Воспитание эстетической культуры детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Воспитание культуры подрастающего поколения является одной из центральных проблем современной школы и системы внешкольного образования. Вряд ли можно утверждать, что вопрос формирования культурной личности нов для педагогики; невозможно также с уверенностью сказать, что в наше время он стоит как никогда остро, но нет никаких сомнений в важности воспитания общей культуры детей как набора специфических человеческих свойств и качеств.

Оглавление

Введение;
Глава 1. Общие теоретические аспекты эстетической культуры личности;
Глава 2. Воспитание эстетической культуры детей в основных видах деятельности:
Воспитание эстетической культуры в игре;
Воспитание эстетической культуры в процессе учебной деятельности;
Воспитание эстетической культуры во внеучебной, творческой деятельности и искусстве;
Воспитание эстетической культуры в труде;
Воспитание эстетической культуры в общении;
Глава 3. Воспитание эстетической культуры детей на занятиях вокально-исполнительским мастерством (материалы наблюдения);
Заключение;
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Эстетическая культура.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Воспитание эстетической культуры в труде становится в настоящее время более важным в связи как раз с научно-техническим прогрессом. В приобщении к труду происходит формирование эстетического отношения и к самому процессу трудовой деятельности, и к предметам труда, и к орудиям его, и к создаваемым трудом продуктам, и к людям, выполняющим разного рода труд. От этого во многом зависит то, что у подрастающего поколения не возникнет пренебрежения к труду человеческому и преклонение перед трудом механизированным.

Уже первые исторические формы труда доказывают, что в преобразовании людьми природы решались не только технико-экономические, но и эстетические задачи. Действительно, историко-археологические исследования показывают, что даже при изготовлении элементарных предметов повседневного быта в большей или меньшей степени проявлялся эстетический аспект.

Логично, что если человек стремится к гармонии своего внутреннего мира, он старается возможно более гармонизировать и весь окружающий его мир. Поэтому все свои действия он пытается, по мере возможности подчинить законам красоты. Поэтому в школе важно формировать отношение к труду как к процессу, приносящему не только утилитарно-практические результаты, но и большие эстетические последствия. Если в сознании ребенка прочно закрепится способность радоваться результатам любого самого мелкого, несложного, но качественно выполненного труда (скажем, чисто подметенному полу), он научится ценить свой труд, труд других людей, независимо от характера самого труда.

Для воспитания эстетической культуры посредством труда первое, что необходимо учесть, - обязательное создание положительно эмоционально окрашенных условий труда. Мы уже говорили о том, что эстетические эмоции возникают только при восприятии эстетически значимых предметов, явлений и объектов.

Детям интересен только тот труд, в котором они могут проявить свою индивидуальность, пофантазировать, и не интересен такой, который они выполняют по принуждению, прилагая слишком большие для себя усилия. Для того, чтобы труд воспитывал эстетическую культуру, нужно, чтобы он сам был эстетичным.

В этом ключе внимание должно быть обращено на организацию рабочего места (чистота и порядок играют здесь отнюдь не последнюю роль); возможности самостоятельно рационализировать труд или просто подойти к нему творчески, а не следовать четким  стереотипным алгоритмам или правилам труда (например, клумбы на пришкольном участке не обязательно должны быть круглыми); оценки продуктов труда с эстетической  точки  зрения  (конкурсы  поделок, кулинарных  изысков и т. д.)

Любой процесс, в организацию которого включена эстетика, обязательно, как показывает практика, окажет эстетическое влияние  на человека, поскольку чувства (а именно они в своем эстетическом выражении лежат в основе эстетической культуры) являются исторически более древним способом взаимодействия с окружающим миром и поэтому играют не последнюю роль в становлении и жизнедеятельности личности.

2.5. Воспитание эстетической  культуры в общении

Проблема общения является одной из наиболее активно обсуждаемых в педагогической науке. Вряд ли можно назвать общение как таковое самостоятельным видом деятельности, поскольку такой структурный компонент деятельности, как результат, применительно к общению обнаружить весьма сложно. Общение, как известно, пронизывает все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности и наиболее ярко проявляется в тех из них, которые требуют коллективного решения проблем или совместного выполнения операций. Как и любой аспект человеческого бытия, общение содержит в себе эстетико-культурные компоненты.

Человеку, не обладающему навыками общения, очень сложно реализовать себя и в личностном, и в профессиональном плане. Общение – это ведь не только процесс обмена информацией, но и эмоциональный, духовный, культурный обмен. Человек с ограниченным кругом общения испытывает неприятные чувства «эмоционального голода», социальной незащищенности, отчужденности, неполноценности и т. д. Общение – не врожденный процесс; формирование умения общаться – очень трудоемкая задача.

Одним из важнейших условий успешного общения является культура, в частности, эстетическая культура этого процесса. Поэтому в воспитание входит не только овладение какими-то сведениями, умениями и навыками, но и освоение культуры общения. При этом важно понимать, что индивидуальные различия людей выражаются в их сфере общения наиболее интенсивно.

С межличностным общением можно связать также поведение людей, этикет как своеобразные невербальные формы общественного сосуществования. Эстетика общения предполагает внутреннюю красоту отношений и проявляется как в вербальных, так и в невербальных средствах социального взаимодействия.

 Воспитание эстетической  культуры в общении возможно  осуществлять двумя способами: во-первых, самим характером общения учеников и учителей и соответствующей организацией этого процесса, а во-вторых, раскрытием эстетических моментов общения через объяснение, анализ, просвещение, примеры и т. д.  Думается, что не стоит комментировать тот факт, что первый способ зачастую является гораздо более эффективным, но все же, учитывая склонности  младших детей к подражанию, а старших – к самоанализу и самовоспитанию, нельзя полностью отрицать пользу второго, теоретического способа. 

В состав эстетической культуры общения входят не только социально приемлемые правила и нормы, стратегические планы и тактические приемы, но и индивидуальные способы установления и поддержания контактов, опыт и методы интеракции, социальной перцепции и т. д. Все эти составляющие должны быть основаны на человеческих отношениях к партнеру по общению, на уважении к его мнению, на стремлении к сотрудничеству, на умении слушать и т. д. Ведь красота общения достигается только во взаимоотношениях людей с реальными нравственными и этическими установками, с высокой общей культурой.

В эстетической культуре  через общение оседают многие нравственные, этические, социально-статусные, административно-дисциплинарные и другие нормы и ценности, влияющие на восприятие различных сторон коммуникативной сферы – от общения с друзьями в неформальной обстановке до официальных отношений с учителями, старшими, начальством – с позиций основных категорий эстетики. Эстетическое отношение к процессу общения кажется мощным ингибитором возникновения коммуникативных барьеров, разногласий и конфликтов.

 

Глава 3. Воспитание эстетической культуры детей на занятиях вокально-исполнительским мастерством

 

Искусство, как мы уже говорили, является мощным и одним из самых эффективных средств формирования не только эстетической культуры, но и многих форм эмоциональных и чувственных реакций, воображения, памяти, мышления, «творческости», некоторых элементов гражданственности, нравственности, морали и т. д.

На основе многолетней практики эстетического воспитания в семьях, дошкольных образовательных учреждениях и школах можно сделать вывод об огромном значении музыки, которое она оказывает на формирование эстетической культуры детей и на жизнедеятельность людей на любом из дальнейших ее этапов. Действительно, уже к 2 – 3 месяцам младенцы воспринимают музыку как гармонию звуков и эмоционально положительно реагируют на нее. Не зря в традиции народной педагогики существует замечательный обычай петь колыбельные песни. Не случайно также очень многие игры (народные и современные) сопровождаются песнями.

В идеале хотелось бы, чтобы все без исключения дети сами пробовали заниматься искусством. Практика подтверждает, что среди участников музыкальных, художественных, театральных, хореографических и др. кружков и студий обнаруживается гораздо более высокий уровень общей культуры, чем среди детей, не занимающихся искусством или же просто созерцающих его, у них происходит более глубокое осмысление результатов творчества (собственного и чужого), и формируемые элементы эстетической культуры закрепляются гораздо быстрее и прочнее.

В настоящей главе предложен анализ наблюдений за воспитанием разных сторон и компонентов эстетической культуры детей на занятиях вокально-исполнительским мастерством в вокально-эстрадной студии «Живой звук» при Дворце творчества детей и молодежи.

Прежде всего хотелось бы сказать об общем музыкальном развитии детей, которое они получают на занятиях. Знакомство с выдающимися произведениями вокального жанра разных лет и государств, с лучшими исполнителями способствует формированию музыкальной эрудиции и способности быстро и легко ориентироваться в музыкальной культуре. Дети изучают и пробуют исполнять произведения разных жанров (поп, рок-н-ролл, джаз, фолк, рок-опера, блюз, киномузыка и т. д.), усваивая особенности и приобретая навык различать их.

В студии предусмотрена возможность проявить собственные поэтические и композиторские способности и исполнить песню собственного сочинения. Здесь речь идет уже об эстетическом развитии в разрезе принципа «синтеза искусств» и о комбинированном развитии творчества у детей.

Обучение детей вокально-исполнительскому мастерству проводится только на лучших образцах вокальных произведений. Таким образом через систему восприятий, эмоций и чувств, переживаний формируется объективно качественный эстетический вкус. Но влияние воспитательного фактора здесь не изолировано.  Учитывая, что эстетический вкус в значительной степени опосредован увлечением детей современной эстрадой, т. е. средовым фактором, особое внимание уделяется подборке произведений этого направления. Большое внимание совершенно справедливо уделяется популяризации среди детей классики эстрадного жанра (так называемые «шлягеры»), песням военных лет. Таким образом воспитываются элементы эстетико-культурного отношения к истории, некоторым непреложным общечеловеческим ценностям, высшим проявлениям человеческой духовности (таким как любовь, патриотизм, дружба, честность и т. д.) И конечно же, в работе с малышами активно используется материал детских песен, поскольку необходимо учитывать возрастные интересы участников студии.

Кроме непосредственных конкретных признаков сформированной эстетической культуры, проявляющихся в виде эстетического вкуса, отношений, взглядов и убеждений, существуют еще и комплексные признаки, характеризующие не только эстетическую культуру и  эстетичность движений, манеры говорить, общения и поведения. В этой связи хотелось бы обратить внимание на формирование непосредственно культуры исполнения музыкального произведения как одного из сопутствующих эстетической культуре качеств.

 Надо сказать, что занятия  сценической деятельностью любого  жанра во многом воспитывает  эстетические способности взаимодействия  с людьми. И поэтому основной  задачей работы студии по направлению  сценической деятельности является  избавление ребенка от страха перед большим количеством людей, умение устанавливать визуальный контакт со зрителем (основной секрет достижения успешности этого контакта заключается в так называемом «эффекте портрета», когда исполнитель фокусирует взгляд на уровне глаз зрителей в центральной части зала, и у основной массы зрителей появляется ощущение того, что смотрят именно на них), умение устанавливать обратную связь. Для редукции страха перед аудиторией поощряется присутствие родителей и других студийцев на репетиции, т. е. ситуация наличия  в зале других людей во время исполнения становится для ребенка привычной. В организацию обратной связи со зрителем входят варианты вербальной (благодарность, пожелания, поздравления и т. д.)  и  невербальной  (поклон, улыбка, выход  на  бис и  т. д.)  реакции на аплодисменты, подарки, работу фото и видеокамер. При устранении страха перед зрителем, формировании умения устанавливать визуальный контакт и обратную связь возможно значительное улучшение общих возможностей коммуникации детей, повышение культуры и эстетики общения, а также облегчение учебной деятельности (в частности, при ответе на уроке у доски), поскольку многие полезные сценические привычки переносятся на жизнь.

Самой важной чертой исполнительской культуры в контексте жанра является культура пения. Ее развитие достигается при помощи вокальных (например, пение гамм), дыхательно-двигательных (например, знаменитый метод Стрельниковой: 64 пары  энергичных дыхательных движений со сменой позы через каждые 8 пар), артикуляционных (например, произнесение скороговорок) упражнений, которые способствуют снижению функционального напряжения голосового аппарата при пении, развитию выразительности голоса и четкости проговаривания текста, правильного интонирования, качественной звукоподачи и контроля звучания собственного голоса. Определенные навыки правильной работы голосового аппарата переносятся и на речь. В совокупности с богатым словарным запасом, который можно увеличивать отчасти при грамотном подборе текстов для исполнения, такой поставленный голос является одним из признаков эстетической культуры. Дети с поставленным голосом становятся приятными и более свободными и убедительными в общении.

Параллельно с культурой пения в студии воспитывается и актерский аспект сценического поведения. К. С. Станиславский в свое время сказал, что настоящий актер тот, которому зрители верят. Мы говорили о том, что эстетическая культура невозможна без соответствующего переживания. Таким образом, ребенок-исполнитель должен активно переживать содержание своего произведения для формирования эстетического отношения к нему. Через воплощение своего эстетического переживания в исполнении ребенок общается со зрителем как раз на эстетическом уровне; и поскольку зрители в той или иной мере тоже переживают произведение, то происходящий в данном случае процесс можно назвать передачей эстетической культуры от ребенка к зрителям.

Тренировки по пониманию и переживанию детьми содержания исполняемых ими песен проводятся с помощью достаточно традиционных, но всегда интересных им методов: детям предлагают нарисовать сюжет песни; дети пробуют описать характер лирического героя песни исходя из ее содержания; дети сами придумывают сценические движения, соответствующие содержанию песни, и т. д.

Сценическое движение – один из основных помощников исполнителя. Знаменитый афоризм «В человеке все должно быть прекрасно» как нельзя лучше объясняет  наше предположение о том, что культура и эстетизм движений и жестов тоже является частью эстетической культуры ребенка. Неслучайно поэтому значительную часть времени на занятиях посвящается основам хореографии и пластики, отработке выразительности и содержательности мимики и пантомимики. Это позволяет ребенку чувствовать себя на сцене более свободно и использовать для передачи своей эстетической культуры невербальные средства наряду с вербальными.

Информация о работе Воспитание эстетической культуры детей