Вербальные и невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:39, доклад

Краткое описание

Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние.

Оглавление

1. Характеристика вербального общения.
2. Характеристика невербального общения.

Файлы: 1 файл

Верб и неверб общение.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

      Подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учитывая естественное желание молодого человека получить радость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной перспективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скучной, неинтересной, и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие, другие ценные качества.

      Непросто, например, прекратить довольно частые в подростковом возрасте драки учащихся, избиение сильным подростком или даже группой учащихся более слабого, беззащитного члена коллектива. Но ситуация резко меняется, когда администрация учебного заведения... разрешает поединки. — Пожалуйста, деритесь, но честно. Избиение слабого — подлость. Применение нечестных приемов: нападение группой на одного, удары ногами, использование закладки, удары ниже пояса и т.п. — всегда осуждались честными и благородными людьми. Поэтому деритесь по правилам. Заявка подается классному руководителю. Очевидно, что сильный слабого вызывать не может. Дата поединка, его условия и определение победителя доверяются судейской коллегии, которую вы, ребята, выберете сами.

      В проведенном эксперименте учащиеся с воодушевлением отнеслись к  этому предложению, выбрали судейскую  коллегию, но... заявок не поступило. Драться с равным — перспектива не из приятных. А вопреки решению коллектива избить слабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуждение группы, а то и всего коллектива, ухудшить свое положение в среде товарищей.

      В энемскую среднюю школу Адыгейской автономной области пришел новый преподаватель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог не стал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе с подростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительно показывал, что быстрый бег каждого футболиста — необходимое условие хорошей игры всей команды. А скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях.

      Так появилась первая промежуточная перспектива — начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол.

      Через несколько месяцев появилась  вторая промежуточная перспектива  — необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали заниматься лыжами, чтобы выработать выносливость, необходимую настоящему футболисту. Через два года футбол был забыт совершенно, и на занятиях стал изучаться только программный материал. Причем совершенно безболезненно, и вышло так, что по инициативе самих школьников.

      Однако  этот прием следует применять  эпизодически и, как правило, когда  у преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. В противном  случае есть опасность, что школьники привыкнут выполнять только то, что увлекательно и интересно.

      Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и готовит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении, образцовое поведение в обществе.

      Классный  руководитель зооветеринарного техникума  Л. Ким после неудачной попытки  изменить поведение вспыльчивого и грубого И. Кунчева путем беседы провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстрировать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Ивану. Он любил обращать на себя внимание и охотно взялся подготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведения героем Кунчева и аплодировала, когда он изящно демонстрировал правила этикета.

      Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша стал следить за своим  поведением. Преподаватели и учащиеся отметили, что он стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить старшим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.

      Инсценировка  — один из эффективнейших приемов. Чувства, возникающие у подростка в созданной педагогом психологической ситуации, подталкивают его на осмысление и правильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себя других.

      Переключение. С целью установления высокой дисциплины на занятиях и правильных взаимоотношений со школьниками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким образом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотношений с учащимися или учебной группой.

      В Московском политехникуме связи им. В.Н. Подбельского группа A-II записывала задание по математике. Демонстративно отказался работать учащийся К. — Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу. Предложение преподавателя С. С. Морозкиной пропустить страницу и писать дальше осталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решать его, отвлекая вопросами товарищей.

      Как часто в таких случаях преподаватель  повышает голос, создает нервозную  обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своему здоровью, теряя  время на уроке. Но в данном случае педагог поступила иначе. Светлана Степановна, зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток с удовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу.

      Педагогическое  подключение. Опытный педагог часто опирается на помощь активистов из своего класса, лучших выпускников школы, известных достижениями в труде родителей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Воспитывает занимающихся на их положительном примере.

      Применяя  педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная  передача приближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опираться на группы старших ребят, помогающих педагогу руководить своими младшими товарищами. В этом случае с помощью педагогического подключения мы убиваем сразу двух зайцев: «Лучший способ вылечиться, — говорят психологи, — начать самому кого-нибудь лечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими в учебе, над новичками — это позволяет им чувствовать себя взрослыми. Они невольно подтягиваются, стремясь быть примером для опекаемых.

      Применять педагогическое подключение следует осторожно, деликатно. Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их более сильными товарищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых. Мы ставим одного из них в пример, подключаем к нему более слабого товарища, а у него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам. Догнать его очень трудно, а иногда и невозможно тому, у кого гуманитарный склад ума, перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мы можем подорвать веру учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его.

      Эффективный прием интерактивного общения —  осуждение поступка в коллективе. Вынесение на обсуждение актива класса (группы), а в отдельных случаях и на общее собрание неблаговидных поступков членов коллектива — эпизодически применяемая мера воздействия к нарушителям дисциплины, грубиянам, неуспевающим учащимся.

      Но  для того, чтобы обсуждение провинившегося принесло пользу и ему, и остальным, собрание надо хорошо подготовить: договориться с активом о так называемых забойных выступлениях; помочь подготовить и принять правильное решение; сделать выводы из случившегося.

      К сожалению, к этому приему педагоги часто прибегают, не задумываясь  над тем, что он один из самых сложных  и трудных по организации. Очень тонко подметил А, Крон в романе «Дом и корабль», что нет ничего могущественнее, чем человеческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческое стадо. Коллектив всегда умнее и чище отдельного человека. Стадо всегда не только глупее, но и подлее. Учащиеся при неумелом руководстве могут жестоко, беспощадно обойтись со своим товарищем. В этом случае обсуждаемый будет противопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания в средство расправы.

      Общественное  мнение, направляемое неверно, дает учащимся почувствовать свою коллективную власть, нередко воспитывает жестокость по отношению к товарищам. Так, например, случается, Когда педагог призывает объявить молодому человеку бойкот. Гуманный принцип «Один за всех, все за одного» заменяется в этом случае безжалостным «Все против одного».

      Применяя  прием, необходимо помнить, что школьники  очень болезненно переносят потерю авторитета у товарищей.

      3.Приемы  перцептивного общения

      Перцептивная  сторона общения проявляется  через восприятие, понимание и  оценку людьми друг друга.

      Один  из самых действенных приемов  перцептивного общения — прием парадокса, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возникшая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете. Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников, не закричать, а остроумно использовать создавшееся положение, противопоставив озорству или грубости иронию, а иногда и сарказм.

      Практика  знает немало случаев, когда, умело  воздействуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.

      Когда учительница вошла в 3-й класс 537-й московской школы, стул ее оказался привязанным к столу. — Ах, какие молодцы, ребята! Сколько мы говорили о том, что надо беречь школьную мебель и сегодня вы не на словах, а наделе поступили правильно. Вот только мне сесть неудобно. С этой стороны отвяжите, пожалуйста, стул. Несколько мальчиков наперегонки бросились отвязывать стул.

      Педагогический  опыт, еще раз подтверждаемый приведенными примерами, говорит, что не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины, особенно попытки школьников разыграть учителя, посмеяться на уроке, пошалить., Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дисциплины, с «обидчиками» учителя, забывать о выдержке, достоинстве педагога. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и учителей, и учащихся.

      Парадокс  дает желаемый результат потому, что намеченная нарушителями программа действий потерпела крах. Выработать же новую некогда, да и желание пропадает. Дети отходчивы, и, смотришь, уже смеются над положением, в которое попали. У них развито критическое отношение к мыслям и поступкам других-людей. В первую очередь подвергается сомнению авторитет родителей, педагогов. Этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность, частая и резкая смена настроений. Только что группа, затаив дыхание, ждала, как поведет себя педагог — и вот нарушители дисциплины сами стали объектом насмешек. А смех товарищей страшен для подростков, которые, как правило, боятся стать посмешищем, потерять доверие товарищей — без коллектива, без друзей жить в этом возрасте особенно трудно.

      Прием эффективен и потому, что у молодых людей возрастает стремление к самоутверждению.

      Близок  к «парадоксу» прием незамеченного оскорбления. Когда тот не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности — он «не понимает», что его хотели задеть, обидеть. Увидев, что первокурсники, смеясь, передают друг другу листок бумаги, директор одной из железнодорожных школ Московской железной дороги отобрал его и, обнаружив удачную карикатуру на себя, рассмеялся.

      — Это рисовал настоящий художник, — сказал педагог, — давайте-ка наладим с его помощью выпуск стенной газеты.

      Да, это большое искусство все  видеть, все замечать, но не на все  возмущенно реагировать. Иначе большая  часть рабочего времени педагога уйдет на выявление виновников происшествий, разрешение конфликтов, наведение порядка.

      Итак, умение вовремя сдержаться, заставить  себя поступить достойно возрасту и званию педагога часто не только помогает успешно разрешить конфликт, но и способствует укреплению авторитета педагога, появлению чувства глубокой благодарности к нему.

      К сожалению, в настоящее время  деловая направленность большинства  преподавателей значительно выше, чем  их направленность на взаимоотношения с учащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиеся видят возможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявлении последними большей терпимости и сдержанности. Мелочная же опека, строгий контроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальной свободы обостряют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, а иногда и уход из учебного заведения.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения