Воспитание эстетической культуры детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Воспитание культуры подрастающего поколения является одной из центральных проблем современной школы и системы внешкольного образования. Вряд ли можно утверждать, что вопрос формирования культурной личности нов для педагогики; невозможно также с уверенностью сказать, что в наше время он стоит как никогда остро, но нет никаких сомнений в важности воспитания общей культуры детей как набора специфических человеческих свойств и качеств.

Оглавление

Введение;
Глава 1. Общие теоретические аспекты эстетической культуры личности;
Глава 2. Воспитание эстетической культуры детей в основных видах деятельности:
Воспитание эстетической культуры в игре;
Воспитание эстетической культуры в процессе учебной деятельности;
Воспитание эстетической культуры во внеучебной, творческой деятельности и искусстве;
Воспитание эстетической культуры в труде;
Воспитание эстетической культуры в общении;
Глава 3. Воспитание эстетической культуры детей на занятиях вокально-исполнительским мастерством (материалы наблюдения);
Заключение;
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Эстетическая культура.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Воспитание эстетической культуры детей

Курсовая работа

 

План

Введение;

Глава 1. Общие теоретические аспекты эстетической культуры личности;

Глава 2. Воспитание эстетической культуры детей в основных видах деятельности:

  1. Воспитание эстетической культуры в игре;
  2. Воспитание эстетической культуры в процессе учебной деятельности;
  3. Воспитание эстетической культуры во внеучебной, творческой деятельности и искусстве;
  4. Воспитание эстетической культуры в труде;
  5. Воспитание эстетической культуры в общении;

Глава 3. Воспитание эстетической культуры детей на занятиях вокально-исполнительским мастерством (материалы наблюдения);

Заключение;

Библиографический список.

 

Введение

Воспитание культуры подрастающего поколения является одной из центральных проблем современной школы и системы внешкольного образования. Вряд ли можно утверждать, что вопрос формирования культурной личности нов для педагогики; невозможно также с уверенностью сказать, что в наше время он стоит как никогда  остро, но нет никаких сомнений в важности воспитания общей культуры детей как набора специфических человеческих свойств и качеств.

Многие современные ученые – обществоведы, политики, писатели, учителя и прочие авторитетные люди говорят о набирающей силу невротизации общества, которая захватывает практически все слои населения земного шара. В связи с исторически длительным процессом гуманизации общественных отношений в настоящее время в социальной среде наблюдается нечто вроде обратной тенденции: преобладание агрессивного способа разрешения жизненных ситуаций, нездоровая расовая, национальная, конфессиональная, социальная дифференциация; преувеличенно прагматическое отношение к жизни; коррупция, рост преступности; проблемы демографического характера сводят на нет возможности и идеальные и практические результаты воспитания вообще и в частности воспитания эстетической культуры. Пагубное влияние на педагогический процесс этого направления оказывают также факторы природной среды: экологические проблемы и нестабильность климата, ведущие к ухудшению здоровья населения. В таких условиях крайне сложно воспитывать эстетику общественных отношений, культуру общения с природой, творческий интерес к миру, способность к искусству, умение видеть прекрасное в разных сферах жизни и деятельности.

Конечно, было бы утопией говорить о том, что при помощи воспитания эстетической культуры можно устранить все перечисленные негативные проявления современных людей, но все же есть возможность нахождения способа если не глобального, то хотя бы распространяющегося на возможно большее число людей формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Возможно, в этом случае число негативных проявлений общественной жизнедеятельности могло бы снизиться. В конечном же итоге, воспитательный идеал – это всего лишь идеал, без которого, тем не менее, невозможен ни один шаг в избранном направлении, и поэтому рассматриваемые здесь аспекты воспитания эстетической культуры по большей мере идеальны. Ведь эстетическая культура тоже может быть индивидуальной, и даже нетрадиционное ее проявление выгодно отличает человека от животных во всех, в том числе и негативных, смыслах.

В качестве одного из  аспектов общей культуры хочется рассмотреть непосредственно эстетическую культуру как фактор и результат гармоничного развития личности ребенка. Вообще, само понятие культуры имеет очень широкий смысл. Культуру обобщенно можно определить как все, что создано человеческим обществом и существует благодаря деятельности людей. В другом, более честном смысле культурой называют степень овладения той или иной областью знания или деятельности. Оба определения применимы и к эстетической культуре: с одной стороны, это то, что возникает как результат эстетического бытия, а с другой – умение принимать активное участие в этом бытии, причем под участием здесь понимается достаточно многогранный комплекс процессов, включающий в себя созерцание и осознание эстетического бытия, приобщение к нему, освоение, оценка и преобразование его и т. д.

Следует отметить, что понятие эстетической культуры интересует не только специалистов  в области педагогики, но и  психологов, философов, культурологов, представителей творческих профессий. Однако, материалы теоретического и практического поиска,  опубликованные к настоящему времени, далеко не исчерпывают данной проблемы. Хотя житейское понимание термина «эстетическая культура» есть практически у каждого. Довольно часто даже  среди специалистов всех перечисленных направлений встречается суженная трактовка понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическая культура». Первое обобщенно характеризуют как воспитание средствами искусства, второе – как уровень ознакомления с миром искусства. В связи с этим хочется обратить внимание на признание сферы действия эстетического воспитания и эстетической культуры людей гораздо более широкой, чем непосредственно сфера искусства.

В каждый период жизни общества существовал свой идеал эстетически культурного человека, различными были цели, задачи, методы, факторы и ценности эстетического воспитания. Но общий смысл воспитания эстетической культуры личности всегда заключался в формировании у подрастающих поколений особого эстетического отношения к предметам и явлениям окружающей действительности и другим людям, основанного на чувстве прекрасного, т. е. на сравнении объектов с эстетическим идеалом и последующей выработке соответствующего понимания этих объектов.

Поскольку воспитание в общепедагогическом смысле предпочтительно рассматривать как целостный непрерывный процесс, на который оказывают влияние разные стороны и факторы человеческого бытия, в котором участвуют самые различные социальные институты и в том числе, если говорить о самовоспитании, сама личность, то следует подчеркнуть важность и необходимость воспитания эстетической культуры детей во всех видах деятельности. Это определяется тем, что любая сторона деятельности, любой предмет и любое явление обязательно оценивается нами с точки зрения прикладной и духовной значимости. 

В работе рассмотрены важнейшие компоненты структуры эстетической культуры личности и их иерархия; изложены основы воспитания эстетической культуры детей в различных видах деятельности; проанализированы результаты наблюдения практического процесса воспитания эстетической культуры детей на занятиях творческими видами деятельности.

 

Глава 1. Общие теоретические аспекты эстетической культуры

 

1.1. Определение эстетической  культуры

Начиная разговор об эстетической культуре и воспитании ее у детей, следует обозначить само понятие эстетики.

Эстетика (от греч. αεςτεζυς (эстезис) – ощущение, чувство) – философское учение о сущности, проявлениях, закономерностях и значении искусства, художественного творчества, а также духовного развития личности, об отношении искусства к деятельности и существовании искусства в жизни. Эстетика смотрит на мир через призму таких понятийных дихотомий, как прекрасное – безобразное; возвышенное – низменное; комическое – трагическое и т. д.

Из данного определения видно, что эстетика изучает многообразие законов взаимодействия человека с действительностью: во-первых, законы возникновения, существования и развития у человека и общества эстетического отношения к действительности, которое проявляется в виде особого чувственно-эмоционального познания человеком мира; во-вторых, законы эстетической деятельности людей, преобразующих мир в соответствии со своими потребностями, желаниями, ожиданиями; в-третьих, законы происхождения, развития и функционирования искусства и художественного творчества; и, наконец, в-четвертых, законы эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры.

Каждая из перечисленных групп законов представляет собой сложноорганизованный комплекс аспектов различного характера, происхождения, динамики и значения, которые в том или ином смысле тесно переплетаются между собой. Исходя непосредственно из этимологии понятия эстетической культуры, мы видим, что собственно ее очень сложно отделить от других предметов эстетики.

Говоря об эстетической культуре и об эстетическом развитии вообще, следует различать их социальный и индивидуальный, общественный и личностный уровни.

Эстетическая культура личности – это совокупность ее способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь, саму себя, других людей по законам прекрасного (эстетического совершенства),  обеспечивающим возможность наиболее полного, гармоничного раскрытия всех сущностных сил человека. Отсюда появляется возможность оценить масштабность явления эстетической культуры личности (разумеется, в рамках самой личности). Кроме этого, индивидуальную эстетическую культуру справедливо можно определить и как всю сферу материализации соответствующих способностей человека, что доказывает состоятельность эстетической культуры не только как абстрактного понятия, но и как организованного процесса, имеющего определенный конечный результат.

Под эстетической культурой общества понимается не тривиальная сумма индивидуальных эстетических культур. Социальный уровень эстетической культуры – это совокупность всех эстетических (природных и созданных творческим трудом человека) ценностей, которые участвуют во взаимодействии общества с миром, в движении общества по пути самосовершенствования и развития всей системы общественных отношений.

В процессе развития общества большее значение приобретает сфера эстетической и творческой деятельности, духовной жизни людей; расширяется диапазон возможностей для проявления и приложения эстетических способностей и эстетической культуры личности. Эстетическое освоение мира давно вышло за рамки сложившейся системы искусства. Сегодня едва ли можно представить себе такую сферу жизни и деятельности развитого человека, которая не несла бы на себе определенную эстетическую «нагрузку».

Процессы эстетизации окружающего мира и отношений в нем, происходящие в жизни общества и личности постоянно, требуют передачи от поколения к поколению не только опыта приобщения к знанию и его практического применения, но и опыта восприятия, чувственно-эмоционального переживания красоты мира и жизни людей, опыта сохранения, умножения и создания красоты в процессе собственной жизнедеятельности каждого индивида.

Для осуществления столь масштабной задачи – эстетизации всех сторон человеческого бытия – необходимо с детства формировать в людях соответствующие потребности, способности, идеалы и другие свойства и качества, организованная система которых как раз составляет эстетическую культуры.

Основной проблемой, с которой может столкнуться человек в процессе формирования эстетической культуры, становится ошибочное отождествление явления эстетической культуры с культурой художественной. Последняя – гораздо более узкая структура: художественная культура – это совокупность художественных ценностей, опыта создания, хранения, распространения и потребления их, то есть совокупность всех устойчивых способов художественной деятельности. Художественная культура формируется обществом в каждом из его членов и определяется его потребностью и способностью осваивать и создавать мир ценностей искусства. Художественная культура личности, в отличие от эстетической, не всегда присуща вообще всем видам жизнедеятельности человека и далеко не везде проявляется, хотя и способна оказывать влияние на всю жизнь людей.

Художественная культура в историко-генетическом плане есть лишь особая специфическая часть более обширной - эстетической культуры. Художественная культура могла появиться лишь на более высокой ступени духовно-эстетического развития человечества как специфическое обобщение тех сторон общественной преобразовательной деятельности человека, которые могли быть воплощены в конкретно-чувственных представлениях и образах, передающих из поколения в поколение накопленный опыт духовной жизни, выраженный в художественных образах, мифах, символах или знаках. Следовательно, художественная культура стала уже тем уровнем духовно-эстетического развития человечества, на котором оно выработало устойчивую потребность и способность не только производить, но и потреблять специфические духовные ценности.

Без предшествующего формирования эстетической культуры нельзя представить себе и начала художественного развития, хотя грань между ними весьма трудно различима. Художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у людей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, возможности и способности творить в искусстве совершенно не сводится к эстетическому воспитанию. Эстетическая культура формируется под влиянием всех эстетически значимых предметов и явлений, в том числе и искусства как самого мощного средства эстетического воспитания. Эстетическая культура – это часть базовой культуры личности, поэтому содержание эстетического воспитания заключается в развитии человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности вообще. Однако,  в эстетическом воспитании обязательно присутствует ряд элементов непосредственно художественного воспитания.

 

1.2. Структура эстетической  культуры

Мы уже говорили о том, что эстетическая культура является интегральным специфически человеческим личностным образованием. Структура этого образования, как видно из определения, имеет достаточно сложный и разветвленный характер, но все компоненты его  дополняют друг друга и как бы последовательно вытекают один из другого.

Эстетическая культура начинается с эстетического восприятия. Этот структурный компонент является, пожалуй, основополагающим и системообразующим. Процесс воспитания эстетической культуры личности начинается с формирования у каждого воспитуемого потребности и способности эстетического восприятия. Последнее в значительной степени отличается от восприятия человеком  окружающего мира вообще. Эстетическое восприятие – это избирательное восприятие объектов, явлений и процессов материального мира и духовной жизни людей. Причем избирательность здесь прежде всего определяется сложившимися в обществе, народе, группе людей представлениями о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, гениальном и бездарном и т. д. Но вместе с этим нельзя забывать и о том, что любое восприятие как психический процесс всегда субъективно, детерминировано индивидуальными особенностями воспринимающего. Эстетическое восприятие также не может и не должно быть лишено некоторого элемента субъективности, так как без этого вряд ли справедливо утверждение о том, что эстетическая культура воспитуемого будет действительно индивидуальной и уникальной.

Избирательность эстетического восприятия заключается в том, что оно из всего многообразия поступающей в наше сознание информации обращает и  сосредотачивает внимание человека на эстетическом ее содержании. Преимущественно на основе такой информации создается образ предмета или явления, способный вызвать чувственно-эмоциональную реакцию и последующее переживание, которое вызывает у человека определенное чувственное состояние. Раз возникнув, оно заставляет человека вновь и вновь искать встречи с вызвавшими его предметами или явлениями.

Информация о работе Воспитание эстетической культуры детей