Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:04, статья

Краткое описание

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.

На современном этапе развития нашего общества проблема духовности и нравственности приобретает особое значение. Анализ философских источников показал, что существует множество подходов этой проблеме и трактовок к понятий «духовность» и «нравственность».

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания

1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения

1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников

2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка


Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

влияние СМИ на формирование духовно.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

Так же в ходе нашего исследования мы попытались выяснить наиболее популярные телепередачи и  телеканалы, которые ежедневно смотрят  младшие школьники. С этой целью  мы опросили ? учащихся начальных классов  школ Улан-Удэ (300 человек). Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы: Какой телеканал ты чаще смотришь? Какая детская телепередача тебе больше всего нравится? Результаты ответов представлены в таблицах 3 и 4  

Таблица 3. 

Выбор телеканалов  младшими школьниками 

Выбор учеников количество % 

Телеканал ТНТ 120 40 

Телеканал СТС 105 35 

Телеканал НТВ 33 11 

Телеканал Россия 30 10 

Телеканал Культура 12 4 
 

Таблица 4.  

Выбор телеканалов  младшими школьниками 

Новости 18% 

Телесериалы 55% 

Детские передачи 7% 

Ток-шоу 20% 
 

Оказалось, что младшие  школьники затрудняются ответить на вопрос "Какая детская телепередача тебе больше всего нравится?", так  как эти телепередачи редки на экранах нашего телевидения. Этот вывод  подтверждается анализом телепрограмм за месяц пяти российских каналов, который  мы осуществляли в течение одного месяца. Реальная картина содержания нашего телевидения выглядит так: значительное преимущество остается за телесериалами  для взрослых и различными ток-шоу, не несущими в себе значимой информации для младшего школьника, как в  интеллектуальном, так и в духовном развитии. Напротив, эта информация чаще всего имеет скандальный, преступный и агрессивный по отношению к  окружающей действительности характер.  

Из проанализированных телеканалов лишь на одном из пяти в программу были включены мультфильмы, но хотелось бы особо обратить внимание на то, что из 6 предложенных детям  мультфильмов только 1 отечественный, оказывающий своим содержанием  положительное воспитательное влияние  на детей. Это только один наглядный  пример того, что.  
 

2.2 Рекомендации родителям  и учителям по осуществлению  контроля и коррекции влияния  средств массовой информации  на развитие ребенка  

Понимание современных  условий и особенностей разви¬тия  и социализации обучающихся на ступени  начального об¬щего образования  позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духов¬но - нравственного  развития и воспитания.  

Воспитание гражданственности, патриотизма, ува¬жения к правам, свободам и обязанностям человека: 

1) элементарные представления  о политическом устройстве Российского  государства, его институтах, их  роли в жизни об¬щества, о  его важнейших законах;  

2) представления  о символах государства — Флаге,  Гербе России, о флаге и гербе  субъекта Российской Федерации,  в котором находится образовательное  учреждение;  

3) элементарные представления  о правах и обязанностях гражданина  России; 

4) ценностное отношение  к своему национальному языку  и культуре; 

5) начальные представления  о народах России, об их об¬щей  исторической судьбе, о единстве  народов нашей страны; 

6) элементарные представления  о национальных героях и важнейших  событиях истории России и  её народов; 

7) интерес к государственным  праздникам и важнейшим событиям  в жизни России, субъекта Российской  Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образова¬тельное  учреждение;  

8) стремление активно  участвовать в делах класса, школы,  семьи, своего села, города; 

9) любовь к образовательному  учреждению, своему селу, городу  народу, России; 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 

1) первоначальные  представления о базовых национальных 

российских ценностях; 

2) представления  о правилах поведения в образовательном  учреждении, дома, на улице, в населённом  пункте, в общест¬венных местах, на природе;  

3) элементарные представления  о религиозной картине ми¬ра,  роли традиционных религий в  развитии Российского го¬сударства, в истории и культуре нашей  страны;  

4) уважительное отношение  к родителям, старшим, добро¬желательное  отношение к сверстникам и  младшим; 

5) стремление избегать  плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться  в плохом поступке и анализировать  его;  

6) представления  о возможном негативном влиянии  на мо¬рально-психологическое состояние  человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;  

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 

1) элементарные представления  об основных профессиях; 

2) ценностное отношение  к учёбе как виду творческой  де¬ятельности; 

3) элементарные представления  о роли знаний, науки, со¬временного  производства в жизни человека  и общества; 

4) первоначальные  навыки коллективной работы, в  том числе при разработке и  реализации учебных и учебно-трудо-вых  проектов; 

5) умение соблюдать  порядок на рабочем месте; 

6) отрицательное  отношение к лени и небрежности  в тру¬де и учёбе, небережливому  отношению к результатам труда 
 

Формирование ценностного  отношения к здоровью и здоровому  образу жизни 

Элементарные представления  о единстве и взаимовлия¬нии различных  видов здоровья человека: физического, нрав¬ственного (душевного), социально-психологического (здо¬ровья семьи и школьного  коллектива);  

1) элементарные представления  о влиянии нравственности человека  на состояние его здоровья  и здоровь0я окружающих его  людей; 

2) понимание важности  физической культуры и спорта  для здоровья человека, его образования,  труда и творчества; 

3) знание и выполнение  санитарно-гигиенических правил, соблюдение  здоровьесберегающего режима дня; 

4) интерес к прогулкам  на природе, подвижным играм,  участию в спортивных соревнованиях; 

5) первоначальные  представления об оздоровительном  вли¬янии природы на человека; 

6) первоначальные  представления о возможном негативном  влиянии компьютерных игр, телевидения,  рекламы на здо¬ровье человека; 

7) отрицательное  отношение к невыполнению правил  личной гигиены и санитарии,  уклонению от занятий физкультурой. 

Воспитание ценностного  отношения к природе, окру¬жающей  среде (экологическое воспитание): 

1) развитие интереса  к природе, природным явлениям  и формам жизни, понимание активной  роли человека в при¬роде; 

Воспитание ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах  и ценностях (эстетическое воспитание):  

1) формирование эстетических  идеалов, чувства прекрасно¬го; умение  видеть красоту природы, труда  и творчества; 

2) стремление к  опрятному внешнему виду; 

3) отрицательное  отношение к некрасивым поступкам  и неряшливости. 

В настоящее время, несмотря на определенные трудности 

переживаемого Россией  периода, становится все более очевидным 

необходимость духовно - нравственного и эстетичного  образования и 

воспитания молодежи.  
 

Средства массовой информации способны не только управлять  вкусами младших школьников, но и  навязывать им свои "идеалы". Ребёнок, ещё не ориентирующийся в современной  эстраде, как правило. Выбирает "модных" на сегодняшний день поп-звёзд, которые  не редко становятся его жизненным  идеалом, определяют музыкальные предпочтения, а, в дальнейшем, и эстетический вкус. Как важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек. Разбирающийся  в современной эстраде, готовый  подсказать младшему школьнику правильный выбор. Главным проводником в  мир музыкальной продукции должен стать учитель музыки, который  поможет учащимся начальной школы  разобраться в современной эстраде. Для решения данной проблемы, на наш взгляд, необходимо учителям музыки:  

1. В процессе музыкального  воспитания учить детей анализировать  современные эстрадные песни  (лучше всего начать с песен,  предпочитаемых детьми), развивая  тем самым человека, способного  критически мыслить, а не просто  воспринимать всю ту информацию, которая поступает через средства  массовой информации. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять  анализу текста песни, так как  именно в нём заключено содержание  основных идей, пропагандируемых  автором, и, в дальнейшем, так  легко усваиваемых младшим школьниками.  С младшими школьниками нужно  акцентировать внимание на нравственно-эстетическом  аспекте анализа идеи песни,  для этого можно задавать следующие  вопросы:  

чему учит нас  эта песня? 

к чему (каким поступкам) призывает? 

зачем появилась  эта песня? 

Не будем забывать, что песня состоит из двух взаимосвязанных "компонентов": музыки и текста (слов), поэтому и анализировать  мы их должны во взаимосвязи, одновременно противопоставляя друг другу. С этой целью можно задать вопрос: существует ли взаимосвязь между основной мыслью песни и музыкальным её воплощением?  

2. В качестве альтернативы  можно использовать на музыкальных  занятиях в школе лучшие образцы  детских песен из мультфильмов, детских сказок, а также романсы  и песни на стихи русских  классиков поэзии, русские народные  песни и др.  

3. Необходимо взаимодействие  учителя и семьи по коррекции  негативного влияния СМИ и,  в частности, современной эстрады.  Данное сотрудничество должно  объединить усилия двух воспитывающих  сторон, и только при соблюдении  этого условия можно добиться  положительного результата. Для  этого необходимо нормированное  общение ребёнка со средствами  массовой информации, когда родители  не только знают, что смотрит  их ребёнок, но и пытаются  анализировать телевизионные и  музыкально-эстрадные программы  вместе с ним (с точки зрения  их нравственного содержания).  

В заключение дадим  несколько советов родителям, кому знакома ситуация, когда их дети, не успев прийти из школы, сразу включают телевизор и готовы смотреть его  до поздней ночи. Дети должны знать  определенные правила: сколько им смотреть телевизор и какие программы, а родители должны строго следить  за соблюдением этих правил. А лучше  всего смотреть телепередачи вместе с детьми, обсуждать их, высказывать  свое неодобрение, если герой ведет  себя агрессивно. И, конечно же, следует  контролировать просмотр детьми телепрограмм.  

Родители должны: 

1) помогать детям  в выборе телепередач и ограничивать  их времяпровождения у телевизора, но лучше, если дети будут  делать (понимать) это сами, а именно  не лениться просматривать программы  на будущую неделю. Отбирать те  передачи, которые полезно и интересно  посмотреть ребенку. Общее время  просмотра телепередач детьми  до 7 лет не должно превышать  6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет - 10 часов. Старайтесь, чтобы  ребенок не смотрел телевизор  более получаса подряд;  

2) беседовать со  своими детьми на тему "Телевидение.  Опасность. Дети", то есть попытаться  объяснить ребёнку, почему существуют  запретные телепередачи, и почему  телевизор нельзя смотреть долго  (вредно для здоровья и т.д.);  

3) составить свою  программу (график подачи той  или иной информации) воспитательного  характера для ребёнка, учитывая  при этом возрастные и индивидуально-личностные  особенности ребёнка;  

4) объяснить и  показать разницу между отечественной  телепродукцией и зарубежной, то  есть воспитывать у ребёнка  патриотизм к своему Отечеству;  

Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников