Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 04:38, контрольная работа

Краткое описание

Одним из видов изобразительного искусства является живопись. Произведения отражают действительность, оказывают воздействия на мысли и чувства зрителя. Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Одним из жанров живописи является натюрморт. Натюрморт - жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать и природные формы. Поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben - «тихая жизнь».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей
дошкольного возраста……………………………………………………….4
2. Технология ознакомления детей с различными видами искусств….8
3. Особенности проведения с детьми занятий по ознакомлению с натюрмортом…………………………………………………………………14
4. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе
знакомства с натюрмортом………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………….26

Файлы: 1 файл

Знакомство детей с натюрмортом.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Первый этап работы может  быть связан с уточнением и расширением представлений детей об искусстве.

Занятие «О чем и как говорит живопись».

Цель: закрепить у детей  представления о том, что такое  живопись, об особенностях ее жанров и  средств выразительности, вызвать  эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.

Воспитатель, собрав детей, говорит:

- Дети, мы с вами  уже знаем, что живопись - это  один из видов изобразительного  искусства. Секрет живописи в  том, что художник - живописец  с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие, любовь или ненависть. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют, третьи вызывают тревожное ощущение и т.д. Художник умело подбирает цвета и их сочетание, чтобы вызвать эти чувства и у зрителей. А сейчас мы пойдем на нашу выставку и рассмотрим картины. Посмотрите на эти картины внимательно. О чем они? Да, здесь нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, книги, орудия труда художника. Мы уже знаем, как называются все эти картины. Это натюрморты. А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, вырастивших эти плоды, создавших эти предметы. Они радуются их красоте, разнообразию форм и величине, удивляются, восхищаются, предлагают нам полюбоваться ими и видеть красоту в обыкновенных вещах, внимательно и бережно относиться к ним. Художники передают и свое отношение к увиденному, свое настроение. Если мы внимательно посмотрим на картины, то можем открыть много удивительных тайн.

- А вот эта группа  картин, изображающих природу. Как  называется этот жанр живописи? (Пейзаж). Про что художники здесь  хотят нам рассказать? Да, про  красоту нашей родной земли,  от небольшого уголка леса, поля  до величавых просторов, разнообразие ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, полдень, зиму, осень, весну и лето. И здесь художники передают настроение, состояние - то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер и дождь, когда попадает в грозу, снегопад. С помощью цвета, красок каждый художник передает свое отношение к увиденному и мы, глядя на ту или иную картину, начинаем ощущать те же чувства.

Сейчас мы подойдем к  другой группе картин. Какой же здесь  представлен жанр живописи? Портрет. Это человек или группа людей, это и взрослые и дети; иногда мы даже можем увидеть, кто они по профессии: врачи, рабочие, художники, музыканты. И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду. Но и их настроение: грустное или радостное, доброе или сердитое, спокойное или взволнованное; мы видим и их характер: злость, добродушие, хитрость или равнодушие, загадочность или нежность. Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие вам больше всего понравились? Почему?

После небольшой беседы с детьми воспитатель предлагает детям еще раз полюбоваться понравившимися картинами, а затем собирает их около себя и говорит: «Итак, сегодня мы с вами поговорили о таком виде изобразительного искусства, как живопись, и мы увидели, что она может рассказывать об окружающем нас мире с помощью красок на холсте, показывать этот мир очень живо, похоже».

Второй этап связан с  расширением и закреплением представлений  детей о натюрморте. Дети уже знакомы  с однопорядковым и смешанным  натюрмортом. Они приобретают знания о сюжетном натюрморте - типа «накрытый стол» и натюрморте как части других жанров живописи, его роли в картине, о средствах выразительности натюрморта, о разных по характеру изображения натюрмортах, узнают имена художников, пишущих натюрморты, особенности их манеры письма. Особое внимание уделяется развитию у детей ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, использованию в речи искусствоведческих, эмоционально- эстетических терминов, умению общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве.

Первое занятие может  быть посвящено закреплению представлений  детей о натюрморте как жанре  живописи, его видах. Мы назвали его  «Ах, натюрморт, ах, натюрморт!».

Воспитатель заранее  вывешивает картины, изображающие разные виды натюрмортов, знакомые детям с предыдущего года, и вносит 1-2 сложных натюрморта однопорядкового и смешанного характера (такие, как «Груши на зеленой драпировке» М. Сарьяна; «Хлеб, соль и братина» В. Столжарова; «Натюрморт с ящиком красок» Ж.Б. Шардена; из перечисленных могут быть взяты 2-3 в дополнение к уже известным детям). Занятие можно провести по-разному.

Воспитатель усаживает  детей полукругом. Вдруг раздается  стук в дверь.

Воспитатель: - Кто же это к нам стучится? Войдите!

Входит Незнайка (взрослый, одетый в костюм Незнайки).

Незнайка: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Незнайка. Я слышал, что вы сегодня пойдете на выставку натюрмортов. Я тоже люблю натюрморт, потому что это про цветы, фрукты. Ой, как я их люблю! Я вот тоже нарисовал натюрморты. (Показывает детям рисунки. На одном - клумба с цветами, на другом - яблоня с яблоками). Правда, красиво!?

Воспитатель наблюдает  за реакцией детей. Если дети молчат, говорит: «Да, это красиво нарисовано, но разве  это натюрморты? Дети, как вы считаете? Что же такое натюрморт? Ответы детей). Да, в натюрморте могут быть нарисованы цветы, но какие? Уже сорванные, поставленные в вазу. Это могут быть и фрукты, и овощи, но какие? Собранные и красиво разложенные на столе; одежда, продукты питания, книги, орудия труда и многое другое. Понял, Незнайка?»

Незнайка: - Значит, я ошибся. А вы мне покажете картины, где  нарисованы натюрморты?

Воспитатель: - Дети, покажем  Незнайке нашу выставку?

Все переходят в зал, где организована выставка. Воспитатель  предлагает детям и Незнайке полюбоваться картинами, показать ему те натюрморты, которые уже известны детям, те, которые им больше всего нравятся. Через некоторое время воспитатель собирает около себя детей и спрашивает: «Дети, так о чем же рассказывают наши натюрморты? Назовите те предметы, которые изображены на них? (Дети перечисляют). Незнайка, так ты понял, что изображает натюрморт? Художник в натюрморте рассказывает о красоте обычных предметов, цветов, плодов, о загадках, которые они таят в себе, о людях, которые вырастили и создали эти предметы, о том, какие чувства они вызвали у художника, - удивления, радости, раздумье, восторг. Поставленные вместе предметы, разложенные плоды, собранные в букет цветы рассказывают о себе: одни украшают друг друга, другие спорят, кто из них самый важный. Соответственно своим чувствам, мыслям художник подбирает и краски. Поэтому одни натюрморты звучат радостно, весело. Покажите мне такие (дети показывают). Какие краски здесь использовал художник? (теплые, светлые, звонкие). Как их еще можно назвать? Другие натюрморты - задумчивые, спокойные, передают нам ощущение свежести, даже холода. Покажите мне такие. Какие краски здесь использовал художник? Третьи натюрморты звучат нежно, лирически, мягко, тихо. Покажите мне их. А здесь какие краски использовал художник? Здесь среди уже известных вам натюрмортов есть несколько новых. Какие? Давайте внимательно рассмотрим вот этот натюрморт (И.Михайлов, «Овощи»). Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на него? (удовольствие, радость от обилия только что собранных овощей, ягод, фруктов. Какая эта картина? (Светлая, нарядная, праздничная, спокойная, мирная и т.д.) а как вы думаете, почему? Да, художник любуется, восхищается изобилием плодов, которые дарит нам земля. Какие краски он использует? Тепло-коричневые (стол, лукошко, кринка), много изумрудно-зеленых (огурчики, зеленый лук, веточки укропа, петрушки, свеклы), ярко-красные (спелые помидоры), белые (тарелка и чеснок), темно-бордовые (свекла, черная смородина), и все это на фоне фиолетово-розовой, синеватой стены. Спокойная гамма теплых и холодноватых тонов, где теплых больше. А как вы думаете, что о себе хотят рассказать эти овощи, ягоды? (Мы спелые, мы вкусные, мы сладкие! Попробуйте нас! Какие мы свежие, душистые и ароматные!) Дети, а почему художник так (горизонтально) расположил полотно? Да иначе бы все это богатство не уместилось! Художник расположил овощи на деревянном столе, и создается ощущение, что их очень много. Давайте рассмотрим, что лежит на переднем плане. А на заднем? Почему небольшие предметы лежат впереди? (Чтобы их было хорошо видно) А на втором, заднем плане изображены самые крупные: большое блюдо, сито, кринка. Предметов больше справа или слева? (Слева.) Вот поэтому, чтобы было равновесие в картине, художник нарисовал справа высокую кринку.

От картины веет ароматом и свежестью. Художник показал нам, что может принести труд человека. Эта картина и о труде людей. А как бы вы назвали эту картину? Что вспоминается, когда смотришь на нее?» после этого воспитатель  предлагает детям и Незнайке поиграть в игру «Убери лишнюю». Дети выполняют задание, воспитатель проверяет, отмечая, что в этот раз Незнайка не ошибся. Незнайка благодарит детей и обещает еще прийти.

Следующее занятие посвящается  ознакомлению детей с новым видом  натюрморта - сюжетным натюрмортом. Это натюрморты типа «завтрак», «десерт», «накрытый стол», где ярко ощущается присутствие человека. Например: К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Розовый натюрморт»; И. Грабарь, «Утренний чай», «Неприбранный стол»; И.Машков, «Ананасы и бананы». Интересны натюрморты голландцев В.Кальфа и В. Хеды. Этому виду натюрморта может быть посвящено 1-2 занятия.

 

 

Заключение

 

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно  раньше. Необходимо создать предпосылку  для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Постепенно дети учатся говорить на языке художников. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с самыми маленькими, так как дети, постепенно воспринимая их на слух, привыкают к ним. Главное - как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей. В средней группе дети научились правильно пользоваться карандашами и фломастерами, познакомились с акварельными красками и их свойствами, с техникой многослойного ажурного вырезания из бумаги, научились комбинировать различные материалы, усовершенствовались навыки в лепке из пластилина и комбинировании его с другими разнофактурными материалами, познакомились с коллажом, научились использовать цвет для передачи настроения, состояния и своего отношения к изображаемому и т.д.

В старшей группе дети знакомятся с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры - рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью, пластику предметов, обогащают форму, исключая мелкие детали, научились делать простые самобытные вещи.

Кроме того, дети получили первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных  для раннего возраста, об искусстве современного дизайна.

В подготовительной группе дети познакомились с работой  в смешанной технике (карандаши  и фломастеры), с рисованием тушью, получили представление о тоне.

Роль цвета в работах  детей огромна. На занятиях с детьми обсуждалось, какие чувства и впечатления вызывают у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш или кисть и рисовать. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков в работе с акварелью и гуашью помогают развитию у детей чувства цвета.

Беседуя с детьми об изобразительных  средствах и их применении, нужно  показывать, как эти средства использовались людьми, для которых изобразительное искусство стало призванием. Дети имеют возможность сравнивать свои работы с работами мастеров, что научит их понимать и любить изобразительное искусство.

Интересные задачи, которые  ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Афанасьева С. Напитать  душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7.

2. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

3. Галанов А.С. Занятия  с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С. Галанов. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 80 с.

4. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985. - 189 с.

5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

6. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы «Детство». - С-Пб: Изд-во «Детство-Пресс», 2004. - 112 с.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

8. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. - М.: Просвещение, 1956. -297 с.

1 Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985. - С.56.

2 Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1981. - С.78.

3 Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. - М.: Просвещение, 1956. -С.124.




Информация о работе Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста