Вербальные и невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:39, доклад

Краткое описание

Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние.

Оглавление

1. Характеристика вербального общения.
2. Характеристика невербального общения.

Файлы: 1 файл

Верб и неверб общение.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

      Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на воспитуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благодаря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.

      Если  в учебном заведении распоряжения, просьбы преподавателя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп (классов), в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллективе. Но в своих группах (классах), там где он преподает, авторитет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, назойливо, тактично демонстрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения.

      Преподаватель Сонгурова Т.А. из Сургута заменила ушедшего на пенсию коллегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши, откровенно выражали сомнение в компетентности молодого физика. Особенно трудно было работать со старшими ребятами. Помог случай. Однажды один из преподавателей попросил у Татьяны Анатольевны помощи, не заводился недавно купленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность в электрооборудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нее обстоят дела в группах, где и он работал. Татьяна Анатольевна откровенно рассказала, что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагог предложил: — Я войду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки в электрооборудовании автомобиля, он не заводится.

      Так и сделали. Услышав просьбу, преподаватель  попросила учащихся подождать десять минут и вслед за владельцем машины вышла во двор. А вся группа высыпала вслед за ними. Буквально раскрыв рты молодые люди смотрели, как, быстро найдя неисправность, преподаватель ловко устранила ее. Коллега рассыпался в благодарностях. После этого случая отношение к преподавателю резко изменилось.

      Несколько лет преподаватель работает с  учащимися. Рано или поздно начинают действовать законы адаптации, педагог надоедает воспитанникам. Чтобы этого не случилось, необходимо быть бесконечно интересным в общении, разнообразным в работе, быть личностью в полном Смысле этого слова.

      Прозрачный  намек. Даже в случаях, когда грубо нарушается дисциплина, можно (не повышая голоса, не демонстрируявозмущение) привести факт, сходный по смыслу с проступком. Расчет на то, что воспитуемый самостоятельно установит аналогию со своим поведением и в дальнейшем будет вести себя иначе.

      Ожидание  меры воздействия. Делать замечание, объявлять о наказании целесообразно не сразу после совершения проступка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час с тем, чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человек в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к учителю, достаточно спросить: дал ли он объективную оценку случившемуся. И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите».

      Такой прием эффективен, потому что неизвестность  для человека всегда неприятна. Ожидание наказания нередко тяжелее самого наказания.

      Авансирование доверием, похвалой. Применяя прием, хвалят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением ученика, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Особенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совершивших положительный поступок.

      Один  из приемов перцептивного общения — незаслуженное одобрение. Провинившийся, не выделяющийся чем-либо в лучшую сторону, получает похвалу за прошлые успехи или как член группы, заслужившей одобрение старших, хотя его вклад в коллективный успех ничтожно мал или вообще отсутствует,

      Незаслуженное одобрение часто используют не только опытные педагоги, но и политические, хозяйственные руководители.

      Особенно  эффективен рассматриваемый прием  в работе с посредственно успевающими  школьниками и студентами, пассивно относящимися к общественной работе учащимися. На них, как правило, редко обращают внимание товарищи, старшие, и именно поэтому они особенно восприимчивы к одобрению и похвале.

      Моральная поддержка или  укрепление веры учащегося  в собственные силы. Неоднократно отмечаются успехи подростка в техническом творчестве, натуралистической работе, фотоделе, волейболе и т.п. И ему предлагается испытать свои силы, выручить учебную группу, поддержать марку учебного заведения. Или выбирается кто-нибудь из «неспособных» (разумеется, ему это не говорится) и, например, мастер просит его показать товарищам, как надо держать инструмент, заготовку, каким должно быть положение корпуса, движение руки, т.е. тот элемент, который у него хорошо получается.

      Другой  иллюстрацией этого приема может  служить просьба к неуспевающему оказать помощь преподавателю в обучении новичков или младших, назначение «трудного» школьника старшим группы или капитаном команды, помощником преподавателя, если у него к этому есть склонность

      Анализ  осознания себя через другого  включает две стороны — идентификацию и рефлексию.

      Идентификация — это способ понимания другого  человека через осознанное или бессознательное  уподобление его характеристикам самого субьекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.  Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмом познания и понимания другого человека.

      Экспериментально  установлена тесная связь между  идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Однако здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения — не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

      Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В этом случае имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга в то же самое время есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценка друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга. При этом каждый участник общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Жесты, мимика, интонации -- важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и  умением правильно оценить поведение  участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный -- "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый  взгляд, сразу осечешься, слово застрянет  в горле. А если на лице собеседника  еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело -- взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение "выдает" собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо.

Поэтому надо учиться понимать этот язык.

На какие  же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

  1. Мимика
  2. Жесты
  3. Ритмические жесты
  4. Эмоциональные жесты
  5. Указательные жесты
  6. Изобразительные жесты
  7. Символические жесты

Мимика

Главным показателем  чувств говорящего является мимика -- выражение лица. В "Частной риторике" профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.- Петербург, 1840) есть такие слова: "Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет, в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса".

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения