Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 04:38, контрольная работа

Краткое описание

Одним из видов изобразительного искусства является живопись. Произведения отражают действительность, оказывают воздействия на мысли и чувства зрителя. Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Одним из жанров живописи является натюрморт. Натюрморт - жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать и природные формы. Поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben - «тихая жизнь».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей
дошкольного возраста……………………………………………………….4
2. Технология ознакомления детей с различными видами искусств….8
3. Особенности проведения с детьми занятий по ознакомлению с натюрмортом…………………………………………………………………14
4. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе
знакомства с натюрмортом………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………….26

Файлы: 1 файл

Знакомство детей с натюрмортом.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Однопорядковый натюрморт  изображает объекты одного конкретного  вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и т.д. на картине  может быть изображена и разнообразная  снедь (вид - продукты питания) хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др.; предметы быта - посуда, инструменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др.

Если на картине представлены разнородные  предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию (И. Машков, «Клубника и белый кувшин»; И. Хруцкий, «Цветы и фрукты»; И. Михайлов, «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин, «Бокал и лимон» и др.)

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый  стол», «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и  др. (К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт»; И. Грабарь, «Утренний чай»; «Неприбранный  стол»; И. Машков, «Ананасы и бананы» и др.). В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека - или натюрморты с включение в них пейзажа (Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», И. Серебрякова, «За завтраком»; А. Лентулов, «Овощи»; П.Крылов, «Цветы на окне» и др.).

Натюрморт может быть включен в  портрет, картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для  раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность.

Я отметила основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой, однако следует иметь в виду и другие характеристик натюрморта с точки зрения использованных художником средств выразительности. Так, наше внимание всегда привлекает цветовая тональность - теплая, холодная или контрастная гамма красок. Например, «Хризантемы» (И.Грабарь), «Подсолнухи» (В.Ван Гог), «Натюрморт» (О.Богаевская) - в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), «Купавки» (А. Головин) - в контрастной гамме.

Масштаб композиции в натюрмортах  обычно ориентирован на размер «комнатной»  малой вещи, отсюда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. Несколько иная, чем в других жанрах живописи, и композиция.2

Главными героями здесь являются предметы, вещи, которые и подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту, поэтому  здесь нет больших перспектив, далей, многоплановых точек зрения, где находится сюжетно-композиционный центр, располагается на втором плане. Передний обычно является к основному содержанию картины. К композиции натюрмортов, решаемых декоративно, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, то есть у нижнего края картинной плоскости.

Большое значение в натюрморте имеет  точка зрения. При низком уровне горизонта изображение воспринимается сильно сокращенным в глубину, предметы кажутся более высокими. Точка  зрения сверху как бы ставит изображение «на дыбы», такая точка зрения создает впечатление приземистости предметов. Среднеоткрытый горизонт увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. Глубину пространства усиливает и перспективное изменение каждого предмета.

Формат плоскости - также особое средство выразительности: квадратная форма создает впечатление некоторой  устойчивости, горизонтальная носит  характер панорамности, вертикальная дает ощущение торжественности, монументальности. Для создания композиционного равновесия художники используют свет и цвет, противопоставление крупных и мелких форм, расположенных вертикально и горизонтально. Предметы подбираются художником не случайно; они дополняют, подчеркивают выразительность друг друга или выступают в контрасте, («спорят», «ссорятся»).

Некоторые исследователи рассматривают  натюрморты и с точки зрения трактовки  художественного образа. Так, Н.М.Зубарева предлагала детям натюрморты, выполненные  в обобщенно-реалистической; реалистической, но детализированной; декоративной манере. Реалистически выполненные натюрморты рассчитаны на правдоподобие, внешнюю живописность, объемно-пространственную иллюзорность. Декоративные работы отличает яркость, условность, декоративность, родственная произведениям русского народного искусства. Это обобщенное решение объема, графичность, уплощенность предметов, четкость силуэтов, ограниченное решение пространства, акцентирование ритмов. Изменяется отношение и к пространству. Все предметы как бы приближены к зрителю. От этого весь натюрморт решается почти на одной плоскости. Для большей выразительности иногда применяется четкая контурная линия, подчеркивающая общий силуэт предмета. Часто вводится орнамент, как на фоне, так и на самих предметах, который вплетается в графический ритм всего натюрморта и создает вместе с ним единую гармоничную композицию. Именно натюрморты, выполненные декоративно, как показало исследование Н.М. Зубаревой, наиболее предпочитаемы детьми на первых этапах работы при ознакомлении их с живописью.

Таким образом, знакомя детей с  натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника - и донести  это до детей в доступной форме.

Понимание сложности разнообразия натюрмортов позволит взрослому  правильно отбирать художественные произведения в зависимости от уровня знаний, представлений детей, их опыта  сенсорного и эстетического воспитания. При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту. Однако постепенно дети познакомятся с разнообразными видами натюрмортов, выразительными особенностями этого жанра живописи, творческой манерой художника.

Можно рекомендовать для детей  младшей и средней групп натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты  одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность).

В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности  использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнении к однопорядковым и  смешанным натюрмортам детям  предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно- реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомим и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи.

 

3. Особенности проведения с детьми занятий по ознакомлению с

 

натюрмортом

 

Натюрморт - новый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. И в этом смысле натюрморт рассматривают как ключ к постижению живописного художественного образа.

Знакомство детей с  натюрмортом можно начинать уже  в 3-4 года. Основная задача педагога на этом этапе - вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи  с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства; качество их поверхности.

Детям этого возраста предлагаются однопорядковые, одновидовые  натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем, один-два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно-реалистические или декоративные натюрморты, яркие, нарядные.

Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и  наглядного опыта детей, познакомить  их с теми предметами, которые в  дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы - понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек», и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно использование художественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др. Это могут быть настоящие объекты или их изображение (тогда возможна игра на фланелеграфе).

Перед рассматриванием  картины нужно вызвать у детей  интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы детей. Первым натюрмортом, показанным детям, может быть «Клубника» П. Кончаловского. В предварительной работе посмотрите с детьми, как растет клубника (земляника), как зреют на солнышке ее ягоды. Соберите немного самых спелых, красных ягод на тарелочку, положив туда сначала несколько зеленых листочков, дайте малышам полюбоваться красотой получившегося натюрморта, обратив их внимание на сочетание красного, зеленого и белого цвета, понюхать исходящий от ягод аромат. Придя в детский сад, помойте ягоды, рассмотрите их с детьми, полюбуйтесь еще раз красотой ягод и листочков на белой тарелке, а потом даете каждому попробовать их на вкус.

В этот же день дети могут  сделать аппликацию из готовых предметных форм (ягоды, листья, тарелочка).

На следующий день воспитатель предлагает детям вспомнить  о том, как вчера они собирали землянику, какая она была спелая, сладкая и душистая, какой был прекрасный, теплый, солнечный день, и как всем было радостно, весело.

А затем воспитатель  говорит: «В один из таких дней художник Петр Петрович Кончаловский тоже увидел собранные ягоды земляники. Он удивился их красоте и нарисовал картину. Вот сейчас мы с вами рассмотрим ее». Открывает картину, дает некоторое время рассмотреть ее детям. Затем продолжает: «Перед нами стол. Он стоит прямо под открытым небом, на земле, где-то на даче. А на столе в белой глубокой тарелке много только что собранных красных, спелых, сочных ягод клубники. Посмотрите, какие они красивые. И у каждой оставлен зеленый хвостик, чтобы удобнее было их брать. Художник любуется их формой, ярким цветом. Помните, кА мы с вами вчера любовались?! Он специально положил ягоды на зеленые листочки - от этого ягоды кажутся особенно красными, спелыми. Рядом с тарелкой положен большой зеленый листочек, а на него несколько ягодок. Сочетание красного и зеленого с белым (тарелка) очень нарядно. А что мы еще видим на столе? Ближе к нам? Да, перед тарелкой лежит веточка с ягодками. Наверное, когда вы бываете в лесу, на даче и собираете землянику или клубнику, вам тоже хочется иногда сорвать ее с веточкой, чтобы полюбоваться этими красивыми капельками на кончиках тоненьких зеленых веточек? Вот и художник захотел нарисовать веточку, чтобы показать всем, как она красива.3

Вот мы с вами и посмотрели очень интересную картину. Давайте  ее повесим в группе и будем  любоваться ею. Пусть она нам напоминает о лете, о солнце, о теплом и  ясном небе, солнечной поляне с разноцветными цветами в лесу. А хотите, мы тоже будем художниками и нарисуем картину про землянику? (Дети рисуют крупные красные ягодки с зелеными хвостиками).

Следующей может быть картина, изображающая овощи, фрукты или грибы. Например: П.Кончаловский «Розовые яблоки на круглом столе»; И. Репин «Яблоки»; К. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне».

В предварительной работе также следует обогатить чувственный  опыт детей: составить с детьми натюрморт  из яблок, разложив плоды просто на столе или положив их в красивую вазу; рассмотреть, какие они по форме, цвету; предложить детям выполнить аппликацию, нарисовать яблоки; поиграть в разные сенсорные игры («Узнай по запаху фрукты», «Угадай на ощупь», «Чего не стало» и др. Важно, чтобы в сенсорном опыте детей были представления о вкусе, запахе, цвете, форме объектов.

Так, перед показом  картины К. Петрова-Водкина «Яблоки  на красном фоне» воспитатель  готовит каждому ребенку для  аппликации: красную тонкую бумагу, вырезанные из бумаги изображения яблок, клей, кисточки и салфетки. Кроме того, нужно подобрать разные по цвету настоящие яблоки, среди них и такие, которые совпадают по цвету с нарисованными на картине; несколько кусков ткани.

Структура занятия такова. Сначала дети рассматривают картину, затем составляют похожий натюрморт из настоящих яблок, после чего воспитатель раздает материал для аппликации, причем тоже в большом цветовом разнообразии, чтобы дети имели возможность выбора похожих по цвету как фона, так и самих яблок. Перед рассматриванием картины включается тихая светлая музыка. Дети рассаживаются за столы, перед ними стоит на подставке художественный натюрморт.

 

4. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе

знакомства  с натюрмортом

 

В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, разнообразная снедь, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные; натюрморт как часть произведений других жанров. Показываем им произведения, разные по характеру и манере изображения, средствам выразительности. Главной же задачей является формирование эмоционально- нравственно отзывчивости детей на построение и содержание картины, сопереживания им, соответствия увиденного с собственным опытом и чувствами, вызванными натюрмортом, а уже отсюда дети подводятся к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности, найденных художником. Обращаем их внимание не только на то, что изображено, но и как изображено, и почему именно так. Постепенно и последовательно приобщаем детей к элементарным искусствоведческим знаниям, языку искусства, видению индивидуальной творческой манеры художника, умению выражать свои чувства в речи, используя эмоционально- эстетические, искусствоведческие термины. Учим использовать познанное в собственной творческой изобразительной деятельности.

Информация о работе Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста