Воспитание эстетической культуры детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Воспитание культуры подрастающего поколения является одной из центральных проблем современной школы и системы внешкольного образования. Вряд ли можно утверждать, что вопрос формирования культурной личности нов для педагогики; невозможно также с уверенностью сказать, что в наше время он стоит как никогда остро, но нет никаких сомнений в важности воспитания общей культуры детей как набора специфических человеческих свойств и качеств.

Оглавление

Введение;
Глава 1. Общие теоретические аспекты эстетической культуры личности;
Глава 2. Воспитание эстетической культуры детей в основных видах деятельности:
Воспитание эстетической культуры в игре;
Воспитание эстетической культуры в процессе учебной деятельности;
Воспитание эстетической культуры во внеучебной, творческой деятельности и искусстве;
Воспитание эстетической культуры в труде;
Воспитание эстетической культуры в общении;
Глава 3. Воспитание эстетической культуры детей на занятиях вокально-исполнительским мастерством (материалы наблюдения);
Заключение;
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Эстетическая культура.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Таким образом, воспитание эстетической культуры в игровой деятельности определяется в основном имеющейся вокруг ребенка социальной ситуации развития как источника всех эстетических воздействий  на его личность и деятельность. Уже в этот период можно наблюдать у ребенка достаточно развитый эстетический вкус, но эстетические отношения внутри него еще не обладают устойчивостью и не переходят на логический уровень.

     

2.2. Воспитание эстетической  культуры в учебной деятельности

Как известно, учебная деятельность в школе является ведущим видом деятельности ребенка в течение достаточно продолжительного периода его жизни. На школьных педагогов ложатся многие воспитательно-образовательные обязанности, поскольку за время  обучения школьник переживает серьезный кризисный этап своего развития, связанный с подростковым возрастом, и период фактического становления «взрослого» духовного мира личности в ранней юности. Помимо знаний, умений и навыков, школьник приобретает здесь все элементы эстетической культуры как составной части базовой культуры личности.

Учитывая этот факт, что несравнимо большее внимание в школе уделяется когнитивному и интеллектуальному развитию, хочется еще раз подчеркнуть, что именно школьный возраст является сензитивным периодом для формирования эстетического сознания и эстетической культуры.

В первую очередь стоит, конечно, обратить внимание на особую роль, которую играет преподавание дисциплин художественного цикла в формировании эстетической культуры школьников. В последнее время круг таких дисциплин значительно расширился: дополнительно к трем традиционным учебным предметам  - литературе, музыке и рисованию – в школах проводятся уроки хореографии, театрального мастерства, истории искусств, мировой художественной культуры и т.д. Во многих современных авторских моделях обучения представлены довольно специфические образовательные программы по таким дисциплинам, как инсценирование, поэзия, скульптура, народные ремесла, дизайн и т.д. в контексте художественного цикла. Это еще раз подтверждает, что искусство может оказывать колоссальное воздействие на общую базовую и конкретно эстетическую культуру детей.

Воспитание эстетической культуры на таких уроках ведется по двум стратегиям: воспитание средствами искусства и воспитание через творчество.

Приобщение школьника к искусству обеспечивает активное, целенаправленное и прочное проникновение в его сознание эстетического отношения к миру, поскольку искусство обеспечивает его новым опытом, вызывает эстетические эмоции, переживания и чувства.

В полноценных произведениях искусства школьники встречаются с образцами эстетически совершенных форм. Произведения искусства гениальных авторов вызывает настоящее восхищение и воспитывает эстетический вкус. Мастерство великих творцов становится своеобразным эталоном совершенства форм, к которым сознательно или неосознанно стремятся школьники в собственном творчестве. В данном случае необходимо обращать внимание не только на художественную ценность произведений, но и на законы творческого мастерства, которые обеспечивают эстетическое совершенство творений.

Самостоятельное творчество учеников одновременно является и тренировкой для приближения к эстетическому идеалу, и достаточно объективным критерием оценки способностей детей, а также уровня их эстетической культуры.

Для достижения более высоких результатов по воспитанию эстетической культуры детей эффективно использование метода так называемого «синтеза искусств». Примеры использования этого метода можно встретить на любом уроке художественного цикла (самый известный прием, например, такой: на уроке музыки дети слушают произведение, а затем им предлагается нарисовать образы, которые были вызваны прослушиванием музыки). Подобного рода методы позволяют на деле развивать разносторонние эстетические интересы и формировать более широкие эстетико-культурные личностные образования.

При всей бесспорной важности дисциплин художественного цикла для формирования эстетической культуры школьников не следует забывать, что эстетическое воспитание полноценно только тогда, когда оно осуществляется на любом уроке. Поиск эстетических качеств в  естественных или гуманитарных науках помогает ученику освоить духовную сущность и значение преподаваемых ему дисциплин.

На уроках, требующих активной познавательной деятельности, учителя часто прибегают к культивированию связей науки с искусством в контексте воспитания эстетической культуры. На самом деле взаимоотношения искусства и науки и эстетический потенциал науки – две совершенно разные проблемы. Вряд ли для деятельности по добыванию фактов или логическому обоснованию гипотез в науке подойдут способы и закономерности создания новых произведений искусства.

Зачастую воспитание эстетической культуры детей на уроках, особенно в рамках гуманитарного цикла, сводится именно к необоснованному связыванию науки и искусства, хотя задача состоит совсем в другом – в раскрытии эстетических качеств самих научных процессов и явлений. Благодаря этому школьники могут не только узнать, понять и выучить, но и почувствовать, пережить силу явлений природы., драматизм исторического развития государств, разнообразие растений и животных на Земле и т.п. Например, опыт по разложению белого цвета может вызывать стойкие эстетические эмоции,  переживания и даже чувства, в отличие от картины «Бурлаки на Волге», иллюстрирующей действие вектора силы.

 Конечно, не стоит откровенно  пренебрегать элементами творчества и искусства на уроках, пусть даже математики. Науке и практике известны примеры, когда тема по физике излагалась в стихах или определенные исторические события инсценировались. Но это является скорее результатом функционирования развитой эстетической культуры, чем средством ее формирования. Эстетическая культура воспитывается лаконичными и графически пропорциональными математическими формулами и ясными схемами и иллюстрациями, аккуратными и красочными моделями тех или иных предметов и явлений. Без сомнения, все перечисленные характеристики наглядных пособий могут носить статус эстетических качеств.

Помимо эстетического отношения к наукам, важным является формирования таких свойств и качеств личности, непосредственно связанных с эстетической и творческой культурой, как любознательность, способность удивляться проявлениям науки, личная заинтересованность в процессе добывания истины и т.д. Нетрудно проследить, что эти качества формируются лишь в результате воздействия на школьника привлекательных, в том числе и эстетически привлекательных, предметов, явлений и их отдельных сторон и свойств.

В ряду школьных учебных предметов особое место в интересующем нас отношении занимает физическая культура. Ее значение для общего физического развития и укрепления здоровья ребенка не подлежит сомнению. Но следует обратить отдельное внимание на уникальные возможности этой дисциплины в формировании красоты человеческого тела и эстетического отношения к физическому облику и движениям человека. Очень многие педагоги, к сожалению, не фиксируют или недооценивают этих возможностей, в то время, как от эстетических качеств преподавания физкультуры в значительной степени зависит отношение ребенка и особенно подростка к собственному телу, оценка физических достоинств, и отношение к недостаткам. А ведь верные представления ребенка о собственной конституции во многом определяют не только психическое здоровье и гармонию внутреннего мира личности, но и продуктивную профессиональную деятельность и межличностные отношения.

Эстетически целенаправленное преподавание физкультуры может и должно развивать у школьника два подхода к спорту: с одной стороны, способность эстетически оценивать спортивные мероприятия и с другой – потребность самому заниматься спортом с целью целостного самосовершенствования и формирования эстетического отношения к собственной физической жизни.

Школа – одна из тех сред жизнедеятельности ребенка, в которой условия для воспитания эстетической культуры достаточно благоприятны, и сам процесс может подвергаться тщательному контролю. Разумеется, это заявление уместно только в случае наличия у педагогов высокого уровня эстетической культуры и опоры на материал, имеющий действительно положительное эстетическое значение.

 

2.3. Воспитание эстетической  культуры во внеучебной, творческой деятельности и искусстве

В программу школьного образования входят не только различные учебные дисциплины, но и внеклассные и внешкольные мероприятия. Причем характер их может быть различен: встречаются дидактические, воспитательные, спортивные, развлекательные формы, формы показательных выступлений, праздников и т. д. Одной из важнейших задач этих мероприятий является духовное, нравственное развитие детей, в том числе и воспитание эстетической культуры.

В школе, как было рассмотрено выше, весь педагогический процесс направлен на разностороннее развитие детей. На внеучебных мероприятиях возможно весьма продуктивное объединение многих видов научных знаний, искусств, практических умений и навыков, творческих способностей. В большей мере развитию эстетической культуры способствуют, конечно же, внеучебные мероприятия, связанные с искусством (об эстетическом значении искусства мы говорили выше): литературные вечера, театральные постановки, концерты, фестивали, выставки рисунков и т. д. Стоит отметить, что эстетическое действие внеучебных мероприятий, в которых школьники принимают непосредственное участие, выше, чем в просто созерцаемых ими. В процессе собственного участия ребенка в том или ином виде деятельности формируются реальные связи и отношения с миром, обязательно личностно окрашенные. В контексте рассматриваемой темы при участии детей в эстетической творческой деятельности интенсивно формируются эстетические отношения как результат созревающей эстетической культуры. Однако было бы несправедливым умалять роль непосредственного эстетического восприятия продуктов творческой деятельности других людей (в особенности по-настоящему талантливых), так как именно с восприятия эстетически ценных объектов начинается эстетическая культура в своем теоретико-мировоззренческом значении. Поэтому очень эффективными формами воспитания эстетической культуры остаются посещения музеев, театров, концертных залов, экспозиций и т. д.

Что же касается самодеятельных мероприятий, то они требуют сложной и организованной подготовки. Придумывание сценариев, репетиции, оформление сцены и прочие подготовительные работы ориентированы на получение зрителями и слушателями эстетического наслаждения и учитывают предполагаемый уровень их эстетической культуры. В соответствии с этим у учеников укрепляется собственный эстетико-культурный опыт, открываются возможности реализовать собственную эстетическую культуру в виде реальных продуктов – материальных или идеальных, – лучше осознать и в некоторых случаях перестроить свой духовный мир в соответствии с внешними требованиями.

Высокая эстетическая культура предполагает широкое знакомство личности с миром искусства. Сюда входят умения воспринимать, оценивать, осмыслять произведения искусства. Для этого, конечно, необходимо плодотворное общение с искусством. Но для того, чтобы действительно полноценно воспринимать искусство, любить его и с удовольствием с ним общаться, полезно попробовать создавать его самому. Наиболее продуктивно процесс самостоятельного творчества детей происходит в школах, студиях, кружках искусств.

Своей задачей учреждения дополнительного образования творческого профиля не ставят воспитание будущих профессиональных актеров, певцов, художников. Конечно, такой вариант исхода эстетического воспитания в кружку или студии возможен и он приветствуется, однако главной целью здесь является эстетическое воспитание на материале огромной базы искусства. Попутной целью является развитие у детей творческого, преобразовательного отношения к действительности. Через искусство и эстетическую творческую деятельность раскрываются не только какие-то способности, но и индивидуальность ребенка вообще, формируются умения понимать и принимать людей на духовном уровне, общаться и действовать как культурный человек.

Для воспитания высокой эстетической культуры важно поощрять любые виды творческой деятельности у детей и в школе, и дома, и в учреждениях дополнительного образования. Уже  в 3 - 4 года ребенок пытается освоить рисование, мозаику и конструктор; к 5 - 6 годам он делает аппликации, лепит, поет, танцует; в 6 – 7 лет пробует сочинять сказки. Если родители, воспитатели детских садов интересуются проблемой воспитания эстетической культуры, им знакомы  различные способы организации творческой деятельности и формы занятий искусством с детьми. И по сути не важно, что «произведения» детей не представляют для взрослых  высокой художественной ценности: не у всех детей обнаруживается хороший музыкальный слух для чистого пения; не у всех достаточно развита моторика руки для изобразительной деятельности; не все обладают достаточной пластичностью суставов для исполнения грациозных танцевальных движений. Для детей важен сам факт собственного творчества, сам процесс пения, рисования или танца. И если творчество ребенка одобряется независимо от его результатов, возникают настоящие эстетические отношения – один из уровней эстетической культуры –  сначала к собственному искусству, а затем – к искусству других людей.          

2.4. Воспитание эстетической  культуры в труде

Одно из наиболее важных направлений воспитания школьников – это трудовое воспитание. В современном мире, где все большее значение приобретают техника и ЭВМ, все чаще и чаше возникают суждения о том, что трудовое воспитание не заслуживает столь традиционно большого внимания со стороны институтов социализации. В настоящей главе предлагается рассмотреть труд в его широком значении, где он выступает не столько в плане тяжелой физической работы, сколько в смысле навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовых умений, трудовых (и учебных, что особо подчеркивается в педагогике школы) привычек и т.п.

Информация о работе Воспитание эстетической культуры детей