Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:04, статья

Краткое описание

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.

На современном этапе развития нашего общества проблема духовности и нравственности приобретает особое значение. Анализ философских источников показал, что существует множество подходов этой проблеме и трактовок к понятий «духовность» и «нравственность».

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания

1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения

1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников

2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка


Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

влияние СМИ на формирование духовно.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших  школьников 

Автор: Шиханова Юлия Михайловна 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение  

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 

1.1.Теоретические  основы формирования духовно-нравственных  ценностей младших школьников  

1.2.Средства массовой  информации как фактор формирования  духовно-нравственных ценностей  младших школьников 

1.2.1.Изменение структуры  досуга и проблемы воспитания 

1.2.2.Взаимодействие  современной школы и современного  телевидения 

1.3. Психофизиологическое  воздействие средств массовой  информации на развитие ребенка 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  

2.1. Педагогический  анализ результатов экспериментальной  работы по выявлению воздействия  телевидения на младших школьников 

2.2 Рекомендации родителям  и учителям по осуществлению  коррекции влияния средств массовой  информации на духовно-нравственное  развитие ребенка  
 

Заключение 
 

Список литературы 

Приложение 
 

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 
 

1.1. Теоретические  основы формирования духовно  - нравственных ценностей младших  школьников 

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении  нельзя говорить безотносительно к  конкретным условиям, которые могут  способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования  являются средства массовой информации.  

На современном  этапе развития нашего общества проблема духовности и нравственности приобретает  особое значение. Анализ философских  источников показал, что существует множество подходов этой проблеме и  трактовок к понятий «духовность» и «нравственность».  

Понятийно - категориальный аппарат проблемы духовности включает учение о душе, духе, сознании, становлении  и развитии личности. Так, для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души. По Аристотелю человек имеет растительную душу (чувства), животную (воля), разумную (ум), находящуюся во внутреннем борении  добра и зла, представленную в  образе колесницы, где возничий - разум, коренная - воля, пристяжные - чувства. [Гегель ] По Платону, это идеи Блага, Истины, Добра, Красоты, Гармонии, которыми разрушаются «ложные мнения», продиктованные сиюминутной выгодой, расчетом, которые  ведут к поиску истины, к познанию самого себя и других, своего предназначения в этом мире.[Зинченко ]  

Мыслители разных веков  трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят  по поводу добродетели: нравственно  прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего  всеми добродетелями человека». [Цит. по Архангельский]  

Русская народная педагогика трактует духовное воспитание как процесс  и результат формирования и развития трудолюбия, чести, совестливости, порядочности, любви к Отечеству, преданности  семейному очагу. В связи с  этим цель духовно-нравственного воспитания в народной педагогике - это человек, обладающий высокими духовными и  нравственными качествами. Содержание духовно - нравственного воспитания в народной педагогике включает в  себя воспитательный опыт народа, его  педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания.  

К.Д. Ушинский рассматривает  духовно-нравственное воспитание 

личности как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование в человеке воли, морального сознания, нравственных привычек, долга,  

чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. 

Задача нравственного  воспитания заключается в необходимости  приведения этих качеств в единую целостную систему. К.Д.Ушинский считал, что сущность нравственного воспитания не «в кодексе правил поведения», а  в создании внутренней направленности человека. Поведение же его вытекает из внутренней установки личности; «Создай раньше материал нравственности, а потом её правила» [К.Д. Ушинский].  

Основными и обязательными  условиями формирования нравственной 

личности является: формирование у воспитанника воли, морального сознания, долга, чести и  достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений; создание внутренней направленности убеждений; нравственные знания, мотивы и побуждения должны обязательно подкрепляться нравственным поведением личности; нравственное воспитание должно быть направлено на постижение высшего смысла жизни: добро, любовь, справедливость. Работу по нравственному  воспитанию следует начинать в дошкольном детстве со знакомства детей с  нравственными нормами и правилами  поведения и формирования моральных  привычек. Эффективным средством  нравственного воспитания является коллектив, где воспитанник имеет  возможность на собственном опыте  проверить свои знания, представления  и привычки нравственного порядка; обеспечить переход внешних моральных  требований во внутренние требования личности к себе.  

Ценности - это, что  имеет для нас значимость в  нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается  как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или  злое и пр. Есть ценности духовные, чувственные, витальные, а также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека, культуры и общества. Но истину, добро и красоту не следует сводить к пользе. Такие  попытки приводят к "смутному времени  в царстве ценностей, из которого нет другого выхода, кроме возвращения  к их тройственной державе" (* Федотов  Г. П. Лицо России // Вопросы философии, 1990, № 8, с. 136.). Носителем ценностей  является личность , постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания и осознающая их сверхличный характер. Ценности необходимы для различия целей, которые ставит перед собой воля в деятельности и поступках человека; их место  в мотивации - глубже целей и интересов. Шелер, М. Формы знания и образование // Человек. Вып 4. — М., 1992. — С. 85-96. Ценности не следует отождествлять  с эмпирической природой разных благ, с "ценными вещами" и пр. Ф.Шелер  относил к ценностям истинное, благородное, прекрасное, доброе, а  также святое ; они априорны, познаются  в созерцании "мира ценностей" и иерархически упорядочены.  

В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие  

базовые ценности, как  истина, добро, красота, чувство долга, совесть.  

Особенно примечательны  здесь слова выдающегося философа И. Канта,  

который писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым  и все более  

сильным удивлением и благоговение – это звездное небо надо мной и моральный закон  во мне» [цит. по Кант И. Соч. в шести  томах. Т. 4. Ч. 2. – М., 1965.].  

Одной из главных  задач духовно-нравственного воспитания является 

освоение духовных ценностей, накопленных человечеством, духовные потребности и их формирование, этические знания, эстетический вкус, само-  

сознание, эмоциональная  сфера, чувство совести, воспитание чувства собственного достоинства, чувство доброты; эмпатийных чувств (сочувствия,  

сопереживания), коммуникативные  способности (дружелюбие в общении  с 

окружающими, взаимопонимание  и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт). 

Под духовным образованием принято понимать идеи, мысли, идеалы, представления и понятия о  высоком, возвышенном, непостижимом, недоступном, к которым можно приблизиться.  

Нравственным образованием является перенятие, усвоение системы  знаний, совокупности нравственных идей и предписаний, теоретически и методологически  обоснованных  

Учитывая, что в  современном процессе развития и  воспитания ребёнка актив¬но участвуют  не только традиционные субъекты (семья  и об¬разовательное учреждение), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой ин¬формации (СМИ), необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении  принципиаль¬ного вопроса о том, на воспитание какого человека направ¬лены  непосредственные или опосредованные их усилия.  

С поступлением в  школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, рас¬ширяется сфера  его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование положительного отноше¬ния к образованию, школе,  

педагогам и сверстникам, выра¬батываются основы его социального, гражданского поведе¬ния, характер трудовой, общественной, творческой деятель¬ности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований  познавательной сферы, качеств и  свойств личности обучающегося оказывают  принципиально новые условия  жизнедеятельности современного ребёнка, ко¬торые требуют учёта при формировании подходов к органи¬зации его духовно-нравственного  развития и воспитания ребенка.  

Современный ребёнок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.  

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между  характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне  школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой  и т. д.), который меняет структуру  мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения  к жизни, морального релятивизма.  

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в  духовно - нравственном развитии и воспитании ученика на ступени начального общего образования.  

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни ребенка  множеством примеров нравственного  поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой  истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных  видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого  из основных направлений духовно - нравственного  развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при  общении детей с людьми, в жизни  которых есть место духовному  служению и моральному поступку.  

Духовно - нравственное развитие должно преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное  социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать  стремление ребёнка включиться в  посильное решение проблем школьного  коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности  для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших  и старших детей.  

Духовно-нравственное развитие, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное  будущее. В условиях изоляции мира детства  и виртуальной зрелости детей  их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при  этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и  полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между  самоценностью детства и своевременной  социализацией. Первое раскрывает для  человека его внутренний идеальный  мир, второе - внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров  происходит через осознание и  усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с  другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими  людьми.  

Савинов Е. С. Начальная  школа / Стандарты второго поколения.—  М.:Просвещение,2010.С.191  
 

1.2.2 Взаимодействие  школы и современного телевидения 

Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников