Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:04, статья
О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.
На современном этапе развития нашего общества проблема духовности и нравственности приобретает особое значение. Анализ философских источников показал, что существует множество подходов этой проблеме и трактовок к понятий «духовность» и «нравственность».
Введение
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания
1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения
1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников
2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка
Заключение
Список литературы
влияние СМИ на формирование
духовно-нравственных ценностей младших
школьников
Автор: Шиханова Юлия
Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Теоретические
основы формирования духовно-
1.2.Средства массовой
информации как фактор
1.2.1.Изменение структуры
досуга и проблемы воспитания
1.2.2.Взаимодействие
современной школы и
1.3. Психофизиологическое
воздействие средств массовой
информации на развитие ребенка
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
2.1. Педагогический
анализ результатов
2.2 Рекомендации родителям
и учителям по осуществлению
коррекции влияния средств
Заключение
Список литературы
Приложение
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические
основы формирования духовно
- нравственных ценностей
О духовности и нравственности
как массовом социальном явлении
нельзя говорить безотносительно к
конкретным условиям, которые могут
способствовать, или препятствовать
их развитию. Одним из важных факторов
духовно - нравственного образования
являются средства массовой информации.
На современном
этапе развития нашего общества проблема
духовности и нравственности приобретает
особое значение. Анализ философских
источников показал, что существует
множество подходов этой проблеме и
трактовок к понятий «
Понятийно - категориальный
аппарат проблемы духовности включает
учение о душе, духе, сознании, становлении
и развитии личности. Так, для античных
материалистов дух есть наиболее
разумная часть души. По Аристотелю
человек имеет растительную душу
(чувства), животную (воля), разумную (ум),
находящуюся во внутреннем борении
добра и зла, представленную в
образе колесницы, где возничий - разум,
коренная - воля, пристяжные - чувства.
[Гегель ] По Платону, это идеи Блага,
Истины, Добра, Красоты, Гармонии, которыми
разрушаются «ложные мнения», продиктованные
сиюминутной выгодой, расчетом, которые
ведут к поиску истины, к познанию
самого себя и других, своего предназначения
в этом мире.[Зинченко ]
Мыслители разных веков
трактовали понятие нравственности
по-разному. Еще в древней Греции
в трудах Аристотеля о нравственном
человеке говорилось: «Нравственно прекрасным
называют человека совершенного достоинства.
Ведь о нравственной красоте говорят
по поводу добродетели: нравственно
прекрасным зовут справедливого, мужественного,
благоразумного и вообще обладающего
всеми добродетелями человека».
[Цит. по Архангельский]
Русская народная педагогика
трактует духовное воспитание как процесс
и результат формирования и развития
трудолюбия, чести, совестливости, порядочности,
любви к Отечеству, преданности
семейному очагу. В связи с
этим цель духовно-нравственного
К.Д. Ушинский рассматривает
духовно-нравственное воспитание
личности как целенаправленный
процесс, включающий в себя формирование
в человеке воли, морального сознания,
нравственных привычек, долга,
чести, достоинства,
уважения к труду, патриотических чувств
и убеждений.
Задача нравственного
воспитания заключается в необходимости
приведения этих качеств в единую
целостную систему. К.Д.Ушинский считал,
что сущность нравственного воспитания
не «в кодексе правил поведения», а
в создании внутренней направленности
человека. Поведение же его вытекает
из внутренней установки личности;
«Создай раньше материал нравственности,
а потом её правила» [К.Д. Ушинский].
Основными и обязательными
условиями формирования нравственной
личности является:
формирование у воспитанника воли,
морального сознания, долга, чести и
достоинства, уважения к труду, патриотических
чувств и убеждений; создание внутренней
направленности убеждений; нравственные
знания, мотивы и побуждения должны
обязательно подкрепляться
Ценности - это, что
имеет для нас значимость в
нравственном, эстетическом и познавательном
отношении. К примеру, оценивается
как прекрасное или безобразное,
истинное или ложное, доброе или
злое и пр. Есть ценности духовные, чувственные,
витальные, а также прагматические,
утилитарные, связанные с полезным
для человека, культуры и общества.
Но истину, добро и красоту не
следует сводить к пользе. Такие
попытки приводят к "смутному времени
в царстве ценностей, из которого
нет другого выхода, кроме возвращения
к их тройственной державе" (* Федотов
Г. П. Лицо России // Вопросы философии,
1990, № 8, с. 136.). Носителем ценностей
является личность , постигающая их
в опыте внутреннего принятия
или отталкивания и осознающая их
сверхличный характер. Ценности необходимы
для различия целей, которые ставит
перед собой воля в деятельности
и поступках человека; их место
в мотивации - глубже целей и интересов.
Шелер, М. Формы знания и образование
// Человек. Вып 4. — М., 1992. — С. 85-96.
Ценности не следует отождествлять
с эмпирической природой разных благ,
с "ценными вещами" и пр. Ф.Шелер
относил к ценностям истинное,
благородное, прекрасное, доброе, а
также святое ; они априорны, познаются
в созерцании "мира ценностей"
и иерархически упорядочены.
В центре внимания духовно-нравственных
ценностей находятся такие
базовые ценности, как
истина, добро, красота, чувство долга,
совесть.
Особенно примечательны
здесь слова выдающегося
который писал: «Две
вещи наполняют душу всегда новым
и все более
сильным удивлением
и благоговение – это звездное
небо надо мной и моральный закон
во мне» [цит. по Кант И. Соч. в шести
томах. Т. 4. Ч. 2. – М., 1965.].
Одной из главных
задач духовно-нравственного
освоение духовных
ценностей, накопленных человечеством,
духовные потребности и их формирование,
этические знания, эстетический вкус,
само-
сознание, эмоциональная
сфера, чувство совести, воспитание
чувства собственного достоинства,
чувство доброты; эмпатийных чувств
(сочувствия,
сопереживания), коммуникативные
способности (дружелюбие в общении
с
окружающими, взаимопонимание
и искренность, уважение к личности,
эмоциональный контакт).
Под духовным образованием
принято понимать идеи, мысли, идеалы,
представления и понятия о
высоком, возвышенном, непостижимом, недоступном,
к которым можно приблизиться.
Нравственным образованием
является перенятие, усвоение системы
знаний, совокупности нравственных идей
и предписаний, теоретически и методологически
обоснованных
Учитывая, что в
современном процессе развития и
воспитания ребёнка актив¬но участвуют
не только традиционные субъекты (семья
и об¬разовательное учреждение), но
и различные общественные, культурные,
религиозные организации, средства
массовой ин¬формации (СМИ), необходимо
обеспечить согласованность действий
между этими субъектами в решении
принципиаль¬ного вопроса о том,
на воспитание какого человека направ¬лены
непосредственные или опосредованные
их усилия.
С поступлением в
школу у ребёнка осуществляется
переход к учебной
педагогам и сверстникам,
выра¬батываются основы его социального,
гражданского поведе¬ния, характер трудовой,
общественной, творческой деятель¬ности.
При этом существенное влияние на
формирование указанных новообразований
познавательной сферы, качеств и
свойств личности обучающегося оказывают
принципиально новые условия
жизнедеятельности современного ребёнка,
ко¬торые требуют учёта при формировании
подходов к органи¬зации его духовно-нравственного
развития и воспитания ребенка.
Современный ребёнок
находится в беспредельном
В современных условиях
осуществления ведущей
Родители (законные
представители), так же как и педагог,
подают ребёнку первый пример нравственности.
Пример имеет огромное значение в
духовно - нравственном развитии и воспитании
ученика на ступени начального общего
образования.
Необходимо обеспечивать
наполнение всего уклада жизни ребенка
множеством примеров нравственного
поведения, которые широко представлены
в отечественной и мировой
истории, истории и культуре традиционных
религий, литературе и различных
видах искусства, сказках, легендах
и мифах. В содержании каждого
из основных направлений духовно - нравственного
развития и воспитания должны быть
широко представлены примеры духовной,
нравственной, ответственной жизни,
как из прошлого, так и из настоящего,
в том числе получаемые при
общении детей с людьми, в жизни
которых есть место духовному
служению и моральному поступку.
Духовно - нравственное
развитие должно преодолевать изоляцию
детства, обеспечивать полноценное
социальное созревание младших школьников.
Необходимо формировать и стимулировать
стремление ребёнка включиться в
посильное решение проблем
Духовно-нравственное
развитие, содержание их деятельности
должны раскрывать перед ними их возможное
будущее. В условиях изоляции мира детства
и виртуальной зрелости детей
их собственное будущее
Савинов Е. С. Начальная
школа / Стандарты второго поколения.—
М.:Просвещение,2010.С.191
1.2.2 Взаимодействие
школы и современного
Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников