Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:04, статья
О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.
На современном этапе развития нашего общества проблема духовности и нравственности приобретает особое значение. Анализ философских источников показал, что существует множество подходов этой проблеме и трактовок к понятий «духовность» и «нравственность».
Введение
ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников
1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания
1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения
1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников
2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка
Заключение
Список литературы
Для выявления уровня
развития духовно–нравственных качеств
у младших школьников мы провели
экспериментальную работу. 3Акласс
и 3Б класс средней
Прежде всего, надо
было выяснить категориальную структуру
нравственности. Поэтому в самом
начале работы предстояло ответить на
вопрос: какие категории в нравственном
сознании являются базовыми? У Платона,
Сократа, Аристотеля находим такие
категории, как «добро», «зло», «мудрость»,
«мужество», «умеренность», «справедливость»,
«счастье», «дружба». В Средневековье
появляется понятие «милосердие», а
в более позднюю историческую
эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Г.Гегель).
Таким образом, для нашего исследования
было взято 10 этих категорий.
С целью выявления
понимания младшими школьниками
сути базовых нравственных категорий
был проведен индивидуальный опрос.
В ходе опроса мы просили младших
школьников пояснить, как они понимают
смысл предъявленных им слов. Статистика
ответов первоклассников
Результаты ответов
представлены в таблице 1.
Понимание младшими
школьниками базовых
Понятия Объяснили
Не объяснили
девочки мальчики девочки
мальчики
Кол. % Кол. % Кол. % Кол.
%
1. Счастье 9 67,7 10 72
1 32,3 3 27,9
2. Свобода 4 77,4 7 86
7 22,6 4 13,95
3. Мудрость 9 35,5 9 58,1 2
64,5 4 41,9
4.Мужество 11 54,8 10 53,5
1 45,2 3 46,5
5.Умеренность 10 32,3
5 11,6 5 67,7 4 88,4
6.cправедливость
10 61,3 8 65,1 2 38,7 2 34,9
7 Дружба 10 96,8 11 95,3 1 3,2
2 4,7
8. Добро 11 93,5 13 79,1
0 6,5 0 20,9
9. Зло 11 90,3 10 88,4 1 9,7
3 11,6
10. Милосердие 5 22,6 4 37,2
8 77,4 8 62,8
11. Долг 1 67,7 3 76,7 10 32,3
10 23,3
12. Вина 5 48,4 13 69,8 6 51,6
0 30,2
Из таблицы видно,
что легче всего было раскрыть
суть понятий «дружба», «зло», «добро»,
«долг», и труднее - «милосердие», «мудрость».
Поясняя смысл категории
«дружба», дети говорили, что это
«люди дружат между собой». Очень
редко в ответах звучали
В толковании категории
«зла» можно выделить три группы
ответов. Первая, наиболее многочисленная,
связана с действием - «это когда
бьют», «когда убивают», «когда человек
делает что-нибудь плохое», «когда все
дерутся». Вторая груп¬па ответов
связана с характеристикой
Добро в представлении
отвечающих - «когда делают добрые дела»,
«всем помогаешь», «всех защищаешь»,
«когда не дерутся», «когда всем уступаешь»,
«когда ты добрый». При этом существуют
значительные различия в ответах
девочек и мальчиков. Для первых
добро связано, прежде всего, с помощью
(«это когда человек хочет помочь
в беде», «это когда помогают»), для
вторых - с отсутствием внешних
конфликтов («это когда никто не
дерется», «никого не обижают»). Некоторые
включили «добро» в дихотомию: «добро
- это когда нет зла». Ответов,
связанных только с эмоциональной
оценкой предъявленной
Несмотря на то что
категории «свобода» и «долг»
объяснило преобладающее
В конце учебного
года подвели итоги, было ли интересно
жить ребятам в школе. Для этого
предложили детям анкету. Первый вопрос
был такой: “Какие наши общие дела
тебе показались интересными и больше
всего запомнились? Ребята перечислили
много мероприятий, проведенных
за год, а те ребята, которые пришли
вновь, написали: “Я узнала, что в
школе можно не скучать, а жить
интересно и весело”. На вопрос “Чему
научили тебя наши дела?” дети написали,
что они научились любить Родину,
свой город, научились охранять природу,
добросовестно трудиться, узнали цену
честности и доброты, вежливости,
научились помогать друг другу и
не оставлять товарища в беде.
Наблюдения показали,
что у ребят сложились
Для выявления предпочтений
детей в телепросмотре мы применили
анкетирование. Анкета открытого типа
(приложение №2) включала 9 вопросов, дети
сами вписывали ответы, исходя из личных
эмоций и предпочтений. Детям было
дано указание: «Пиши, что хочешь и
как хочешь».
Анкета
1. Что ты любишь
смотреть по телевизору?
2. Про что тебе
смотреть не нравится?
3. Сколько часов
в день ты смотришь телевизор?
4. Зачем вообще
люди изобрели телевидение?
5. С кем из телевизионных
героев ты бы хотел
6. Почему?
7. Какая польза
от телевизора в твоем доме?
8. Какие программы
тебе надоели, лучше бы их
совсем не было? Про что делается
слишком мало программ, о чем
бы ты хотел смотреть по
телевизору?
9. О чем бы ты
попросил всех телевизионщиков
России?
С целью подтверждения
результатов анкетирования мы применили
тест «Несуществующее животное», который
был помещен на последней странице
анкеты.
Перед тестированием
мы проинструктировали детей. Им было
предложено придумать и нарисовать
существующего или не существующего
героя, про которого еще не сделали
мультфильм. «Это может быть любое
существо, только поясни: Как его
зовут? Чем оно питается? Какой
у него характер?»
Результаты анкетирования
показали следующее. Существенной разницы
в ответах учеников классов не
выявлено, из чего можно предположить,
что предпочтения младших школьников
данного возраста примерно одинаковы.
На вопрос Что
ты любишь смотреть по телевизору?
Выбор учеников количество
%
любят мультфильмы 29
83
детские программы 4
9
боевики 2 7
Незначительное число
детей (6ученков) назвали передачи: «Давай
поженимся», «Поле чудес», «Вести»
и просто «хорошие детские программы».
Таким образом, анкетирование
выявило естественные предпочтения
детей – мультфильмы и детские
программы. Тревожным фактом можно
считать некоторое количество детей
- 2 (7%), предпочитающих мультфильмам и
детским программам боевики. Одновременно
с этим мы отметили, что анкеты этих
детей, написаны более бедным языком.
А при выполнении тестов все эти
дети в своем вымышленном
Ответы на вопрос
Что смотреть не нравится? распределились
следующим образом:
Выбор учеников количество
%
Боевики, ужасы и
драки 15 42
новости 12 34
реклама 5 15
сериал «Счастливы
вместе» 3 9
В отличие от предыдущего
данный вопрос выявил желание детей
оградиться от насилия на экране. Значительному
количеству детей(15учеников) не нравятся
драки на экране, они предпочитают
более мирные программы и позитивные
передачи.
Реклама, которая
раньше вызывала негативные эмоции у
большинства респондентов в прошлом,
теперь воспринимается как естественное
явление и с ним почти уже
смирились. Некоторые дети даже просили
вернуть старые привычные рекламные
ролики. Это может свидетельствовать
с одной стороны о привыкании
к «двигателю прогресса», а с другой
– о повышении качества рекламы
и ее нацеленности и на подрастающее поколение.
Такая стратегия оправданна – нынешние
школьники – будущие потребители рекламируемой
продукции.
На вопрос: Зачем
люди изобрели телевидение? мы получили
следующие ответы:
Выбор учеников количество
%
Чтобы смотреть 9 26
Чтобы смотреть разные
программы 8 22
Чтобы не скучать 11 32
Не знаю 2 7
Узнать мир 4 9
Новости 1 4
Среди единичных
ответов были: «Развиваться умом», «Когда
делать нечего – включить и смотреть»,
«Чтобы прославиться», «Отдыхать». Данный
вопрос был включен в анкету для
выяснения роли телевидения в
жизни ребенка. Поэтому тот факт,
что дети не видят в телевидении
источник информации, говорит с одной
стороны о нехватке образовательных
передач, а с другой - показывает,
что мотивация «смотрения»
С кем из телевизионных
героев хотел бы подружиться? выявил
следующие предпочтения детей:
Выбор учеников количество
%
Губка Боб и Человек-паук
6 17
Джеки Чан и Супер-Мен
3 8
Гарри Поттер и Том
и Джерри 2 7
Терминатор, Буратино,
Шрек, котенок Гав 1 3
Кроме них в ответах
фигурировали Анастасия Заворотнюк,
Максим Галкин, Тина Канделаки,Антонио
Бандерас в компании с Спанч Бобобом,
анимашками, Русалкой, Чебурашкой .
Детям нужен идеал
для подражания. Кумиров они выбирают
неосознанно, в зависимости от понравившихся
качеств. В друзья себе они выбирают
людей со сверхъестественными
В ходе нашего исследования
мы так же попытались выяснить вид
досуга младших школьников. С этой
целью во время перемен, мы мы провели
письменный опрос учащихся. Детям
было предложено продолжить высказывание:
"Когда у меня появляется свободное
время, я …". Результаты ответов
представлены в таблице 2.
Таблица 2
Характер досуга
младших школьников
Выбор учеников количество
%
Слушаю музыку 11 32
Гуляю 7 21
Играю 2 6
Смотрю телевизор
4 11
Играю в компьютерные
игры 7 20
Рисую 1 4
Пою 2 6
Средства массовой
информации имеют, в целом 15 детей(43%).
Ведущее место в досуге детей
занимает прослушивание музыки. Но
в последнее время через
Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников