Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:04, статья
О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.
На современном этапе развития нашего общества проблема духовности и нравственности приобретает особое значение. Анализ философских источников показал, что существует множество подходов этой проблеме и трактовок к понятий «духовность» и «нравственность».
Введение
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания
1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения
1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников
2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка
Заключение
Список литературы
Так же в ходе нашего
исследования мы попытались выяснить
наиболее популярные телепередачи и
телеканалы, которые ежедневно смотрят
младшие школьники. С этой целью
мы опросили ? учащихся начальных классов
школ Улан-Удэ (300 человек). Учащимся было
предложено ответить на следующие вопросы:
Какой телеканал ты чаще смотришь?
Какая детская телепередача тебе
больше всего нравится? Результаты
ответов представлены в таблицах
3 и 4
Таблица 3.
Выбор телеканалов
младшими школьниками
Выбор учеников количество
%
Телеканал ТНТ 120 40
Телеканал СТС 105 35
Телеканал НТВ 33 11
Телеканал Россия 30
10
Телеканал Культура
12 4
Таблица 4.
Выбор телеканалов
младшими школьниками
Новости 18%
Телесериалы 55%
Детские передачи 7%
Ток-шоу 20%
Оказалось, что младшие
школьники затрудняются ответить на
вопрос "Какая детская телепередача
тебе больше всего нравится?", так
как эти телепередачи редки на
экранах нашего телевидения. Этот вывод
подтверждается анализом телепрограмм
за месяц пяти российских каналов, который
мы осуществляли в течение одного
месяца. Реальная картина содержания
нашего телевидения выглядит так: значительное
преимущество остается за телесериалами
для взрослых и различными ток-шоу,
не несущими в себе значимой информации
для младшего школьника, как в
интеллектуальном, так и в духовном
развитии. Напротив, эта информация
чаще всего имеет скандальный, преступный
и агрессивный по отношению к
окружающей действительности характер.
Из проанализированных
телеканалов лишь на одном из пяти
в программу были включены мультфильмы,
но хотелось бы особо обратить внимание
на то, что из 6 предложенных детям
мультфильмов только 1 отечественный,
оказывающий своим содержанием
положительное воспитательное влияние
на детей. Это только один наглядный
пример того, что.
2.2 Рекомендации родителям
и учителям по осуществлению
контроля и коррекции влияния
средств массовой информации
на развитие ребенка
Понимание современных
условий и особенностей разви¬тия
и социализации обучающихся на ступени
начального об¬щего образования
позволяет конкретизировать содержание
общих задач по каждому из основных
направлений их духов¬но - нравственного
развития и воспитания.
Воспитание гражданственности,
патриотизма, ува¬жения к правам,
свободам и обязанностям человека:
1) элементарные представления
о политическом устройстве
2) представления
о символах государства —
3) элементарные представления
о правах и обязанностях
4) ценностное отношение
к своему национальному языку
и культуре;
5) начальные представления
о народах России, об их об¬щей
исторической судьбе, о единстве
народов нашей страны;
6) элементарные представления
о национальных героях и
7) интерес к государственным
праздникам и важнейшим
8) стремление активно
участвовать в делах класса, школы,
семьи, своего села, города;
9) любовь к образовательному
учреждению, своему селу, городу
народу, России;
Воспитание нравственных
чувств и этического сознания:
1) первоначальные
представления о базовых
российских ценностях;
2) представления
о правилах поведения в
3) элементарные представления
о религиозной картине ми¬ра,
роли традиционных религий в
развитии Российского го¬
4) уважительное отношение
к родителям, старшим, добро¬
5) стремление избегать
плохих поступков, не
6) представления
о возможном негативном
Воспитание трудолюбия,
творческого отношения к
1) элементарные представления
об основных профессиях;
2) ценностное отношение
к учёбе как виду творческой
де¬ятельности;
3) элементарные представления
о роли знаний, науки, со¬временного
производства в жизни человека
и общества;
4) первоначальные
навыки коллективной работы, в
том числе при разработке и
реализации учебных и учебно-
5) умение соблюдать
порядок на рабочем месте;
6) отрицательное
отношение к лени и
Формирование ценностного
отношения к здоровью и здоровому
образу жизни
Элементарные представления
о единстве и взаимовлия¬нии различных
видов здоровья человека: физического,
нрав¬ственного (душевного), социально-психологического
(здо¬ровья семьи и школьного
коллектива);
1) элементарные представления
о влиянии нравственности
2) понимание важности
физической культуры и спорта
для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
3) знание и выполнение
санитарно-гигиенических
4) интерес к прогулкам
на природе, подвижным играм,
участию в спортивных
5) первоначальные
представления об
6) первоначальные
представления о возможном
7) отрицательное
отношение к невыполнению
Воспитание ценностного
отношения к природе, окру¬жающей
среде (экологическое воспитание):
1) развитие интереса
к природе, природным явлениям
и формам жизни, понимание
Воспитание ценностного
отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах
и ценностях (эстетическое воспитание):
1) формирование эстетических
идеалов, чувства прекрасно¬го; умение
видеть красоту природы, труда
и творчества;
2) стремление к
опрятному внешнему виду;
3) отрицательное
отношение к некрасивым
В настоящее время,
несмотря на определенные трудности
переживаемого Россией
периода, становится все более очевидным
необходимость духовно
- нравственного и эстетичного
образования и
воспитания молодежи.
Средства массовой
информации способны не только управлять
вкусами младших школьников, но и
навязывать им свои "идеалы". Ребёнок,
ещё не ориентирующийся в современной
эстраде, как правило. Выбирает "модных"
на сегодняшний день поп-звёзд, которые
не редко становятся его жизненным
идеалом, определяют музыкальные предпочтения,
а, в дальнейшем, и эстетический вкус.
Как важно, чтобы именно в этот
момент рядом оказался человек. Разбирающийся
в современной эстраде, готовый
подсказать младшему школьнику правильный
выбор. Главным проводником в
мир музыкальной продукции
1. В процессе музыкального
воспитания учить детей
чему учит нас
эта песня?
к чему (каким поступкам)
призывает?
зачем появилась
эта песня?
Не будем забывать,
что песня состоит из двух взаимосвязанных
"компонентов": музыки и текста
(слов), поэтому и анализировать
мы их должны во взаимосвязи, одновременно
противопоставляя друг другу. С этой
целью можно задать вопрос: существует
ли взаимосвязь между основной мыслью
песни и музыкальным её воплощением?
2. В качестве альтернативы
можно использовать на
3. Необходимо взаимодействие
учителя и семьи по коррекции
негативного влияния СМИ и,
в частности, современной
В заключение дадим
несколько советов родителям, кому
знакома ситуация, когда их дети,
не успев прийти из школы, сразу включают
телевизор и готовы смотреть его
до поздней ночи. Дети должны знать
определенные правила: сколько им смотреть
телевизор и какие программы,
а родители должны строго следить
за соблюдением этих правил. А лучше
всего смотреть телепередачи вместе
с детьми, обсуждать их, высказывать
свое неодобрение, если герой ведет
себя агрессивно. И, конечно же, следует
контролировать просмотр детьми телепрограмм.
Родители должны:
1) помогать детям
в выборе телепередач и
2) беседовать со
своими детьми на тему "Телевидение.
Опасность. Дети", то есть попытаться
объяснить ребёнку, почему
3) составить свою
программу (график подачи той
или иной информации) воспитательного
характера для ребёнка,
4) объяснить и
показать разницу между
Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников