Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности проявления чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие и воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы.
2. Изучить особенности воспитания патриотизма у дошкольников.
3. Выявить факторы, влияющие на развитие чувства патриотизма у дошкольников.
4. Выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное воспитание у дошкольников чувства патриотизма.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-5
Глава 1
Психолого-педагогические основы патриотического воспитания дошкольников
1.1 Сущность патриотического воспитания……………………...6-13
1.2 Особенности детей дошкольного возраста (психологические, физические особенности)………………………………………………13-21
1.3. Методические рекомендации по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма……………………………………………………..20-29
Глава 2
Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.
2.1 Методы и средства патриотического воспитания дошкольников в образовательном учреждении…………………………………..30-33
2.2 Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения…………....34-37
Заключение…………………………………………………………….…38-39
Использованная литература…………………………………………….40-42
Приложение………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая № 1.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

         В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятии — подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя. Например, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов и других товаров. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, он не сможет справиться с этим заданием.

         Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция — влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

           Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.

         Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, поэтому говорят о наглядно-образном мышлении наиболее характерном для этого возраста.

         Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений.

         Несмотря на своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего ребенку нужно успеть запомнить саму задачу.  Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.

         Лучший способ добиться правильного решения — так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятую, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.

Таким образом, дошкольный возраст – это период когда  развитие ребенка идет как никогда  бурно и стремительно, определенное развитие получают все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста и развития. Многие психологи и педагоги отмечают, что создатели современных программ и учебников игнорируют закономерности психического развития ребенка – сензитивность (восприимчивость) разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании [17].

Каждая ступень развития ребенка должна быть прожита им полноценно, без неоправданного ускорения, - ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития.

 

1.3. Методические рекомендации по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма.

Академик Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле, поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является необходимым в дошкольных образовательных учреждениях[20,с.35].

Следует подчеркнуть, что  в настоящее время достаточно много методической литературы по данному  вопросу. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического  воспитания детей в отдельных  видах деятельности – нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Видимо, это связано с тем, что чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Работа по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка  любви и привязанности к семье,  родному дому, детскому саду, родной  улице, городу;

- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- воспитание уважения  к труду людей;

- развитие интереса  к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных  знаний о правах человека;

- расширение представлений  о России, её столице; 

- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

- развитие чувства  ответственности и гордости за  достижения Родины;

- формирование толерантности,  чувства уважения и симпатии  к другим людям, народам, их  традициям.

Эти задачи необходимо решать во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, т.к воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Безусловно, это очень  сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться. В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.

В.А.Сухомлинский считал, что патриотическое воспитание имеет множества граней. Первая из них — это видение мира. То, что открывается перед человеком с первых же шагов его сознательной жизни — с того момента, как он подумал и пережил, он должен не только видеть и понимать, но и любить, дорожить, считать своим, чувствовать себя частицей мира, в котором он родился. Позаботьтесь о тысяче тончайших нитей, связывающих личность с Отечеством, — это первый совет отцу, матери и педагогу по патриотическому воспитанию. Забота о том, чтобы в сознании, в эмоциональной памяти детей запечатлевались, навсегда оставались мельчайшие детали родной природы, те незабываемые уголки, из которых постепенно складывается мир, дорогой для человека. Речь идет о том, что называют памятью сердца. Воспитателям надо бережно, заботливо прикасаться к полузабытым детским воспоминаниям, помогать детям возрождать, восстанавливать их в памяти, открывать глаза для новых образов родного мира[34].

В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином[35].

Воспитание чувства Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины связано  и с восхищением тем, что видит  перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Огромное значение для  воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

 М. Д.Маханёва составила пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» под названием «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»[24].

Таким образом, М.Д. Маханёва предлагает следующую систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей:(схема1)

 

 

Семья




  


 


 




   


 


     


 

           Схема 1. «Система патриотического воспитания»

 

Безусловно, данная схема  не отражает всей полноты работы по патриотическому воспитанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда, независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности, и т.д. Все эти задачи должны быть включены в общую систему работы по данной проблеме.

Задача педагога –  отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Причем факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному  краю, педагог, прежде всего, должен сам  хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края – то, что можно увидеть только здесь.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы  в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Четырехлетний ребенок  должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с  которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: район и город в  целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.

Ему объясняют, что у  каждого человека есть родной дом  и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии  по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.

Как уже подчеркивалось, в патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как  «долг перед Родиной», «любовь  к Отечеству», «трудовой подвиг»  и т.д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребенка к пониманию, мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с  другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и  гербом Российской Федерации.

Не следует полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе Родины, а иногда – даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели, «гражданское лицо» своей семьи, узнали о своих знаменитых предках и т.д.

Настоящий гражданин  своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и  формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

Гуманное отношение  к людям разных национальностей  воспитывается у ребенка в  первую очередь под влиянием родителей  и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противоречие по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.

Информация о работе Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения