (индивидуальные, групповые)

-Семинары-практикумы - эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

-Родительские собрания

-Совместная экскурсия

-Родительские конференции - Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания.

-Нетрадиционные формы работы с семьей (Семейные клубы, «Родительская почта» и «Телефон доверия»).

Методы и формы организации деятельности детей:

Цель: воспитать чувство патриотизма к стране, родному городу.

Методы:

  1. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан,  изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.);
  2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
  3. Беседы с детьми о стране, родном городе;
  4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);
  5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословец, поговорок, чтение сказок ,прослушивание музыкальных произведений;
  6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;
  7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении(труду  на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада);
  8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за хорошее поведение в общественных местах;
  9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное  участие в общественной жизни(важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Формы работы с детьми:

Целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры. Чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера, досуга, викторины  и конечно же, основная работа –  непосредственно образовательная  деятельность(занятие).[приложение]

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, мы добьёмся поставленных целей.

 

 

 

2.2 Программа  патриотического воспитания дошкольников  в условиях детского образовательного  учреждения.

1.Общие сведения:

1.1. Тема программы «Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения».

1.2. Цель проекта: создание условий для воспитания у детей чувства патриотизма.

1.3. Исполнители:

    • воспитатели,
    • родители.

         1.4. Рекомендации по воспитанию чувства патриотизма у детей.

2. Основное  направление.

Создание условий и  системы занятий по воспитанию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.

Программа патриотического  воспитания

1.Условия:

- создание благоприятных  материально-технических и социальных условий;

- последовательная ориентация  на культуросообразность образования,  призванного обеспечить формирование  духовного человека;

2.Работа с  детьми:

- обновление содержания  образования, отбор наиболее интересного  и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

-связь с другими  видами деятельности.

3. Работа с  родителями:

-тесный контакт по  данной проблеме с семьёй, опора  на её традиции, опыт.

3.Предполагаемые результаты  работы.

 

        Подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

       Критерии и показатели патриотизма:

       Оптимальный уровень.

       На этом уровне дошкольники правильно отвечают на поставленные вопросы по истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о русских писателях и поэтах. Дети используют большой объем словаря патриотической направленности (не менее 70% правильных ответов).  
У дошкольников отсутствует пассивность при ответе на вопросы, есть желание познавать историю, традиции и культуру родного города, страны. Для них характерна активность, инициативность участия в праздничных мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города.

Информация о работе Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения