Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:04, статья

Краткое описание

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.

На современном этапе развития нашего общества проблема духовности и нравственности приобретает особое значение. Анализ философских источников показал, что существует множество подходов этой проблеме и трактовок к понятий «духовность» и «нравственность».

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания

1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения

1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников

2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка


Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

влияние СМИ на формирование духовно.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

Для выявления уровня развития духовно–нравственных качеств  у младших школьников мы провели  экспериментальную работу. 3Акласс и 3Б класс средней общеобразовательной  школы №25 и 3Б класс средней  общеобразовательной школы№54 города Улан-Удэ. С помощью методов: анкетирование, тестирование, беседа и опрос.  

Прежде всего, надо было выяснить категориальную структуру  нравственности. Поэтому в самом  начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие  категории, как «добро», «зло», «мудрость», «мужество», «умеренность», «справедливость», «счастье», «дружба». В Средневековье  появляется понятие «милосердие», а  в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Г.Гегель). Таким образом, для нашего исследования было взято 10 этих категорий.  

С целью выявления  понимания младшими школьниками  сути базовых нравственных категорий  был проведен индивидуальный опрос. В ходе опроса мы просили младших  школьников пояснить, как они понимают смысл предъявленных им слов. Статистика ответов первоклассников представлена в табл. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), не смогли это сделать 3 че¬ловека (1 девочка и 2 мальчика).  

Результаты ответов  представлены в таблице 1. 

Понимание младшими школьниками базовых нравственных категорий 

Понятия Объяснили  Не объяснили 

девочки мальчики девочки  мальчики 

Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % 

1. Счастье 9 67,7 10 72 1 32,3 3 27,9 

2. Свобода 4 77,4 7 86 7 22,6 4 13,95 

3. Мудрость 9 35,5 9 58,1 2 64,5 4 41,9 

4.Мужество 11 54,8 10 53,5 1 45,2 3 46,5 

5.Умеренность 10 32,3 5 11,6 5 67,7 4 88,4 

6.cправедливость  10 61,3 8 65,1 2 38,7 2 34,9 

7 Дружба 10 96,8 11 95,3 1 3,2 2 4,7 

8. Добро 11 93,5 13 79,1 0 6,5 0 20,9 

9. Зло 11 90,3 10 88,4 1 9,7 3 11,6 

10. Милосердие 5 22,6 4 37,2 8 77,4 8 62,8 

11. Долг 1 67,7 3 76,7 10 32,3 10 23,3 

12. Вина 5 48,4 13 69,8 6 51,6 0 30,2 
 
 

Из таблицы видно, что легче всего было раскрыть суть понятий «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее - «милосердие», «мудрость».  

Поясняя смысл категории  «дружба», дети говорили, что это  «люди дружат между собой». Очень  редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают  друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».  

В толковании категории  «зла» можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда  бьют», «когда убивают», «когда человек  делает что-нибудь плохое», «когда все  дерутся». Вторая груп¬па ответов  связана с характеристикой другого  человека «это злой человек» или самого себя - «это я, когда плохой». Третья группа вновь представляет только эмоциональную  оценку явления: «это плохо».  

Добро в представлении  отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах  девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для  вторых - с отсутствием внешних  конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые  включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной  оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.  

Несмотря на то что  категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство  учащихся, их понимание далеко от действительного.  

В конце учебного года подвели итоги, было ли интересно  жить ребятам в школе. Для этого  предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили  много мероприятий, проведенных  за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в  школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему  научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и  не оставлять товарища в беде.  

Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение  выполняют дружно, видят, кому нужна  помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские  коллективы живут согласно урокам хороших  манер. Очень важно воспитывать  в детях доброту, щедрость души, уверенность  в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к  вступлению во “взрослую” жизнь, с  ее нормами и требованиями, привьёт  им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.  
 

Для выявления предпочтений детей в телепросмотре мы применили  анкетирование. Анкета открытого типа (приложение №2) включала 9 вопросов, дети сами вписывали ответы, исходя из личных эмоций и предпочтений. Детям было дано указание: «Пиши, что хочешь и  как хочешь».  
 

Анкета 

1. Что ты любишь  смотреть по телевизору? 

2. Про что тебе  смотреть не нравится? 

3. Сколько часов  в день ты смотришь телевизор? 

4. Зачем вообще  люди изобрели телевидение? 

5. С кем из телевизионных  героев ты бы хотел подружиться? 

6. Почему? 

7. Какая польза  от телевизора в твоем доме? 

8. Какие программы  тебе надоели, лучше бы их  совсем не было? Про что делается  слишком мало программ, о чем  бы ты хотел смотреть по  телевизору?  

9. О чем бы ты  попросил всех телевизионщиков  России? 

С целью подтверждения  результатов анкетирования мы применили  тест «Несуществующее животное», который  был помещен на последней странице анкеты.  

Перед тестированием  мы проинструктировали детей. Им было предложено придумать и нарисовать существующего или не существующего  героя, про которого еще не сделали  мультфильм. «Это может быть любое  существо, только поясни: Как его  зовут? Чем оно питается? Какой  у него характер?»  

Результаты анкетирования  показали следующее. Существенной разницы  в ответах учеников классов не выявлено, из чего можно предположить, что предпочтения младших школьников данного возраста примерно одинаковы.  

На вопрос Что  ты любишь смотреть по телевизору? 

Выбор учеников количество % 

любят мультфильмы 29 83 

детские программы 4 9 

боевики 2 7 
 

Незначительное число  детей (6ученков) назвали передачи: «Давай поженимся», «Поле чудес», «Вести»  и просто «хорошие детские программы».  

Таким образом, анкетирование  выявило естественные предпочтения детей – мультфильмы и детские  программы. Тревожным фактом можно  считать некоторое количество детей - 2 (7%), предпочитающих мультфильмам и  детским программам боевики. Одновременно с этим мы отметили, что анкеты этих детей, написаны более бедным языком. А при выполнении тестов все эти  дети в своем вымышленном телевизионном  друге главным считают умение драться и побеждать в схватках.  

Ответы на вопрос Что смотреть не нравится? распределились следующим образом: 

Выбор учеников количество % 

Боевики, ужасы и  драки 15 42 

новости 12 34 

реклама 5 15 

сериал «Счастливы вместе» 3 9 

В отличие от предыдущего  данный вопрос выявил желание детей  оградиться от насилия на экране. Значительному  количеству детей(15учеников) не нравятся драки на экране, они предпочитают более мирные программы и позитивные передачи.  

Реклама, которая  раньше вызывала негативные эмоции у  большинства респондентов в прошлом, теперь воспринимается как естественное явление и с ним почти уже  смирились. Некоторые дети даже просили  вернуть старые привычные рекламные  ролики. Это может свидетельствовать  с одной стороны о привыкании к «двигателю прогресса», а с другой – о повышении качества рекламы и ее нацеленности и на подрастающее поколение. Такая стратегия оправданна – нынешние школьники – будущие потребители рекламируемой продукции.  

На вопрос: Зачем  люди изобрели телевидение? мы получили следующие ответы: 

Выбор учеников количество % 

Чтобы смотреть 9 26 

Чтобы смотреть разные программы 8 22 

Чтобы не скучать 11 32 

Не знаю 2 7 

Узнать мир 4 9 

Новости 1 4 

Среди единичных  ответов были: «Развиваться умом», «Когда делать нечего – включить и смотреть», «Чтобы прославиться», «Отдыхать». Данный вопрос был включен в анкету для  выяснения роли телевидения в  жизни ребенка. Поэтому тот факт, что дети не видят в телевидении  источник информации, говорит с одной  стороны о нехватке образовательных  передач, а с другой - показывает, что мотивация «смотрения» детей  ограничена получением сиюминутного удовольствия – посмеяться, поудивляться, повосхищаться.  

С кем из телевизионных  героев хотел бы подружиться? выявил следующие предпочтения детей: 
 

Выбор учеников количество % 

Губка Боб и Человек-паук 6 17 

Джеки Чан и Супер-Мен 3 8 

Гарри Поттер и Том  и Джерри 2 7 

Терминатор, Буратино, Шрек, котенок Гав 1 3 

Кроме них в ответах  фигурировали Анастасия Заворотнюк, Максим Галкин, Тина Канделаки,Антонио  Бандерас в компании с Спанч Бобобом, анимашками, Русалкой, Чебурашкой .  

Детям нужен идеал  для подражания. Кумиров они выбирают неосознанно, в зависимости от понравившихся  качеств. В друзья себе они выбирают людей со сверхъестественными способностями: умеет драться, ползать по стенам и летать по воздуху. Кроме этого  прослеживаются некоторые корыстные  цели – научиться так же драться, защищать от врагов, получать материальные блага. При выборе звезд кино и  эстрады дети руководствуются гламурными, внешними показателями. Они восхищаются  и любуются этими людьми. С мультипликационными  героями весело и забавно –  это тоже имеет существенное значение для дружбы. Всех телевизионщиков  России ребята просили о разном. Самая популярная просьба – делать и показывать больше мультиков, не показывать рекламу и открыть детский  канал. Кроме этого дети хотят  больше добра на экране и «Чтобы не показывали про ужасы», были указаны  частные просьбы – передач  «Галилео», «Самый умный». Один ребенок  пожелал всем здоровья, другой попросил футбол, а третий хочет, чтоб и его  тоже сделали телевизионщиком.  

В ходе нашего исследования мы так же попытались выяснить вид  досуга младших школьников. С этой целью во время перемен, мы мы провели  письменный опрос учащихся. Детям  было предложено продолжить высказывание: "Когда у меня появляется свободное  время, я …". Результаты ответов  представлены в таблице 2.  

Таблица 2 

Характер досуга младших школьников 

Выбор учеников количество % 

Слушаю музыку 11 32 

Гуляю 7 21 

Играю 2 6 

Смотрю телевизор 4 11 

Играю в компьютерные игры 7 20 

Рисую 1 4 

Пою 2 6 
 

Средства массовой информации имеют, в целом 15 детей(43%). Ведущее место в досуге детей  занимает прослушивание музыки. Но в последнее время через средства массовой информации на юных слушателей обрушивается море музыкальной продукции. В основном, состоящей из произведений весьма сомнительных в художественном и нравственном отношении. Следствием этого является активное влияние  звёзд современной эстрады на музыкальные предпочтения младших  школьников. По результатам нашего исследования около 21учеников(60%) учащихся начальной школы предпочитают творчество современных эстрадных исполнителей. Выбирая в качестве своего идеала современного эстрадного певца, младший  школьник будет не только петь его  песни, но и усваивать (даже на подсознательном  уровне) идеи ненависти, убийства и, может  быть, даже и действовать на основе усвоенных идей.  

Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников