Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель: изучить особенности проявления чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие и воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы.
2. Изучить особенности воспитания патриотизма у дошкольников.
3. Выявить факторы, влияющие на развитие чувства патриотизма у дошкольников.
4. Выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное воспитание у дошкольников чувства патриотизма.
Введение……………………………………………………………………3-5
Глава 1
Психолого-педагогические основы патриотического воспитания дошкольников
1.1 Сущность патриотического воспитания……………………...6-13
1.2 Особенности детей дошкольного возраста (психологические, физические особенности)………………………………………………13-21
1.3. Методические рекомендации по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма……………………………………………………..20-29
Глава 2
Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.
2.1 Методы и средства патриотического воспитания дошкольников в образовательном учреждении…………………………………..30-33
2.2 Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения…………....34-37
Заключение…………………………………………………………….…38-39
Использованная литература…………………………………………….40-42
Приложение………………………………………………………………….44
К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками и т.д.
Итак, решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:
- «позитивный центризм»
(отбор наиболее актуальных
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный
подход к каждому ребенку,
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
-деятельностный подход;
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
При этом планировать данную работу наиболее целесообразно по темам (например, «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – проведение праздников.
Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, но изменяется их содержание, объем познавательного материала и его сложность, а, следовательно, и длительность изучения темы.
Следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
Так, отбор материала и систематизацию знаний детей следует осуществлять с учетом уровня умственных способностей дошкольников, развития их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д.
В процессе работы по патриотическому воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо. Наблюдения в окружающем мире обогащают и стимулируют детское художественное творчество.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирование ответственности за его результаты (природоохранные акции «Поможем птицам Зимой»).
Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими.
Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с родителями [23, с.416].
Эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т.п.
Большое значение имеют семейные экскурсии в музей, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждениям района, города; организация на основе увиденного выставок, экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т.д.
Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собраны детьми вместе с родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвенный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и т.д.
Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.
В наши дни наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной – семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, социальные, религиозные, географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях.
Таким образом, при правильно организованной и совместной работе воспитателей и родителей можно воспитать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине, семейным традициям, к своим историческим корням.
Глава 2.
Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.
2.1. Методы и формы патриотического воспитания дошкольников в образовательном учреждении.
Вопросы патриотического
воспитания всегда очень сложны. Недаром
советский педагог В.А.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою страну, Родину, надо с детства научить его любить то, что его окружает и, прежде всего, город, где он родился и живёт. Любовь к Родине является приоритетом в воспитании подрастающего поколения всех времён и эпох. Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну – задача каждого педагогического коллектива ДОУ. От педагогов, зависит, как раскрыть ребёнку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.
Что значит для ребёнка
– дошкольника «любить Родину?»
- знать всё о ней ( по- настоящему можно любить только то, что хорошо знакомо, знания помогают объективно оценивать и осознавать достоинства своей страны и гордиться ею);
- уважать (уважение и почитание Отчизны, её культуры, традиций, достижений прошлого и современности);
- жалеть (понимать и принимать её сегодняшнюю, в старину на Руси было принято говорить «жалею» вместо слова «любить»);
- действовать (приобретать социальный опыт поведения);
- осознавать себя частью страны, своего народа.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности , и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию.
Мы предположили, что на развитие и формирование патриотической сферы детей в группе детского сада будет положительно влиять создание специальных условий: разработанная и реализованная нами развивающая программа для детей (игровая, изобретательная, чтение), а также включение методов познавательной активности, разработка и проведение семинаров с педагогами, проведение родительских собраний, изготовление папок – передвижек по теме.
В ходе изучения теоретического материла по теме «Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения», была определена следующую цели практической работы:
-раскрыть психолого-
-объединение усилий детского сада и семьи в развитии дошкольников чувства патриотизма.
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим, и интересным для ребёнка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребёнка любви к родному краю, городу.
Методы работы с родителями:
1. Консультация для родителей на тему: «Необходимость воспитания у детей чувства патриотизма».
2.Проект воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через интегрированные занятия по коммуникации и социализации и другие виды деятельности.
Формы работы с семьёй:
-Посещение семьи ребенка
-День открытых дверей - дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
-Беседы (индивидуальные, групповые)
-Семинары-практикумы - эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
-Родительские собрания
-Совместная экскурсия
-Родительские конференции - Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания.
-Нетрадиционные формы работы с семьей (Семейные клубы, «Родительская почта» и «Телефон доверия»).
Методы и формы организации деятельности детей:
Цель: воспитать чувство патриотизма к стране, родному городу.
Методы:
Формы работы с детьми:
Целевые прогулки, экскурсии,
беседы, дидактические игры. Чтение
художественной литературы, праздники,
развлечения, вечера, досуга, викторины
и конечно же, основная работа –
непосредственно
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, мы добьёмся поставленных целей.
2.2 Программа
патриотического воспитания
1.Общие сведения:
1.1. Тема программы «Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения».
1.2. Цель проекта: создание условий для воспитания у детей чувства патриотизма.
1.3. Исполнители:
1.4. Рекомендации по воспитанию чувства патриотизма у детей.
2. Основное направление.
Создание условий и системы занятий по воспитанию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.
Программа патриотического воспитания
1.Условия:
- создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- последовательная ориентация
на культуросообразность
2.Работа с детьми:
- обновление содержания
образования, отбор наиболее
-связь с другими видами деятельности.
3. Работа с родителями:
-тесный контакт по данной проблеме с семьёй, опора на её традиции, опыт.
3.Предполагаемые результаты работы.
Подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Критерии и показатели патриотизма:
Оптимальный уровень.
На этом уровне дошкольники правильно
отвечают на поставленные вопросы по истории
Родины, о национальных героях, народных
традициях, о русских писателях и поэтах.
Дети используют большой объем словаря
патриотической направленности (не менее
70% правильных ответов).
У дошкольников отсутствует пассивность
при ответе на вопросы, есть желание познавать
историю, традиции и культуру родного
города, страны. Для них характерна активность,
инициативность участия в праздничных
мероприятиях, посвященных Дню защитника
Отечества, Дню Победы, Дню города.