Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности проявления чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие и воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы.
2. Изучить особенности воспитания патриотизма у дошкольников.
3. Выявить факторы, влияющие на развитие чувства патриотизма у дошкольников.
4. Выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное воспитание у дошкольников чувства патриотизма.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-5
Глава 1
Психолого-педагогические основы патриотического воспитания дошкольников
1.1 Сущность патриотического воспитания……………………...6-13
1.2 Особенности детей дошкольного возраста (психологические, физические особенности)………………………………………………13-21
1.3. Методические рекомендации по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма……………………………………………………..20-29
Глава 2
Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.
2.1 Методы и средства патриотического воспитания дошкольников в образовательном учреждении…………………………………..30-33
2.2 Программа патриотического воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения…………....34-37
Заключение…………………………………………………………….…38-39
Использованная литература…………………………………………….40-42
Приложение………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая № 1.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИ

Воспитание  патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Курсовая работа                   

                                                                студентки 2 курса

                                                                Т.Н Артемьевой, ОЗО

Специальность «Педагогика  и

психология» ( на базе среднего

профессионального образования)

                                                                

                                                        Научный руководитель

 И. В. Балашова

 

Дата сдачи «__» ___________2013 г.

Дата защиты «__» ___________2013 г.

Оценка_______________

Научный руководитель ________________(И. В. Балашова)

 

 

Вологда

2013 г.

 

 

План.

 

Введение……………………………………………………………………3-5

 

Глава 1

Психолого-педагогические основы патриотического воспитания дошкольников

1.1 Сущность патриотического  воспитания……………………...6-13

1.2 Особенности детей дошкольного возраста (психологические, физические особенности)………………………………………………13-21

1.3. Методические рекомендации  по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма……………………………………………………..20-29

 

Глава 2

Программа патриотического  воспитания дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.

2.1 Методы и средства  патриотического воспитания дошкольников  в образовательном учреждении…………………………………..30-33

2.2 Программа патриотического  воспитания дошкольников в условиях  детского образовательного учреждения…………....34-37

 

Заключение…………………………………………………………….…38-39

Использованная литература…………………………………………….40-42

Приложение………………………………………………………………….44

 

 

 

 

 

Введение

Любовь к Отечеству  испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность  к родной земле, своему народу, пережитой  им истории, достижениям культуры всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни. Это и вдохновляло наш народ к непрерывному трудовому напряжению в нелегких климатических условиях России, поднимало его на великие битвы во имя сохранения свободы и независимости, придавало духовные силы в творческом созидании, в развитии науки, в создании оригинальных технических проектов, образцов произведений искусства.

Патриотизм для любого народа – духовное средство самосохранения, самоидентификации, самодвижения. Забывать это или отказываться от этого  – значит обрекать себя на космополитизм, граничащий с безразличием к Отечеству.

Россия конца XX -  н. XXI вв. испытала разлагающую силу ориентации на либерально – космополитические идеи. Многосторонние отрицательные их последствия вновь делают насущной и важнейшей задачу восстановления полноценного патриотического воспитания детей и молодёжи, задачу, о которой педагоги – профессионалы всегда помнили и которую отстаивали.

Мы сейчас живем в очень сложное  время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой  ценой уклониться от службы в армии (и на это, к сожалению, есть основательная причина), бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья и т.п.

Важность патриотического воспитания в современных условиях была подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ 05.10.2010 №795.[11].

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011- 2015 г.», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Реализация такой системы образования  невозможна без знаний традиций своей  Родины, своего края. «Только тот, кто  любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» [25,с.63].

Академик Д. С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле[20].

 Патриотическое воспитание – крайне актуальная тема и сейчас, когда обороноспособность государства и стабильность его экономического роста зависят от отношения граждан к Отечеству, его интересам и нуждам.

Поэтому патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства, большую роль в этом играют не только педагоги, но и семья ребенка, его окружение.

Проанализировав данную ситуацию, мы пришли  к выводу о необходимости проведения целенаправленной работы по созданию патриотической среды в ДОУ.

Объект  исследования – процесс воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.

Цель: изучить особенности проявления чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие и воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.

Задачи:

    1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы.
  1. Изучить особенности воспитания патриотизма у дошкольников.
    1. Выявить факторы, влияющие на развитие чувства патриотизма у дошкольников.
    2. Выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное воспитание у дошкольников чувства патриотизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 Глава 1.

 

1.1. Сущность  патриотического воспитания.

 Важнейшей составной  частью всестороннего и гармонического  развития личности является её нравственное воспитание. Особое место в нравственном воспитании отводится формированию у дошкольников патриотизма.

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает как  составная часть его мировоззрения  и поведения по отношению к родной стране, к другим нациям, народам и странам.

Выдающиеся люди нашей  страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремление к свободе и  процветанию Родины.

«… Истинный человек  и сын отечества, - писал А. Н. Радищев, - есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия … он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотечичей … преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления … и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью.… Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…»[28, с.385].

«В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешевовать этому», писал В. Г. Белинский [2, с.55].

Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для которого смыслом жизни был девиз «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!»[ 26, с.235].

Уясняя сущность и  содержание патриотизма, и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К.Д. Ушинского «Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурным природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»[36, с.70].

Патриотизм для любого народа – духовное средство самосохранения, самоидентификации, самодвижения. Забывать это или отказываться от этого  – значит обрекать себя на космополитизм, граничащий с безразличием к Отечеству.

Надо ясно осознавать, что сегодня приходится возвращаться к основополагающим проблемам патриотизма, в принципе решается вопрос: быть ли самому явлению патриотизма в России в обстановке многоликого отношения к нему и множественных враждебных проявлений к русскому народу и к России. Патриотизм превратился в социальную и педагогическую проблему, судьбоносную для страны.

Впервые слово «патриот»  появилось в период Французской  революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов[32].

В Толковом словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»[12, с.24].

«Патриот  - говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины»[4, с.1146 ].

Более четко определено моральное содержание этого понятия  в философском словаре. «Патриотизм (греч. рatris – отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины»[37, с.237]. Традиционно патриотизм так и понимается: это чувство любви к Родине.

Однако анализ причин нового времени в нашей стране заставляет несколько иначе взглянуть  на сущность патриотизма, по-другому  расставить его содержательные акценты. Патриотизм можно определить как сознание ответственности перед Родиной, соединенное с чувством любви к Родине, выраженное в практических делах на пользу Родине.

Патриотизм – не локальное  качество личности, наоборот, в нем  слиты различные сущностные стороны  человека:

-духовная (Родина есть духовная ценность),

-нравственная («ответственность»),

-эмоциональная (чувство  любви),

-действенная (практические  дела на пользу Отечеству)

На первое место надо ставить не психологические –  чувство любви, способное легко  ускользать, а нравственное – ответственность перед Родиной как устойчивый результат воспитания. К тому же ответственность за сегодняшнее и будущее состояние Отчизны соединено с генетическим чувством национального самосохранения, ибо существует непосредственная зависимость положения каждого человека, каждой нации от благополучия целостной России.  Абстрактного или «нейтрального» патриотизма не бывает. Быть патриотом, значит сознательно осуществлять конкретные практические дела на пользу, а не во вред нации и стране.

С понятием патриотизма связана совокупность патриотических качеств личности и нации: честь (национальная честь, честь России), достоинство (национальное достоинство, достоинство России), национальное самосознание, гражданственность, державность, организованность (нации, народа), единство (нации, народа).

Степень патриотизма  личности и народа определяется полнотой или же ослаблением, искажением, отсутствием  этих качеств. Чем у большей части  населения они ослабляются, тем  больше нация и Родина подвергаются опасности исчезновения.

Воспитателю, учителю, берущемуся за этот жизненно важный вопрос, надо стать  компетентным в широком круге  проблем.

Важным является вопрос об истоках патриотизма.

Истоки ответственного отношения к Родине лежат в  познании  и принятии истоков своей нации. Многие привязывают истоки нашего этноса к православию. Однако не христианство опережающее обогащало духовный мир гордых, свободолюбивых, с честью и достоинством наших предков – славян, а само оно, присовокупляясь к быту и духу русичей, трансформировало даже такую свою ветвь, как православие. Не следует все достижения русских связывать с православием. Нельзя  выдавать русско-православный союз за истоки русского славянского народа. Тем более, что еще в какой-то мере сохранившиеся честь, достоинство и гордость русских – это от генетически-славянских корней. Искаженно преподносимые истоки нации не только не будут содействовать патриотизму русских, но будут вызывать сопротивление многих из них, усиливая раскол среди русских.

В воспитании есть возможность опираться на патриотические традиции. По своим содержательным направлениям они весьма своеобразны:

Информация о работе Воспитание патриотизма дошкольников в условиях детского образовательного учреждения