Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:04, статья

Краткое описание

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.

На современном этапе развития нашего общества проблема духовности и нравственности приобретает особое значение. Анализ философских источников показал, что существует множество подходов этой проблеме и трактовок к понятий «духовность» и «нравственность».

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания

1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения

1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников

2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка


Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

влияние СМИ на формирование духовно.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

... “Образование”  сегодня - это умение вести  активную оборону от потока  средств массовой информации. “Активную”  потому что от потока нужно  не отгораживаться, а смело черпать  из него, фильтровать и брать  по возможности все, что в  нем найдется пусть и не  “вечного”, но хотя бы “разумного, доброго”, или, на худой конец,  полезного. [Игнатова В.В. Педагогические  факторы духовно-творческого становления  личности в образовательном процессе: монография/ В.В. Игнатова; СибГТУ.- Красноярск,2000-С.96-115]  

Иными словами, сделать  так, чтобы в результате этого  образования человек мог со знанием  дела пользоваться окружающими его  средства массовой информации, а не наоборот.  

Проблемы взаимодействия средств массовой информации и школы  особенно актуальны для России в  переходный период, период становления  демократического общества. К числу  самых серьезных из таких проблем  можно отнести практически полное игнорирование в любом школьном курсе всего того, что связано  со средствами массовой информации. Игнорируется тот очевидный факт, что наиболее значительные изменения сегодня  происходят именно в информационной области и что, благодаря широкому распространению средств массовой информации, ребенок постоянно оказывается  под «ударом» множества информационных потоков. И воздействие этих потоков  ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается.  

Например, многочисленные экологические кампании в большей  мере вызывают у подростков чувства  страха и неуверенности в будущем, чем потребность искать и находить конструктивные решения. («Оставшиеся  леса или вырубают или загрязняют, и они умирают», «на планете  вымирают животные», «все на грани уничтожения», «наука установила, что через 45 лет  жизнь на Земле прекратится».).  

Часто ли советскому или «постсоветскому» российскому  школьнику предлагалось критически отнестись к словам учителя, к  учебнику, или хотя бы к газетному  тексту, телепередаче или другому  сообщению средств массовых информаций? А часто ли в школе ребенку  предлагают попытаться уловить и  «вскрыть» смысл того и иного  информационного сообщения, понять «кому это выгодно»? А тем временем восприятие средств массовых информаций становится все важнее даже для собственно учебного процесса. При всех особенностях и ограничениях на потребление «интеллектуальной  составляющей» средств массовой информации, учебная информация, которая  передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все  менее значительное место, а информация, получаемая из средств массовых телекомункации, — все больше.  

Во-первых, многие средства массовой информации берут на себя обучающие, просветительские функции. Школьники — постоянные зрители  таких телевизионных программ как  «Умницы и умники», «Галилео», «Непутевые заметки», «Великие тайны и мифы XX века» и др. Значительная часть  информации в этих передачах в  большей или меньшей мере связана  с основами тех наук, которые изучаются  в школе. Однако образовательные  учреждения мало реагируют на дидактический  потенциал СМИ.  

Во-вторых, время, проводимое ребенком перед телевидением или  видео, по продолжительности уже  приближается или превосходит время  пребывания в школе. Но при этом школьник простым нажатием кнопки может выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные  шоу и др. Школьники могут сознательно  избегать серьезных образовательных  передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире. По бытующему сейчас образному выражению, человек может «свить себе информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве.  

Информация, передаваемая по каналам масс медиа продукт  так называемой индустрии сознания достаточно мощной отрасли, направленной на манипулирование сознанием потребителя  информации с политическими, экономическими или другими целями. Индустрия  эта принимает все более профессиональный характер: разрабатываются методы и  приемы привлечения и удержания  аудитории, изучаются объекты и  цели воздействия.  

Например, осуществляются благотворительные, спортивные и общественно-культурные акции, к собственно передаваемой информации отношения не имеющие, но формирующие  доверительное отношение к средствам  массовой информации, которое неосознанно  переносится и на сообщаемую информацию. Отечественная школа практически  игнорирует и эти процессы.  

Очевидно, в этих условиях учить школьника критическому отношению к получаемой информации эффективнее всего «в комплексе», на материале и учебной информации, и материалов СМИ, если те посвящены  одной и той же проблеме.  

Необходимость для  современного человека навыков восприятия информации, умения конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности и, как  следствие, более компетентно и  свободно обращаться с информационными  потоками - все это усиливает объективную  связь между конечным результатом  обучения и уровнем медиа образования  обучаемых.  

Пока же пропасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и школьниками зависит  в основном от индивидуальных вкусов каждого и редко совпадает. Это  необычайно серьезная проблема, обусловленная  не только возрастными отличиями, но и, по сути, принадлежностью к разным пластам цивилизации. Можно каждодневно  фиксировать изменения в мироощущении и речи детей под влиянием средств  массовых информаций. Но в школе  мало кто обращает внимание на возникающие  у детей коммуникативные трудности, связанные как с изменением окружающего  их предметного мира, так и с  насыщением русского языка англицизмами, специфической лексикой бизнеса  и политики. Журнал Телевидение и  школа. М., 1989  

Младшим школьникам детям 8 -10 лет было предложено выполнить  несколько заданий и ответить на вопросы: «Все ли слова понятны  тебе на уроке? Приведи примеры непонятных слов. «Вот эти непонятные слова: «мгла», «в злате-серебре», «живало-бывало», «кровля», «ветхая», «лачужка», «обветшалая», «падчерица», «веретено», «полынья», «сравни», «поле». Сказки, литература для внеклассного чтения, лексика учителя - все это  из другого, из «нашего», а не из «их» мира. Зато они знают и активно  используют такие слова, как «фирма», «шестисотый Мерседес», «рейтинг», «визажист» и др.  
 
 

Теперь перейдем к анализу специальных телевизионных  методов введения человека в состояние  гипноза. 

1. Чтобы заинтересовать  человека и обратить его внимание  на экран, используются следующие  эффекты: 

а) создание яркого видеоряда  с целью образования определенного  светового ощущения, и чем оно  сильнее, тем сильнее к нему приковывается  и внимание, а за вниманием и  душа человека;  

б) это же относится  и к звуковым эффектам; 

в) новизна и необычность  также привлекает к экрану человека, потому что по закону движения и  устремления психических процессов  монотонность вызывает отвращение;  

г) показ крупным  планом лица человека является особо  действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается  к нему симпатией или отвращением (что мы и замечаем в повседневном человеческом общении), и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее  лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.  

2. Для быстрого  введения в состояние гипноза  внимание человека кратковременно  останавливают на одной точке,  картинке, неподвижном объекте.  

3. В медицинской  практике гипнотизирования применяют  эффекты быстрой вспышки, громкого  звука, после которых резкое  возбуждение нервной системы  быстро сменяется торможением.  Этот метод можно наблюдать  в различных рекламных и программных  заставках, а также в теле- и  кинофильмах.  

4. Прерывание фильмов  на самом трагическом месте  побуждает телезрителей с нетерпением  ждать следующей серии, что  делает человека заинтересованным  и, вследствие этого, открытым  для нового сеанса внушения.  

5. Несомненная роль  в телевизионном внушении принадлежит  тщательному планированию передач.  Наша душа не может постоянно  быть напряженной или заторможенной,  обязательно в ближайшем времени  происходит изменение состояния.  Так и передачи, следующие одна  за другой, не могут быть одинаковыми  по идее и настроению. Обязательно  одна будет серьезная, а затем-  легкая и веселая. Всегда, например, перед самой важной в государственном  плане программой "Время" показывается  детская, легкая передача "Спокойной  ночи, малыши". Подобных примеров  можно привести множество.  

Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень  важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы  являются дети. Хотелось бы отметить, что  дети из-за отсутствия у них полного  осознания границ реальности, все  события, которые происходят перед  их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у  них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для  них естественны и реальны. В  итоге мы видим, что вся масса  народа слепо подвергается телевизионному внушению СМИ.  

За последние сорок  лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию  телевидения и кинематографа  на детей. Исследования проводились  во многих странах мира, среди мальчиков  и девочек, принадлежащих к различным  расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и  к неодушевленным предметам.  

Американская Академия Педиатрии American Academy of Pediatrics опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований. 

1) дети, которые смотрят  много передач, содержащих сцены  насилия, воспринимают насилие,  как легитимный способ разрешения  конфликтов. 

2) просмотр сцен  насилия делает человека более  беззащитным к насилию в реальной  жизни. 

3) чем больше ребенок  видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет  жертвой насилия.  

4) если ребенок  отдает предпочтение просмотру  телепрограмм, содержащих сцены  насилия, существует значительно  большая вероятность, что он  вырастет агрессивным человеком  и даже может совершить преступление.  

Американский ребенок  проводит 28 часов в неделю перед  телевизором - это больше, чем школьник тратит на занятия в школе. Как  минимум, час в день подросток  играет в видеоигры или путешествует по Интернету. Несколько часов в  неделю он посвящает просмотру фильмов  и прослушиванию музыки.  

По данным Медицинского факультета Гарвардского Университета Harvard University, к 18-летнему возрасту, американский ребенок видит насилие на экране телевизора более 180 тыс. раз, Из них  примерно 80 тыс. убийств. По данным Mediascope, 66% детских телепередач, транслируемых  в США, содержат сцены насилия, причем в трех четвертях случаев телевидение  демонстрирует программы, в которых  насилие никак не наказывается. По данным Национального Института  Психического Здоровья National Institute of Mental Health лишь 4% программ, в которых присутствуют сцены насилия, содержат ярко выраженный призыв к ненасилию. [http://ref.com.ua]  

Телевидение оказало  большое влияние на уровень преступности: существует четкая зависимость - уровень  преступности в той или иной стране возрастал через 10-15 лет после  появления в ней телевидения. В 2001 году в США был опубликован  доклад главного хирурга страны, посвященный  проблеме молодежного насилия. В  этом докладе подчеркивалось, что  просмотр фильмов и телепрограмм, содержащих акты насилия, является фактором риска для подростка. По уровню воздействия  на сознание ребенка он находится  на том же уровне, что и иные факторы  риска - бедность, плохое социальное окружение, низкий уровень интеллекта и т.д  

Смолян Г.А., Зараковский  Г.М., Розин В.М. Информационно-психологическая  безопасность. М., 2003-С.46 
 
 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  

2.1 Педагогический  анализ результатов экспериментальной  работы по выявлению воздействия  телевидения на формирование  духовно-нравственных ценностей  младших школьников  
 

Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников