Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности проявления чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие и воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы.
2. Изучить особенности воспитания патриотизма у дошкольников.
3. Выявить факторы, влияющие на развитие чувства патриотизма у дошкольников.
4. Выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное воспитание у дошкольников чувства патриотизма.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-5
Глава 1
Психолого-педагогические основы патриотического воспитания дошкольников
1.1 Сущность патриотического воспитания……………………...6-13
1.2 Особенности детей дошкольного возраста (психологические, физические особенности)………………………………………………13-21
1.3. Методические рекомендации по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма……………………………………………………..20-29
Глава 2
Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.
2.1 Методы и средства патриотического воспитания дошкольников в образовательном учреждении…………………………………..30-33
2.2 Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения…………....34-37
Заключение…………………………………………………………….…38-39
Использованная литература…………………………………………….40-42
Приложение………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая № 1.doc

— 302.50 Кб (Скачать)
    • личностные традиции, воплощающиеся в высоких духовных качествах русского человека: честь, достоинство, гордость, ответственность и др. О них мало говорили в аспекте патриотизма, однако время показало, что эти качества – базовая предпосылка для патриотических дел;
    • боевые традиции (отсюда – военно-патриотическое воспитание);
    • трудовые традиции;
    • культурные патриотические традиции (в сфере образования, медицины, литературы, художественного искусства, театра, кино и т.д.).

Все эти традиции выступают  в содержании местного, национального  и российского патриотизма.

В осмыслении патриотизма  в целом и национального патриотизма  в частности важным является вопрос о национальном самосознании.

Русское национальное самосознание оказалось приниженным, оно почти  не проявляется, и стало больше патриотическим понятием. Стоит задача, как задача национального самосохранения, осознания  русскими своей расовой, языковой, истоковой, генетически-личностной, культурной, мировоззренческой, аксиологической однородности. Национальное самосознание подразумевает воспитание национальной идентификации, а также освоение идеи державной миссии русского народа. Русский этнос локально не обособлен и есть достаточно оснований для доказательства необходимости русским вновь выполнить свою державную консолидирующую миссию, чтобы объединить другие этносы в единой России.

Признавая свою державную  миссию, русским в то же время  надо отбросить идею жертвенности, которую ей навязало христианство и которую нередко пропагандируют даже ученые патриотического направления. Идеи жертвенности русского народа и привела на практике к положению его как жертвы. Сегодня русскому народу, вконец ослабленному духовно, морально, психологически, биологически, обобранному финансово и экономически, уже нечем жертвовать. Навязывание дальнейшей реализации идеи жертвенности окончательно растворит русских как нацию. Поднимать себя, приумножать собственную силу – силу духа, силу воли и энергии, силу ума, образованности, культуры, физическую и военную силу, и через эту силу помогать подниматься другим коренным народам России – так видится реализация патриотической миссии русских в многонациональной и единой России.

Многие сторонники патриотического воспитания, такие как Сухомлинский, Ушинский [35,36], выделяют следующие принципиальные подходы к современному патриотическому воспитанию.

    1. Гармоничное патриотическое воспитание как равновесие между общероссийским, национальным и местным патриотизмом (на разных возрастных ступенях это равновесие будет выступать в разных соотношениях).
    2. Комплексная совокупность факторов патриотического воспитания: государственной политики, семьи, детского сада, школы, учебного заведения начального – среднего – высшего профессионального образования, армии, СМИ, общественности.
    3. Развитие национального самосознания и патриотизма в целом.
    4. Общего и особенного в воспитании типов патриотизма.
    5. Отсутствие замкнутости на истории народа, сколь бы героической она ни была, историю рассматривать в логике этногенеза, перед взором детей выстраивать новую, цивилизационную линию патриотического движения.
    6. Постановка на службу патриотического воспитания всего содержания национальной и отечественной истории, культуры, всех возможности природы, всех видов практической деятельности.
    7. Восстановление чести нации через выделение, одобрение, культивирование лучших её качеств. Борьба с издевательством над русскими (равно как и над другими коренными народами России).

Содержание национально-патриотического воспитания может включать следующее:

    • родной язык (усвоение его на уровне, не допускающем сползания к книжной лексике);
    • русские сказки;
    • русская классика;
    • народные песни и народная музыка;
    • народный календарь;
    • народные ремесла;
    • русский народный фольклор во всех его формах;
    • все виды национального искусства (живопись, орнамент, скульптура, зодчество, хореография, классическая музыка, театр и др.);
    • героизм наших предков (Святослава, разгромившего хазарское царство, Дмитрия Донского…);
    • героизм русских солдат отечественных войн;
    • подвиги русских полководцев (Александра Невского, А. Суворова, генерала Скобелева М.Д., Г. Жукова…)
    • героизм наших современников (Сергей Преминин…);
    • национальная территория, добытая трудом и кровью, волею и духом народа;
    • природные богатства всей местности и России (внушать детям: не разбазаривать ни одного кубического метра древесины, не перекачивать за бесценок нефть и газ за рубеж, не поворачивать северные реки на юг; национальные богатства – увеличивать, а не уменьшать!).

Параллельно идет практическое воспитание, приучающее детей:

    • к чистоте вокруг себя;
    • к организованности, к совместным деятельности и созиданию;
    • к проявлению силы воли, мужества, смелости, ответственности;
    • к защите личной чести, чести нации и Родины, к защите достоинства и территории страны;
    • к бережливому отношению к финансовым и материальным средствам, ко всему окружающему (оберегать водоемы, лес, почву, траву, цветы, птиц, каждое животное, потому что все это – часть моей земли);

Последний тезис означает, что жизненно необходимо вырабатывать у детей и юношества нетерпимое отношение ко всем и ко всему, что ослабляет, разлагает и уничтожает нацию и народ России.

 

 

         1.2. Особенности детей дошкольного возраста.

Хронологическими рамками  дошкольного возраста является период с 3-х до 7 лет.

В дошкольном возрасте ребенок быстро растет и увеличивается в весе. Темпы роста в этот возрастной период неравномерны: ежегодный прирост  длины тела на третьем году жизни  – восемь-десять сантиметров, на четвертом  снижается до четырех-пяти, на шестом вновь повышается  до семи-восьми сантиметров, и на седьмом составляет десять сантиметров. В связи с удлинением туловища и конечностей изменяются пропорции тела. Увеличивается мышечная масса, дошкольники становятся более мускулистыми и худощавыми, чем младшие дети [18].

Интенсивно протекают процессы окостенения скелета. Однако в дошкольном возрасте они ещё не завершаются. Совершенствуется деятельность опорно-двигательного  аппарата, это выражается в повышении  скорости и скоординированности деятельности мышц: развиваются физические качества – ловкость

Социальная ситуация развития: «ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, продавец, воспитатель, мама вообще [38].

В дошкольном  возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Постепенно происходит познание мира человеческих отношений.

Классическая психологическая  ситуация, складывающаяся в конце  раннего детства, - феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно.

Противоречие разрешается  в особом типе деятельности дошкольника – в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.

В этом возрасте появляется возможность мышления в представлениях, освобожденного от связанности наглядной  ситуацией. Возникает абрис мировоззрения – схематическая картина мира, природы и общества. Ребенок стремится объяснить и упорядочить окружающий мир в воображении.

В данном возрасте возникает  новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ  взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой  для новообразований в личности ребенка. Дошкольное детство – прежде всего период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения.

На протяжении дошкольного  детства происходит развитие мотивационно - потребностной сферы. В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. Регуляторами поведения ребенка на рубеже раннего и дошкольного возраста выступают «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослого[38].

К концу дошкольного  детства обнаруживаются самые разнообразные  виды мотивов: игровые мотивы, познавательные, соревновательные, мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений  со взрослыми и другими детьми и др. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания.

Деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между  собой мотивами, а их системой. Столкновение тенденций к непосредственному действию и действия по образцу или по требованию взрослого приводит к возникновению соподчинения мотивов, к выделению главных и второстепенных мотивов. Иерархия мотивов означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению. Произвольность поведения также связана с подчинением поступков ориентирующему образцу. Умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, опирающееся на воображение, становится основой многих конкретных умений и навыков, в частности школьно-учебных.

В дошкольном возрасте возникают  первичные этические инстанции  – происходит усвоение этических  норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми. Потребность  быть признанным способствует позитивному личностному развитию. Однако реализация этой же потребности может привести и к негативным образованиям  - лжи, зависти, хвастовству, а при  неправильном, систематически неодобрительном отношении взрослого – и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка.

К концу дошкольного  возраста у детей формируется  самосознание и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных  умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе.

         Дошкольный возраст – очень короткий отрезок в жизни человека. Но эти годы имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

        В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи. К концу дошкольного возраста формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К  7 годам завершается процесс фонематического развития.

         Интенсивно растет словарный состав речи. У одних детей он оказывается больше, у других — меньше, это зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000— 1100, в 6 лет - 2500-3000 слов [18].

         Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3-5 лет творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя применяет их иногда, своеобразно, чувствует связь между изменением слова и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым, У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия - он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи. Продолжает развиваться и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете.

         Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, «память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал»[8,с.344].                    Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

         У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

Информация о работе Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения